Чем опасна колея на дороге зимой
Перейти к содержимому

Чем опасна колея на дороге зимой

  • автор:

Как правильно ездить по снежной колее? Четыре особенности зимней дороги

После обильных снегопадов всегда образуется колея. Транспорт пробивает «тропинки», по которым держат ориентир все автомобилисты, а между полосами движения появляются наносы. Колеса в колее держатся за твердую поверхность, и автомобиль относительно хорошо управляется, однако при неправильных действиях можно создать опасную ситуацию. Разбираемся, какие виды колеи бывают и как в них правильно ездить.

Одна на всех

Если дорога не очень оживлена, то водители стараются держаться ее середины. Прижиматься к краю опасно, так как из-за плохой видимости границы узкой проезжей части плохо различимы. Поэтому транспорт едет по центру и пробивает там колею.

При разъезде со встречными машинами приходится вылезать одним колесом на снежные сугробы, предварительно снижая скорость до 30-40 км/ч. Таким образом колея делится между участниками движения пополам.

Статья по теме

Однако в поворотах или в местах с ограниченной видимостью водители не успевают заметить встречный транспорт. Оба автомобиля едут навстречу друг другу и не успевают затормозить, если скорость слишком высока. Поэтому не исключен риск лобовых столкновений.

Передвигаясь в одной колее на заснеженной дороге, необходимо учитывать необходимость экстренного торможения в поворотах перед неожиданно возникшим препятствием. Требуется заранее сбрасывать скорость, чтобы успеть разъехаться безопасно.

Пересечение в повороте

С течением времени, когда на заснеженные дороги выходят спецавтомобили и расчищают трассу, появляются уже две колеи, по одной в каждую сторону. Транспорту уже не требуется разъезжаться по сторонам при каждой встрече, но в этом случае возникает другая проблема.

В поворотах две колеи могут пересекаться и даже сливаться в одну: водители стараются срезать углы и часто «заползают» на встречную полосу. Если при повороте не учитывать эту особенность колеи, то можно спровоцировать аварийную ситуацию. Оба водителя в темное время суток считают, что едут по своей стороне дороги, и не успевают уклониться, когда понимают свою ошибку.

Поэтому перед поворотом лучше заранее поморгать дальним светом и посмотреть конфигурацию колеи. Если вместо четырех дорожек видны три или две, то необходимо сбросить скорость и безопасно прижаться к заснеженному краю дороги.

Колея на обочине

Бывает, что в поворотах колея вылезает на обочину и соскакивает с асфальта. Так происходит, когда на заснеженной дороге транспорт проходит виражи по наиболее удобной траектории и срезает часть трассы. Когда снег утрамбован, автомобили легко минуют этот участок. Однако мягкий снег зимней дороги быстро пробивается колесами, и колея достает до мерзлой земли. Получаются ямки и неровности, особенно на стыках асфальта и гравийной обочины.

Колеса попадают в эти неровности, машина встряхивается, и по кузову идет пугающая волна. Если на дороге гололед, то есть риск получить динамический хлыст в сторону.

Поэтому при правых поворотах нужно готовиться к тому, что колея может соскочить с асфальта и машина попадет на крупные неровности. Главное в этот момент — не дергать руль, держать его по траектории и не бояться.

Нарастающие колебания

В колее автомобиль может разгоняться до высоких скоростей. Однако колея неоднородна и меняется: кое-где она имеет ровные грани, а в других местах — неровные острые края и ледяные наросты, вызывающие рыскания на трассе. Опасность заключается в том, что такие места с неровностями и кочками на колее появляются внезапно.

Статья по теме

Колеса стучат по ледяным буграм, попадают на края, сползают с них, вызывая подруливания задней оси. Если рыскания кузова входят в резонанс с колебаниями подвески, то машину может занести на ровной дороге.

Размеренный ритм движения может мгновенно измениться на пугающую раскачку. И водитель не всегда бывает готов к такому сценарию.

Процесс выглядит следующим образом: машину начинает трясти по бокам, затем она подскакивает и пугающе разворачивает нос. Водителю приходится корректировать этот разворот, но сделать это без спецподготовки непросто, особенно на скользкой трассе.

Поэтому, как только на колее начинается опасная раскачка кузова, лучше пригасить колебания мягким кратковременным торможением. В этом случае амплитуда колебаний изменится и машина сохранит стабильность траектории.

Дорога без опасности / Как избежать заноса на дороге с колейностью: советы эксперта

Зимой на автомобильных дорогах зачастую появляются снежные колеи. В городских условиях они менее опасны, чем на трассе, но и здесь провоцируют непредвиденные ситуации, заставляя водителей двигаться предельно аккуратно. Зимняя колея способствует заторам, замедляет поток и повышает аварийность. Движение по снежно-ледяному накату в населенном пункте – это, по сути, езда по бездорожью со знаками и светофорами. Водитель, как правило, осознает или, в крайнем случае, догадывается, какие сюрпризы может преподнести зимняя дорога. А что говорят водители-профессионалы? Как более безопасно двигаться в условиях колейности, рассказал тренер по контраварийной подготовке и защитному вождению Центра высшего водительского мастерства профессора Эрнеста Цыганкова Владимир Москвин. Движение в колее Нередко является единственным вариантом, так как альтернативное движение по центральному возвышению не всегда уместно, особенно на зауженной дороге. Ширина колеи машины может не совпадать с шириной колеи автодороги. На поворотах и неровностях это приводит к ударам колес о накатанные стенки, что, в свою очередь, способно выбросить автомобиль в сторону. При появлении препятствий вроде припаркованной машины, движение по колее сильно сокращает возможности для маневра. — Главным здесь является выбор такой скорости, при которой, даже если что-то пошло не так, водитель успел что-то сделать, — говорит Владимир Москвин.

Выезд из колеи, перестроение

Этот маневр не всегда удается в первого раза. Выезд чреват потерей сцепления колес с дорогой, возможным заносом и разворотом. — Чтобы выехать из колеи при движении с минимальной скоростью, надо «оттолкнуться» от соседнего борта, — рекомендует эксперт. – Если, например, выезжаем влево, изначально качнем автомобиль вправо. Колея оттолкнет машину обратно. Этот толчок надо использовать, чтобы вывести переднюю ось, а затем стараться аккуратно вытащить заднюю. Владимир Москвин обращает внимание на ключевой момент: не должно быть такого, чтобы руль был выкручен надолго. Пытаясь выехать из колеи, люди часто ошибаются – выворачивают колеса до упора. — При попытке выехать или вернуться в колею должны быть достаточно кратковременные действия рулем. Без ожидания реакции автомобиля руль надо возвращать в положение «прямо», — продолжает тренер. — Если не с первой, то со второй или третьей попытки автомобиль все равно выедет из колеи. Если же повернуть колеса и ждать, машина запросто может поехать на разворот. Она и так попытается это сделать: раз выскочила передняя ось, не факт, что задняя выедет сразу. В этот момент, действительно, может возникнуть занос. У человека, который не прошел контраварийку и не имеет навыков скоростного руления, практически не будет шансов исправить положение. Но если мы короткими действиями рулем пытаемся вытащить переднюю ось из колеи, тогда даже если занос возник, а колеса автомобиля «смотрят» прямо, то у нас будет гораздо больше шансов компенсировать попытку разворота.

Обгон в условиях колейности

Обгон требует смены полосы движения либо выезда на встречную полосу. В ограниченное время водителю нужно сделать маневр, выехав их колеи и вернувшись в нее. Наиболее опасен такой обгон на загородной дороге. — Если мы говорим про трассу, то водителю часто даже и не надо выезжать из колеи, — считает Владимир Москвин. — Например, едет перед нами большегруз со скоростью 80 км/ч. Целесообразно выставить до него дистанцию и ехать эти 80 км/ч. Дело в том, что движение по рыхлому снегу требует навыков контраварийного вождения. А поскольку эти навыки мало у кого есть, то совершать обгон, может, и не надо.
Фото Андрея Антонова/»Марийская правда».

Как правильно ездить по ледяной колее

Зимняя колея таит в себе немало опасностей для автомобиля: резкая потеря управляемости часто становится причиной аварии. Распознать проблемное место можно заранее, и если действовать правильно — неприятных последствий можно избежать.

Бывает так, что зимой колея уходит с асфальта на обочину. Водитель ведет машину по наиболее удобной траектории и поначалу не замечает, что нормальная дорога кончилась. Во время оттепели снег под колесами размягчается и обнажает мерзлую землю со всеми ее неровностями.

И когда машину начинает трясти — водитель понимает, что его увело в сторону, но вернуться назад не так-то просто. Колею в сторону обочины распознать можно на поворотах. Если дорога уходит вправо, а колея приближается к краю насыпи, то скорее всего асфальт на этом месте кончается, пишет aif.ru. Если вариантов миновать неровности нет, то лучше заранее сбросить скорость и приготовиться к тряске.

Еще одна разновидность колеи возникает в свежем снеге. Как правило, она неглубокая и ровная, но довольно скользкая, так как подтаявший снег быстро схватывается льдом. Наиболее опасна такая колея для автомобилей без ABS: их может запросто развернуть на льду.

Если водитель начал ощущать малейший увод в сторону, нужно отпустить педаль тормоза, а затем возобновить плавное торможение с небольшими равномерными нажатиями, будто раскачивая педаль с небольшой амплитудой вверх и вниз. Тогда автомобиль сможет сохранить траекторию движения.

Не менее опасна старая колея в утрамбованном снегу: как правило, по ее краям образуются твердые неровности, которые мешают автомобилю быстро выехать из нее. Иногда эти наросты вызывают неприятную тряску машины, иногда ее даже может занести на казалось бы ровной дороге.

Как только начинаются пугающие покачивания кузова на колее, нужно погасить их мягким торможением в сочетании с аккуратной и плавной коррекцией рулем. Это изменит амплитуду колебаний, и машина останется на нужной траектории. В колее безопасная скорость движения не должна превышать 50 км/час.

Как распознать плохое сцепление колес с поверхностью дороги? Если на прямом участке машина начала рыскать и отклоняться от траектории после наезда на кочки, то скорее всего дорога обледенела. Можно подтвердить догадку резким и коротким нажатием на педаль тормоза. Если включится ABS — то под колесами и правда скользко. Скорость нужно сбросить хотя бы до 70 км/час. В этом случае автомобиль с большой вероятностью вернет себе управляемость.

Колея зимой. К каким проблемам готовиться?

Колея опасна тем, что может стать причиной аварии буквально на ровном месте. Автомобиль, ехавший продолжительное время равномерно и без позывов к сносу, вдруг мечется вправо и влево, забрасывает нос сначала в одну сторону, а затем в другую, и теряет управляемость. Почему это происходит и можно ли заранее распознать проблемное место и подготовиться к возможным неприятностям?

Колея на обочине

Бывает, что в поворотах на заснеженной трассе колея вылезает на обочину и соскакивает с асфальтовой дороги. Водители не видят границы асфальта и проводят виражи по наиболее удобной траектории, незаметно срезая часть поворота. Когда снег утрамбован, автомобили легко минуют этот участок. Однако мягкий снег зимней дороги со временем размягчается в оттепели и пробивается колесами, колея достает до мерзлой земли. Получаются ямки и неровности, особенно на стыках асфальта и гравийной обочины.

При съезде машины с асфальта колеса попадают в эти неровности, в результате чего автомобиль получает удар, подвеска встряхивается, по кузову идет пугающая волна. Если на дороге гололед, то есть риск получить небольшой занос и неприятный отскок машины в сторону.

Поэтому от водителя требуется внимательно следить за направлением колеи. Если на правых поворотах она слишком приближается к краю насыпи, то это верный признак того, что асфальт остается где-то сбоку. В этом случае лучше заранее сбросить скорость до 60 км/ч в зависимости от уровня сцепления с дорогой и подготовиться к возможной встряске.

Статья по теме

Нарастающие колебания

Бывают разные виды колеи. Колея первого вида возникает в свежем снеге, и в самом начале она становится очень скользкой. Снег тает от нагретых колес проезжающего транспорта, затем вода замерзает ночью с образованием на темных полосах асфальта участков ледяной поверхности. Как правило, такая колея неглубокая и ровная, благодаря чему автомобиль хоть и скользит, но редко идет юзом.

Опасность она представляет для автомобилей без АБС, которые при резком торможении могут испытывать разворачивающий момент из-за неравномерного замедления разных колес на смешанных покрытиях. К примеру, если на одной тропке есть лед, а на другой сухой асфальт, то при торможении есть риск резкого увода машины в сторону при нажатии на педаль тормоза. Поэтому, как только такой увод ощущается, потребуется отпустить педаль и тормозить плавно, с небольшими нажатиями на педаль, словно качая ее вниз и обратно. В этом случае можно добиться сохранения траектории движения.

Скользкие канавки

Гораздо опаснее старая колея, которая пробита транспортом в слежавшемся снегу. Если даже она достигает асфальта, то по ее краям образуются буртики из твердого снега, которые мешают колесам быстро и безопасно покидать колею, из-за чего автомобиль начинает испытывать трудности с управляемостью.

Кое-где буртики имеют ровные грани, а в других местах — неровные острые края и ледяные наросты, вызывающие рыскания на трассе. Опасность заключается в том, что такие места с неровностями и кочками на колее появляются внезапно. Плавное и равномерное движение машины вдруг прерывается тряской, колеса стучат по ледяным буграм, попадают на неровные края, сползают с них, вызывая подруливания задней оси. Если рыскания кузова входят в резонанс с колебаниями подвески, то машину может занести на ровной дороге. И водитель не всегда бывает готов к такому сценарию. Машину начинает кидать по бокам, затем она подскакивает и пугающе разворачивает нос.

Поэтому, как только на колее начинается опасная раскачка кузова, лучше погасить колебания мягким кратковременным торможением. В этом случае амплитуда колебаний изменится, и машина сохранит стабильность траектории. Коррекции рулем должны быть плавными и небольшими, чтобы не спровоцировать занос машины. В обледенелой колее с острыми краями безопасная скорость должна быть не выше 50 км/ч.

Обледенелая колея

Распознать плохое сцепление шин с поверхностью можно по поведению машины на прямиках. Если она стала рыскать и на несколько сантиметров менять траекторию после наезда на ямы или кочки, то под колесами действительно скользко. Проверить догадку можно резким, но коротким продавливанием педали тормоза. Если включается АБС, то надо насторожиться. Лучше сбросить скорость со 110 км/ч до 70 км/ч. Обычно тогда к автомобилю возвращается стабильность на скользкой поверхности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *