Для чего на ведомом диске сцепления накладки из фрикционного материала
Перейти к содержимому

Для чего на ведомом диске сцепления накладки из фрикционного материала

  • автор:

Фрикционные накладки сцепления: из каких материалов лучше

Эффективность передачи крутящего момента, плавность включения, износостойкость и долговечность сцепления в большей степени зависит от материала, который используется для фрикционных накладок ведомого диска. В данной статье описаны все наиболее популярные на сегодняшний день материалы, которые используют автопроизводители.

Оглавление: 1. Органические накладки 2. Кевлар 3. Керамика 4. Металлокерамика 

Органические накладки

Основой органических фрикционных накладок является фенольная смола (синтетический материал, полученный поликонденсацией фенолов с различными альдегидами, в числе которых, например, формальдегид), модификаторы трения (порошок металлов или оксидов металлов), и различные составы резиновых смесей. Такие фрикционные накладки бывают двух типов:

  • Формованные накладки, часто называют отлитые (molded facing). Недорогие в производстве, но имеют небольшую прочность: при стендовых испытаниях они начинаются разрушаться при достижении 5000 оборотов в минуту и температуре 250 С. В настоящий момент эта технология является устаревшей и остались лишь немногие предприятия в азиатских странах, которые её используют.
  • Плетеные накладки (woven facing). В материал таких фрикционов вплетены нити из стекловолокна, что значительно повышает прочность изделия: при стандартных стендовых испытаниях разрушение начинается при достижении 10000 оборотов в минуту, а рабочая температура достигает 300 — 320С. Плетеные органические фрикционные материалы обычно используются для комплектации сцеплениями современных серийных автомобилей, поскольку они обеспечивают хорошую комбинацию плавности включения, прочности, износостойкости и стоимости. При эксплуатации на малых и средних нагрузках ресурс заводского сцепления составляет 100 – 150 тыс. километров. В настоящий момент это самый распространённый материал для массовых автомобилей, доля которого составляет 90%.
  • Усиленные органические накладки (Heavy-duty organic facings). Сделаны на основе предыдущего типа органических накладок: они имеют такое же конструктивное исполнение и они также обеспечивают плавное трогание автомобиля с места, но температурный режим, при котором они сохраняют свои рабочие свойства, достигает 370С, что значительно повышает их стойкость и долговечность. Такие улучшенные характеристики органических накладок типа HD Organic обеспечиваются наличием в основе фрикционов дополнительного количества металлических компонентов, которые собственно и усиливают фрикционный материал в плане термостойкости и износостойкости. Максимальная рабочая температура накладок этого типа всего на 50 градусов выше обычных органических, однако, эта разница позволяет получить довольно износостойкий материал, пригодный к использованию в накладках ведомых дисков для лёгких коммерческих автомобилей и легковых автомобилей, которые часто эксплуатируются с прицепом.

Кевлар

Кевлар (Kevlar) – торговая марка синтетического материала, созданного химическим концерном DuPont, который пришел к автопроизводителям из космической отрасли. Этот прочный и легкий материал имеет два ключевых преимущества для фрикционных материалов: долговечность и плавность включения. С точки зрения долговечности и износостойкости, накладки из кевларового волокна служат в 2-3 раза больше органических собратьев, при этом, не изнашивая значительно рабочие поверхности маховика и нажимного диска.

Жаропрочность и коэффициент трения = 0.35-0.37 делает кевлар отличным выбором для внедорожников и других автомобилей, эксплуатируемых в жестких условиях при значительных нагрузках на трансмиссию.

Обратите внимание

Ведомые диски с такими накладками отличаются сложным монтажом, который лучше доверить специалистам, а также необходимостью бережной обкатки в течение первых нескольких тысяч километров пробега.

Керамика

Керамический материал представляет собой смесь меди, железа, оловянистой бронзы, диоксида кремния и (или) графита. Смесь перечисленных «ингредиентов» в строго определенных составах спекается в единую пластину, которая затем приклепывается к ведомому диску сцепления. Благодаря своей структуре, керамические диски имеют высокую долговечность, выдерживают большие перепады температур и экстремальные нагрузки. Температурная стойкость керамики доходит до 540 градусов.

Важно отметить, что рабочие поверхности деталей – маховик и нажимной диск, сопряженные с такими накладками, должны иметь специально обработанные поверхности. Также для данного материала также важно отметить, что статический коэффициент трения находится в пределах 0.4-0.6, а это означает, что включение сцепления будет резким и неприятным для пассажиров. Для плавного трогания автомобиля с места водителю, незнакомому с таким сцеплением, предстоит потренироваться управлению педалями газа и сцепления. Керамические диски сцепления используются в легких дизельных грузовиках, гоночных автомобилях и сельскохозяйственной технике.

Металлокерамика

Металлокерамические накладки (Feramic) представляют собой комбинацию стали, диоксида кремния, оловянистой бронзы и графита. Иногда вместо стали используется чугун или алюминий. Состав компонентов данной смеси напоминает состав описанной выше керамики – разница состоит в значительно большем процентном содержании металлов. Проще говоря, этот материал – керамика, усиленная металлами: Feramic = Fe (ferrum -железо) + ceramic. Металлокерамические диски могут быть как цельными, так и сегментными.

Наибольшее распространение такие диски получили там, где мгновенное включение сцепления играет важную роль: в среде гоночных автомобилей. Это обеспечивается высоким коэффициентом статического и динамического трения (= 0.5-0.55) и высокой температурной стойкостью – до 600 градусов.

Для повседневного автомобиля такое сцепление будет мучением для водителя и пассажиров: плавное трогание с места просто не является возможным.

Инновации LuK

Ведомый диск LuK с органическими накладками

В состав фрикционных накладок из органического материала ведомого диска LuK входит стекловолокно со следующими наполнителями:

  • феноло-альдегидный полимер;
  • меламино-альдегидный полимер;
  • резина;
  • сульфат бария;
  • арамид/кевлар.

Для повышения износостойкости в материал накладок могут быть добавлены медные и стальные волокна. Нормальными условиями работы для органических фрикционных накладок является нагрев до температуры в диапазоне 100 – 200оС, возможен кратковременный нагрев до пиковой температуры 350оС.

Применение

Для одинарных и двойных сцеплений, в зависимости от назначения и диаметра сцепления подходят для тракторов мощностью до 120кВт.

Диск сцепления LuK с металлокерамическими накладками.

Ведомый диск сцепления МТЗ LuK металлокерамический

Металлокерамические фрикционные накладки получают путем высокотемпературного спекания спрессованной для придания определенной формы комбинации порошкового материала и металлических частиц.В отличии от накладок из органического материала металлокерамические обладают более высоким коэффициентом трения, который обеспечивает передачу большего крутящего момента при меньшем усилии прижима. В результате достигается более мягкость реакции педали.Кроме этого, металлокерамические ведомые диски LuK способны обеспечить нормальную работу сцепления при температуре в 400оС, а в коротких периодах до 600оС.

Применение

Для тракторов с одинарным и двойным сцеплением и высокой мощностью до 200кВт. Такие накладки хорошо подходят для использования в мощных тракторах, например в тракторах с полным приводом и/или фронтальных погрузчиках. Например, сцепление LuK для МТЗ или ХТЗ.

Диск сцепления LuK с металлокерамическими накладками с сетчатой гравировкой

Ведомый диск сцепления МТЗ LuK металлокерамический с гравировкой

Являются вариацией металлокерамических накладок. Нанесение сетчатой гравировки препятствует прилипанию ведомого диска сцепления к маховику или к поверхности нажимного диска в экстремальных условиях эксплуатации трактора.

Выгравированная сетка в виде канавок на фрикционной накладке обеспечивает движение по ним воздуха и предотвращает эффект присасывания диска сцепления. Также применение поверхностного рисунка способствует эффективному отводу продуктов износа.

Новое поколение фрикционных накладок LuK.

Фрикционные накладки из традиционных материалов, как правило, в состоянии обеспечить либо высокую степень прочности и термической устойчивости, либо хорошие характеристики трения. У инженеров Schaeffler Gruppe до настоящего времени не получалось объединить эти качества.

Совсем недавно LuK выпустил на рынок фрикционные накладки HD30 PLUS, в которых реализовано простое решение, чтобы впервые добиться невозможного. Структура фрикционной накладки состоит из двух слоев, свойства каждого из которых направлены на решение определенного круга задач:

Внешний слой обеспечивает высокий коэффициент трения для эффективной передачи крутящего момента и комфортного переключения передач, но при этом демонстрирует сопротивление преждевременному износу. Нижний/внутренний слой отвечает за высокотемпературную устойчивость и стабильность геометрических параметров, обеспечивает жесткость и прочность накладки.

Фрикционные накладки LuK HD30 PLUS отличают:

  • повышенный срок эксплуатации;
  • устойчивость к износу;
  • высокая прочность на разрыв;
  • высокая термическая устойчивость;
  • эффективное гашение колебаний;
  • комфорт в управлении;
  • невысокая стоимость

Сцепление, в состав которого входят диски с накладками HD30 PLUS имеют яркие красные наклейки на упаковке: HD30 PLUS. Новые фрикционные накладки доступны в размерах 430мм, 400мм и 360мм. Такой диапазон размеров позволяет покрыть 80% европейского рынка сцеплений для грузовиков — MAN, DAF, SCANIA, VOLVO, MB.

Адрес: 603043, г. Н. Новгород, ул. Героя Советского Союза Поющева, д. 16В

Фрикционные накладки диска сцепления

Изготавливаем заготовки фрикционных накладок в виде прямоугольных пластин состоящих из стального каркаса к которому припекаются различные фрикционные материалы на основе железа и меди. Толщина каркаса варьируется от 1.5 до 15 мм, а толщина фрикционного слоя от 1 до 8 мм.

  • 1 Шестереночного типа
  • 2 Роторного типа
  • 3 С наружным зацеплением шестерен
  • 4 С внутренним зацеплением шестерен

prod

prod

prod

prod

prod

prod

img

Накладки фрикционные для сцепления

горизонтальных и вертикальных рычагов

триангелей или траверс с башмаками и тормозными колодками

числа тормозных цилиндров и места их расположения

числа тормозных колодок

Изготовление заготовок фрикционных накладок диска сцепления

заготовка фрикционной накладки диска сцепления фото

Наше предприятие Промметкомпозит серийно изготавливает заготовки фрикционных накладок в виде прямоугольных пластин состоящих из стального каркаса к которому припекаются различные фрикционные материалы на основе железа и меди. Толщина каркаса варьируется от 1.5 до 15 мм, а толщина фрикционного слоя от 1 до 8 мм.

В отличии от асбокаучуковых и асбосмоляных фрикционных изделий работающих до 300-400ºС спеченные металлокерамические изделия могут работать при температуре до 1000 ºС и выше. Способность поглощать теплоту, выделяемую в процессе торможения у металлокерамических материалов в 2 и более раз выше по сравнению с асбонаполненными. Поглощение осуществляется за счет перехода введённых в состав металлокерамики добавок из твердого состояния в жидкое, при этом расплавленный̆ металл из структуры материала не уходит.

Купить заготовки фрикционной накладки диска сцепления от Промметкомпозит

Мы реализуем заготовки фрикционной накладки диска сцепления как в виде пластин, так и в виде готовой накладки. Наличие инструментального цеха с чпу оборудованием позволяют изготавливать накладки соответствующие требованиям заказчика.

Фрикционными накладками сцепления называют детали, обеспечивающие сцепление и плавность передачи момента вращения в коробке передач автотранспорта.

Принципы работы накладок сцепления

Накладки сцепления закрепляются на обе стороны фрикционного или ведомого диска муфты сцепления различных машин. Решающее предназначение ведомого диска с накладками является передача вращения от силовой установки (двигателя) на ходовую часть (трансмиссию). Для предотвращения различных вибраций из-за неритмичной работы двигателя устанавливается специальный пружинный компенсатор.

Фрикционным накладкам необходимо соприкоснуться с трущимися элементами сцепления, буквально сцепиться с ними, плавно передавая крутящий момент.

Особенности эксплуатации фрикционных накладок

Фрикционные накладки используются в узлах сцепления многих машин, грузовиков, тракторов и другого спецтранспорта. При соприкосновении с крутящими деталями на них воздействуют огромные нагрузки, накладка резко нагревается до температур 300 – 350 градусов. Такие условия негативно сказываются на фрикционных накладках, и приводят к естественному износу или выгоранию.

Конечно, при такой работе накладки необходимо периодически заменять, что бы избежать больших неисправностей. Определяют необходимость замены накладок, почувствовав характерный запах или услышав звуки нештатной работы коробки передач.

Основными причинами износа фрикционных накладок являются:

  • естественное изнашивание;
  • неравномерность или грубость вождения. Рывками при трогании, длительной ездой с выжатым сцеплением накладки изнашиваются очень быстро;
  • неотрегулированная педаль сцепления.

Вовремя заменив фрикционные накладки при обнаруженных признаках, увеличим время эксплуатации других деталей коробки передач.

Из чего изготавливаются накладки дисков сцепления

Длительная эксплуатация накладок сцепления зависит не только от правильного вождения, но и из-за материала изготовления самой накладки. Различные материалы повышают эффективность ее работы, что влияет на ее стоимость.

Фрикционные накладки бывают следующих типов:

  • 1 навитая;
  • 2 формованная;
  • 3 тканая.

Основной материал изготовления – это композитная смесь, состоящая из частиц стекла, металла и других скрепляющих добавок.

Навитые накладки производятся методом наматывания специальной нити вместе с металлическими проволоками. В последующем такие заготовки подвергают прессованию. При формованном методе композиционную смесь заливают в пресс-формы и также прессуют при больших температурах.

В современных автомобилях наиболее распространено использование фрикционной органической композиции, ее используют в 95% автомобилей. Этот материал неприхотлив при эксплуатации в обычных условиях небольших нагрузок, дешев в производстве. Накладки такого типа обеспечивают сцеплению мягкое включение и плавный момент начала движения. Но при больших нагрузках такие накладки будут быстро изнашиваться, поэтому нужно приобретать изделия надежней и естественно дороже.

Если рассматривать основные свойства качественных фрикционных накладок, то необходимо обратить внимание на:

  • Идеальное техническое состояние. На поверхности не должно быть сколов, трещин, шероховатостей или иных повреждений.
  • Поверхность накладки не должна иметь следов различных жидкостей, которые при эксплуатации приведут к пробуксовке сцепления.

ico

prommetkompozit@gmail.com

(050) 391 88 09 (045 94) 6 81 86

  • Главная
  • Продукция
    • Фрикционные изделия
    • Антифрикционные изделия
    • Конструкционные изделия
    • Электротехнические изделия
  • Статьи
  • О нас
  • Контакты

Фрикционные накладки сцепления — основные характеристики

Фрикционные накладки сцепления обеспечивают зацепление и плавную передачу момента вращения в муфтах сцепления автотранспортных средств. Исходя из конструкции автомобиля и устройства его коробки передач, накладки могут быть формованные из композиционных материалов, или эллипсонавитые.

Принцип работы накладки сцепления

Накладка диска сцепления

Одним из ключевых составляющих муфты сцепления автомобилей, в том числе и грузового автотранспорта, являются накладки дисков сцепления, которые укрепляются по обеим сторонам диска ведомого. Основной задачей данного механизма является передача вращения от силовой установки на ходовую часть. Дополнительно установленный пружинный компенсатор предотвращает вибрации при неравномерной работе мотора.
На фрикционные накладки дисков сцепления приходится ответственная работа по вхождению в соприкосновения с трущимися деталями сцепления и обеспечения плавной передачи крутящего момента.
В этот момент на накладку действуют разнонаправленные нагрузки, и возникает высокая температура на поверхности изделия, что естественно приводит со временем к выгоранию и износу.

Основные причины износа накладки фрикционной и ее замены:

— Естественный эксплуатационный износ;
— Рывки при трогании грузового транспорта (особенно груженого) и грубое вождение;
— Неправильно отрегулированная педаль сцепления;

Помните! Своевременная замена накладок сцепления увеличивает срок эксплуатации всей муфты сцепления, а также создает комфортные условия для безопасного вождения.

Применение фрикционных накладок сцепления

Ключевую роль в управлении грузовыми автомобилями, тракторами и спецтранспортом играют фрикционные накладки сцепления, принимающие на себя основные нагрузки при передаче крутящего момента. Учитывая сложные условия эксплуатации тяжелой грузовой техники, фрикционные накладки дисков сцепления из-за выгорания и износа необходимо регулярно заменять.
Определить время замены можно по характерному запаху во время переключения передач, нештатной отработке механизма сцепления и появлению посторонних шумов в коробке передач.
Фрикционные накладки сцепления рассчитаны на работу при температурах до 350 градусов и выше. Это необходимое условие, особенно в грузовиках и тракторной технике, поскольку сцепление рассчитано на силу трения, то в момент работы дисков, температура достигает критических показателей.

Из чего изготавливаются накладки дисков сцепления

Эффективность работы сцепления в момент максимальных нагрузок и его эксплуатационный ресурс в большой степени зависит от материала, служащего для вхождения дисков в зацепление. Эту функцию выполняют накладки дисков сцепления, изготовленных из различных материалов.
В большинстве случаев, материалом служит композитная смесь волокон стекла, металла и скрепляющих добавок.
Существуют следующие виды накладок сцепления:

— Тканые;
— Навитые;
— Формованные;

Полимерный композиционный материал формуют в пресс-форме с принудительным подогревом. Эллипсонавитые накладки производят из пропитанной нити с металлической проволокой и последующим процессом вулканизации в специальных прессах. Очень распространенный материал – композиция органическая фрикционная. Накладки из данного материала идеально подходят для небольших нагрузок, при жестких условиях необходимо выбирать более дорогие и надежные. Для семейного передвижения ресурс накладки может достигать 120 тыс. км и более, при жестких условиях, накладка может выйти из строя уже после 10 тыс. км пробега.

Основные признаки и свойства качественной фрикционной накладки (на что обращать внимание при выборе)

По состоянию накладки можно определить техническое состояние ведомого диска. У некачественных накладок можно рассмотреть сколы, трещины, шероховатости. Накладки из органической композиции не отличаются износостойкостью.
На поверхности накладок не должно быть масла или иных жидкостей, что приводит в пробуксовке сцепления и быстрому выходу фрикционной накладки из строя.

Ассортимент фрикционных накладок сцепления для грузовых автомобилей смотрите в разделе КАТАЛОГ.
По вопросам приобретения накладок дисков сцепления обращайтесь в отдел продаж АО «Тамбов АТИ» по телефону в Москве (495) 789-69-88 или через форму обратной связи на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *