Что ждать от авторынка в 2024 году
Перейти к содержимому

Что ждать от авторынка в 2024 году

  • автор:

Что ждет авторынок России в 2024 году: позитивный и мрачный прогнозы

Европейские авто заканчиваются и растут в цене. Россияне пересаживаются на китайские машины или общественный транспорт. Что ждет авторынок в 2024 году? О позитивных и негативных трендах рассказал Андрей Родионов («Серконс»)

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

  • новые японские санкции в августе и запрет на ввоз автомобилей премиум-сегмента и объемом двигателя выше 1,9 л;
  • курс на Китай: единственная иномарка, которую можно купить в салоне без пробега, — китайская;
  • всплеск и дальнейшее развитие параллельного импорта.

Эти тренды создали некий эффект стабильности на рынке. Но вопрос, что будет дальше, все равно стоит пока достаточно остро.

Что будет с предложением

По информации «Автостата», у официального Минпромторга на 2024-й большие ожидания. Так, ведомство предполагает, что именно в следующем году авторынок России начнет восстановление и будет способен выйти на уровень продаж 1,3 млн единиц техники, включая до 1,1 млн легковых машин, 113 тыс. легких коммерческих автомобилей, 100 тыс. грузовиков и 15 тыс. автобусов.

«Автостат» ждет роста легкового авторынка России в 2024 году на 18%

Москва. 10 января. INTERFAX.RU — Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году могут вырасти на 18%, до 1,25 млн штук, прогнозируют эксперты аналитического агентства «Автостат». Этот базовый прогноз был обнародован на онлайн-конференции агентства.

Оптимистичный прогноз предполагается рост рынка до 1,4 млн автомобилей (+32% к 2023 году). Пессимистичный сценарий предполагает снижение продаж год к году на 5,5%, до 1 млн единиц.

Как отметил директор «Автостата» Сергей Целиков, в агентстве допускают сценарий роста авторынка и выше отметки в 1,4 млн шт. Предпосылкой для этого, в частности, является относительно большой для российского рынка объем ввезенных в страну в 2023 году автомобилей — почти 1,1 млн штук, включая 706,7 тысячи новых (рост в 3,7 раза к 2022 году), в основном из Китая, а также 387,1 тысячи штук с пробегом (рост в 1,5 раза), более половины которых — из Японии.

Целиков добавил, что продолжается и восстановление производства внутри страны. По данным Росстата, за 11 месяцев 2023 года в России было выпущено 481,6 тысячи автомобилей (+17,5%).

Насыщение авторынка локально произведенной и импортной продукцией, по мнению эксперта, будет стимулировать рост конкуренции между продавцами автомобилей и снижение цен на машины.

«За последние, наверное, четыре года сформировался достаточно большой отложенный спрос. В России живут почти 150 млн человек, и надо ежегодно менять, обновлять парк примерно на 1,8-2 млн машин. Все эти годы рынок был ниже, и все эти годы люди фактически удлиняли срок владения — продолжали ездить на том, что есть, либо пересаживались на б/у-автомобили. Мое ощущение, что хороших, свежих машин на «вторичке» становится все меньше, и придется выбирать что-то (на рынке новых автомобилей — ИФ) — скорее всего «Россию» либо «Китай». Другого практически ничего нет», — добавил Целиков.

По данным АО «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК, совместное предприятие «Автостата» и АО «Электронный паспорт»), продажи новых легковых автомобилей в России в 2023 году выросли на 69%, до 1,06 млн штук. Рынок легковых автомобилей с пробегом, по подсчетам агентства, за прошлый год достиг около 5,7 млн машин (+17%).

Что ждет автомобильный рынок в 2024 году

2023 год был непростым для автомобилистов: цены резко пошли вверх, даже авто в базовой комплектации стало недоступным для большинства покупателей. Кроме того, с рынка практически исчезли западные марки и запчасти к ним. Проблему частично решили поставки из Китая и российское импортозамещение. К концу года дилеры даже немного понизили цены, чтобы избежать затоваривания.

Но остается вопрос: что ждет автомобилистов в 2024-м? Нормализуется ли ситуация на рынке, станут ли машины доступнее и какие это будут машины? Мы собрали мнения аналитиков и составили примерный прогноз.

Цены продолжат расти

Эксперты считают, что автомобили продолжат дорожать. Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ», предположил, что в 2024 году цены вырастут на 10–12 %. На это указывает зависимость средневзвешенной цены от показателя официальной годовой инфляции. В 2022 году инфляция достигла 12 %, а рост цен – 29 %. В 2023 году эти показатели составили 7,5 % и 21 % соответственно. В 2024-м, по прогнозам, ожидается инфляция 4,5 %. Отсюда предположительные 10–12 %.

В России продадут не меньше 1 млн машин

Несмотря на высокие цены, эксперты ожидают рост спроса благодаря стимулирующим программам и господдержке. По самому пессимистичному прогнозу, в России будет продан 1 млн автомобилей. Но большинство специалистов называют более высокие цифры, от 1,25 до 1,6 млн.

Это всё равно ниже, чем в 2021. Чтобы продажи вернулись на докризисный уровень, потребуется 2-3 года. Сейчас им мешают высокие цены, повышение ключевой ставки, ограниченный ассортимент. По словам Рената Тюктеева, заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», мешает и недоверие российских автомобилистов к китайским машинам. Не все готовы поменять привычные западные машины на китайские аналоги.

В лидерах – российские и китайские авто

Несмотря на недоверие автомобилистов, китайские марки займут половину рынка. Этому поспособствуют расширение дилерской сети, выход интересных новинок, гарантии импортеров и дилеров, доступность запчастей.

Ненамного отстают российские производители. Примерно треть рынка придется на LADA и УАЗ. Ожидается немало новинок, например обновленная «буханка» УАЗ-452 или электрический универсал Lada e-Largus.

Рост спроса на авто с пробегом

Некоторые эксперты ожидают, что спрос на подержанные автомобили увеличится. Такая ситуация возможна при сильном росте цен на новые машины. Дополнительным стимулом могут стать отмена двойного НДС и смягчение требований и пошлин на импорт.

Как автомобилисту подготовиться к 2024 году?

Чтобы пережить 2024-й на колесах, мы рекомендуем позаботиться о своем автомобиле. Поменять машину в 2024-м сложно, большинству придется отложить это на потом. Так что главной задачей станет сохранить уже имеющийся автомобиль в идеальном состоянии.

Не пренебрегайте техосмотром, не откладывайте ремонт, если заподозрили неисправность. Доверяйте его надежным, а лучше официальным сервисам: в сомнительных мастерских можно столкнуться с контрафактными запчастями, которых сейчас немало.

Рекомендуем также обязательно сделать антикоррозионную обработку. Ржавчина – главный враг машины, даже небольшие «рыжики» могут разрастись и доставить немало проблем. Работайте на опережение: днище обработайте напыляемым антикором, а наружную часть колесных арок – мастикой. Не забудьте про скрытые полости, для их обработки используется специальный аэрозоль.

Защитить автомобиль от коррозии поможет и шумоизоляция. Первый слой – вибродемпфер – плотно прилегает к металлу, не пропуская влагу и воздух. Машина надежно защищена от ржавчины и к тому же становится тише и комфортнее.

Большинство описанных процедур можно выполнить самостоятельно, и это огромный плюс. Растут не только цены на авто, но и на сопутствующие услуги. Согласно опросу Союза автосервисов России, три четверти мастерских планируют увеличить расценки примерно на 10 %. Так что, если вы хотели научиться самостоятельно обслуживать автомобиль, сейчас для этого самое время.

Конечно, некоторые работы невозможно выполнить дома. Чтобы сделать сход-развал или обновить ПО, придется ехать в сервис. Но установить шумоизоляцию или провести антикоррозионную обработку можно своими руками. Ищите подробные инструкции на нашем сайте и Youtube.

Борьба с Китаем и невыгодные кредиты: чего ждать от цен на автомобили в 2024 году

В 2023 году цены на машины увеличивались галопирующими темпами. Но росла и ключевая ставка ЦБ, которая тащила за собой вверх ставки по автокредитам. В 2024 жёсткая кредитная политика будет продолжена, и придётся с этим жить, считают эксперты. Разбираемся, чего ждать в таких условиях от цен на машины.

Коллаж 78.ru: freepik.com, Elena Mayorova; Bulkin Sergey/globallookpress.com, flaticon.com/M Karruly

В целом 2023 год для рынка новых автомобилей прошёл под знаком восстановления. Если в первом полугодии ещё наблюдался дефицит, то затем склады начали активно пополняться. А продажи, скорее всего, возьмут психологическую планку в 1 млн штук, хотя цены и выросли на 23%.

Однако в конце года оптимистические настроения на рынке несколько угасли. Дело в том, что Центробанк последовательно повышал ключевую ставку, что уже нашло отражение в «стоимости» автокредитов. Как говорят некоторые участники рынка, ноябрь и декабрь стали провальными.

В 2024 году курс на подъём ставки, скорее всего, будет продолжен, хотя продажи и могут при лучшем раскладе дорасти до 1,4 млн авто.

На рынке машин с пробегом также наблюдалось заметное оживление, продлившееся до августа, когда был увеличен утилизационный сбор. При этом средняя стоимость таких машин в декабре скакнула до 1,6 млн рублей. Выясняем, чего ждать от цен в 2024 году, который, как говорят участники рынка, для дилеров будет очень тяжёлым и ознаменуется новыми бездефицитными реалиями.

Растут не только цены, но и импорт?

Как рассказал исполнительный директор «АВТОСТАТа» Сергей Удальцов, если в первые месяцы 2023-го импортировалось по 40 тыс. машин, то теперь этот показатель вырос до 100 тыс.

— Я уверен, что на этом уровне и будем находиться дальше, всё больше производителей расширяют свои модельные ряды. Не вижу причин для снижения импорта новых авто, — заверил Сергей Удальцев.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

По его данным, в целом по стране по финансовой ёмкости рынок вырос практически на 100% и преодолел отметку в 4 трлн рублей. Но при этом стоимость новых машин подскочила в среднем на 23%.

— На рынке новых авто в июне-августе были самые максимальные цены. В сентябре-октябре они пошли чуть-чуть вниз и замерли на отметке в 3,027 млн рублей. Для ноября средневзвешенная цена составила 2,91 млн, — сообщил Сергей Удальцов.

Примечательно, что в 2022 году речь шла о 2,38 млн руб, в 2019 — 1,52.

Директор по коммуникациям ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Анна Уткина оценила рост в 8,08%. Но подчеркнула, что повышение цены значительно отличается у каждого бренда и дилера. Кто импортировал автомобили по новому курсу юаня, наиболее заметно повысил цены в 2023 году. Кто хеджировал эту валюту, смог сохранить и удержать стоимость.

Война с китайцами?

Анна Уткина отметила, что в 2023 году российский авторынок уже преодолел рубеж в 1 млн проданных авто.

— В 2024 году мы ожидаем роста отечественного авторынка в пределах 20%, объём продаж может составить от 1,3 до 1,4 млн автомобилей, — поделилась она.

Эксперты «АВТОСТАТа» с такими прогнозами согласны.

Как считает Сергей Удальцов, рынок новых авто сейчас переходит на принципиально новую фазу, когда впереди всех ждёт жёсткая конкуренция между марками за покупателей. Выросло в 2023 году и количество дилерских центров, правда, в основном за счет китайских дистрибьюторов, на которых приходится более 83% импорта.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Так, если осенью 2022 года в РФ насчитывалось 3141 центр, то теперь их свыше 3500.

Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов согласен: рынку придётся жить в совершенно новых реалиях, когда больше не будет дефицита, диктовать условия начнёт покупатель, и «придётся что-то интенсивно делать, чтобы что-то продать».

— Российские производители обещают поставить 1,5 млн машин. Ещё 1,8—1,9 млн обещают привезти китайцы. А они свои обещания привыкли выполнять. То есть, у нас образуется наконец-то излишек. А это значит, что дилерские сети и дальше будут расширяться. Это будут очень тяжёлые времена и год для нас, — констатировал он.

Сейчас в Петербурге и Ленобласти насчитывается около трёх сотен дилерских центров.

Не всё так просто?

Вместе с тем, как добавил Алексей Седов, в ноябре-декабре 2023-го продажи новых авто практически встали, «многие работали себе в убыток». Так произошло из-за планомерной политики Центробанка по поднятию ключевой ставки.

Как рассказал старший проектный лидер FRANK RG Станислав Сухов, как только она шла в рост, банки начинали реагировать и тоже повышать ставки.

— Сейчас мы имеем 15,5% в новом сегменте, и 18% в пробеге. Максимально это 21% для новых авто и 20% в пробеге. ЦБ говорит, что жёсткая кредитная политика в 2024 будет сохраняться. Пока непонятно, это будет несколько кварталов или весь год. По нашим ощущениям 2024 год будет довольно жёстким в плане автокредитования. И с этим придётся жить. Понятно, что даже по высоким ставкам клиенты будут брать кредиты, хотя таких людей станет меньше, а условия для них окажутся жёстче, — признал он.

Анна Уткина согласна: спрос во всех сегментах активно увеличивался в первую половину года, когда уровень ключевой ставки Банка России был на уровне 7,5 %. Затем она и снижение курса рубля начали давить на спрос.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Как знают опытные автолюбители, вопрос с кредитами на авто имеет принципиальное значение. Банковским заёмщикам дилеры дают хорошие скидки. А долг затем можно погасить досрочно.

А как же машины с пробегом?

Как отметил Сергей Удальцов, в отличие от рынка новых авто поставки машин с пробегом во втором полугодии, наоборот, сократились с 50 до 20 тыс.

При этом в финансовом выражении рынок также вырос с 4 до 5 трлн рублей или на 43%.

— Здесь ёмкость в два раза больше, чем по новым авто, но динамика чуть меньше, — пояснил он.

В целом б/у авто подорожали по году на 16%, в ноябре их средняя стоимость составляла 1 млн рублей, однако в декабре произошёл скачек до 1,6 млн. Для сравнения, в 2022 речь шла о 890 тыс. рублей, в 2019 — 490 тыс.

Но при всём этом динамика удорожания была всё-таки более плавная, чем на «первичке».

Машины с пробегом старались обновить до августа 2023 года, когда резко взлетел утилизационный сбор.

Фото: freepik.com/prostooleh

Маскировка цен?

Как считают участники рынка и эксперты, несмотря на преодоление дефицита в 2024 году, официально цены на новые авто никто снижать не будет, но дилеры начнут работать с клиентами в индивидуальном порядке, предлагать персональные скидки, устаивать акции и понижать стоимость иными путями.

— Уже есть акции и идёт реклама по подаркам шин в комплекте с новым автомобилем и снижением цены при сдаче авто в trade-in. Есть и субсидированная ставка, — рассказывает Сергей Удальцов.

Игорь Седов предполагает, что в 2024 году будут нередки ситуации, когда на ценнике станет значиться одна сумма, но в беседе с менеджером можно будет добиться гораздо лучших условий.

— В 2024 году рост стоимости автомобилей продолжится. Одним из факторов станет то, что цены на китайские автомобили 2023 года сформировались в 2022 году. И весь текущий год производители держали цену, несмотря на колебания курса рубля, который с осени 2022 года ослаб на 30%. Стимулом для снижения цены может стать возврат курса рубля к показателю 80 рублей за доллар США, — уверена Анна Уткина.

Фото: freepik.com/standret

Автоэксперт, шеф-редактор портала об автомобилях Денис Смольянов напоминает: новые автомобили с конвейера ещё никогда не дешевели. Другое дело, что они могут простоять на складах долгое время и только после такого простоя потом незначительно упадут в цене.

— С удешевлением в среднем по рынку возможен сценарий с приходом новых бюджетных брендов и их линеек, — убеждён он.

Что с б/у авто?

В отношении цен на авто с побегом собеседники готовы предоставить различные версии.

По мнению Дениса Смольянова, такие машины начнут только дорожать, потому что рынок будет стремительно вымываться. По классике жанра на «вторичку» идут «железные кони», приобретенные 3—5 лет назад. А в том же 2020-м со стартом карантинных ограничений уже начались проблемы в третьем квартале с логистикой.

Игорь Седов прогнозирует противоположенную картину, правда, не для тех, кто покупает авто у частных продавцов, а приобретает в салонах.

— Trade-in получит хорошее развитие в 2024 году, потому и машин станет больше. Держать высокие цены на б/у дилерам не имеет смысла, когда нет дефицита, — подчёркивает он.

По словам Сергея Удальцова, в своё время авто с пробегом были относительно дешёвые, так как их массово везли из Японии. Повторение этой истории с Китаем невозможно, так как большинство дилеров связываться с таким сценарием не захотят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *