Измеритель оборотов на приборной панели автомобиля
Перейти к содержимому

Измеритель оборотов на приборной панели автомобиля

  • автор:

Зачем нужен тахометр в современной машине

Автоиндустрия сделала все возможное, чтобы новый автомобиль шел в ногу с современными технологиями и помогал водителю отслеживать состояние транспортного средства. Поэтому автовладельцу не обязательно штудировать учебники по автомеханике, чтобы запомнить устройство своего автомобиля. Однако далеко не каждый водитель сможет ответить на вопрос, зачем ему нужен тахометр на панели приборов. Мастера автосервиса Прагматика попробуют объяснять это простым языком.

Даже если автовладелец заучит фразу из википедии, что тахометр – это прибор, предназначенный для измерения частоты вращения коленчатого вала автомобиля за одну минуту, далеко не все смогут объяснить, зачем водителю следить за этим показателем.

Продвинутые автовладельцы, как правило, с МКПП могут раскрутить мотор до высоких оборотов для улучшения динамики. Однако ни для кого не секрет, что езда в таком режиме существенно сокращает срок жизни двигателя. Так же, как и движение на пониженных оборотах. Именно для функции контроля оптимального количества оборотов и создан тахометр. Это позволит не только увеличить ресурс двигателя, но и прилично сэкономить драгоценное топливо.

У каждого автомобиля свой оптимальный диапазон для стрелки тахометра. Как правило, это 2000-3000 оборотов в минуту.

В авто с механической коробкой передач и ручным режимом АКПП обороты на тахометре контролируются переключением передач. В «автомате это делают при помощи педали газа.

Знаете ли вы, что по тахометру можно диагностировать неисправность двигателя? Если на холостом ходу показатель оборотов неустойчив и стрелка «носится» по циферблату, то это явный признак, что пора в автосервис.

Конечно, вряд ли каждый водитель захочет тратить время на ручную настройку оборотов коленвала, особенно с автоматической коробкой передач. Поэтому в большей степени тахометр используется мастерами автосервиса при диагностике двигателя.

Назначение автомобильного тахометра

На приборной панели любого автомобиля находится стрелочный прибор, а именно тахометр, на циферблате которого имеются деления от 1 до 8, после которых идет красная зона. Несмотря на то, что тахометр устанавливается на все современные автомобили, не все водители знают, что же такое автомобильный тахометр, а также в каких случаях он применяется. В этой статье мы рассмотрим устройство и принцип работы прибора.

Что такое атвомобильный тахометр?

Изначально тахометры не использовались в автомобилях, так как автопроизводители считали необходимым ведение контроля и измерение только скорости машины, поэтому транспортные средства комплектовались только спидометром. Со временем применение автомобильного тахометра стало необходимым.

Автомобильный тахометр устанавливается на автомобили для измерения частоты вращения коленвала. В зоне делений от 1 до 8 отображается частота вращения двигателя, а стрелка в красной зоне указывает, что режим является опасным для двигателя. Тахометр применяется для того, чтобы обороты двигателя не превышали максимально допустимые значения, что облегчает выбор передачи и максимально продлевает ресурс мотора. При приближении стрелки тахометра к красной отметке, рекомендуется переключиться на повышенную передачу.

Чтобы расшифровать данные на цифровом табло тахометра, необходимо обратить внимание на надпись посередине. В большинстве случаев там стоит значение «х1000» (для того, чтобы не отображать нули на циферблате), таким образом мы можем получить данные о количестве оборотов в минуту, который совершает коленчатый вал.

Для чего нужен тахометр в автомобиле?

Регулировка холостого хода является важным элементом в настройке системы питания автомобиля и подразумевает выставление оборотов в 700-900 единиц при минимальном потребления топлива. Таким обозом, тахометр позволяет правильно выполнить настройку карбюратора.

При прогреве мотора автомобиля зимой, также используется тахометр. В инжекторных автомобилях используется система завышения оборотов, которая позволяет ускоренно прогревать мотор, — как только частота вращений коленвала становится минимальной, автомобиль может начинать движение. Однако, на слух этот процесс контролировать достаточно сложно и небезопасно для самого автомобиля, и поэтому на помощь приходят тахометры.

Тахометр также позволяет проводить диагностику неисправностей. С помощью показании этого прибора можно определить, как появление плавающих оборотов, так и их завышение. Таким образом, можно узнать, исправен двигатель или же нуждается в ремонте.

Тахометр регулирует правильный разгон и замедление автомобиля. Многие инструкторы автошкол рекомендуют переключать передачи согласно показателям прибора:

  • чтобы сэкономить топливо, переключайте передачу на 2000-2500 об/мин.
  • для получения хорошей динамики автомобиля — придерживайте уровня оборотов в 3000-3500 ед/мин.;
  • как только обороты начинают падать, необходимо включить пониженную скорость;
  • движение по трассе требует контроля скорости и оборотов — скорость должна быть высокой при сохранении низких оборотов, что важно для экономии топлива;
  • при обгоне число оборотов должно находиться на отметке в 3000 единиц.

С опытом водители сами начинают чувствовать, при каких условиях необходимо переключать передачу.

Тахометры бывают цифровыми и аналоговыми.

Цифровые тахометры выполняются в виде электронного табло, на котором отображается вся необходимая информация (подсчеты оборотов вала и двигателя).

Аналоговый тахометр является одним из первых и применяется на большинстве автомобилей, а значения показываются с помощью стрелки. Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу – сигнал от вала передается на микросхему, которая задает движение стрелки по шкале.

Метод установки автомобильного тахометра бывает штатный или выносной. Выносные тахометры как правило применяются в спортивных автомобилях, где необходима точная корректировка оборотов двигателя.

Опасные режимы

Многие водители знают, насколько негативно сказываются большие обороты на деталях двигателя. Для их ограничения используется красная зона тахометра, которая начинается с отметки в 7000 оборотов. Предельно допустимое число можно поддерживать на протяжении 1-2 минут, однако лучше не доводить работу двигателя до такого уровня.

Купить все необходимые запчасти можно в магазинах IXORA. Консультацию в выборе товара всегда дадут наши менеджеры.

Производитель Номер детали Название детали
LAVR LN2001 Промывка инжекторных систем с раскоксовывающим эффектом 1L
LAVR LN2502 Раскоксовывание двигателя LAVR ML-202 ANTI COKS комплект 0,185L
LAVR LN2504 Раскоксовывание двигателя LAVR ML-202 ANTI COKS комплект 0,33L
LAVR LN2505 Набор раскоксовывание LAVR ML-202 промывка двигателя 0,185L 0,33L
LAVR LN2007 Промывка инжекторных систем LAVR ML101 EURO INJECT
AUTOWELT RS54030 Кольца поршневые FORD MAZDA 2.0 2.3 16V CJBA LF L3. 1 цил.
AUTOWELT RS54020 Кольца поршневые FORD MAZDA 1.8 16V CGBA L8. 1 цил. 83.00M
MAHLE 03319N0 Кольца поршневые AUDI A3, VW GO
MAHLE 01568N0 Кольца поршневые комплект 3 шт.
TP 33937STD Кольца поршневые, стандартный размер

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Полезная информация:

  • Признаки неисправности поршневых колец
  • Причины нестабильной работы двигателя на холостом ходу
  • Как отрегулировать клапана двигателя своими руками

Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Измерительные приборы необходимые в автомобиле

В обычной жизни человек пользуется разными измерительными приборами и даже не задумывается, насколько сложные процессы остаются без его внимания. Возьмём, к примеру, автомобиль, один двигатель которого состоит из четырёх систем и двух механизмов, постоянно и слаженно работающих в нём. Как только что-либо ломается, т. е. выходит из-под контроля, появляется желание узнать, как это работало до поломки. Вот, например, зимой выходит из строя аккумуляторная батарея. Сразу после ремонта устанавливаем дополнительно вольтметр или амперметр.

Вольтметр

Вольтметр – это прибор, параллельно подключенный к электрической сети и измеряющий перепады напряжения во время движения автомобиля. Он должен обладать максимальным сопротивлением. Чем больше сопротивление, тем меньше прибор оказывает влияния на цепь и точнее его показания. Вольтметры различаются по внутреннему устройству и принципу измерения напряжения. Обычно его устанавливают с целью заранее предотвратить поломку аккумулятора и генератора.

Амперметр

Амперметр автомобильный обычно показывает не только заряд, но и разряд аккумулятора. Используя только вольтметр сразу определить, заряжается аккумулятор или нет невозможно. Напряжение будет медленно падать при разрядке.

Амперметр бывает с цифровым или аналоговым дисплеем и сразу выявит, как работает генератор. Если амперметр будет показывать минус при работающем моторе, значит что-то сломано и аккумулятор разряжается.

Таймер

Современный человек не имеет права опаздывать. Сегодня рынок богат различными хронометрами. Стильные часы хорошо смотрятся не только на руке, но и неплохо в салоне автомобиля. Универсальности модификаций нет предела. Это и термометр, и вольтметр, и таймер-календарь. Всё в одном корпусе.

Бортовой компьютер

Сегодня трудно отыскать автомобиль без навигатора. Причём если навигатор не установлен в машине, то обязательно найдётся в кармане её владельца. Некоторые автомобили имеют бортовой компьютер, выходя сразу с конвейера завода. Однако если его там нет, то всегда можно купить и установить. Это универсальное устройство в своём арсенале имеет немало полезных функций.

Тахометр

Частенько можно обнаружить в машине и тахометр. Кто знает, как трудно и дорого ремонтировать коробку передач и двигатель сразу догадается, зачем такой прибор нужен на приборной панели. Кроме того, штатный тахометр может просто отсутствовать или выдавать неточную информацию. Этот прибор предназначен для измерения оборотов коленчатого вала. Такая информация предназначена для своевременного переключения механической коробки передач.

Некоторые «навороченные» тахометры могут не просто указывать обороты, а обладать отсечкой и свето-индикаторами, которые дают понять водителю о необходимости переключения передачи. Дополнительно может присутствовать функция записи действий. Таким образом, можно просмотреть свои ошибки.

/files/originals/2csg322250r4001098489_9.jpg

Спидометр

Спидометр для машины является необходимым прибором, измеряющим скорость автомобиля и его пройденный путь. Поводов сменить спидометр на тюнингованный может быть множество. Один из самых популярных – его поломка. Иногда его просто плохо видно или прибор неточно показывает скорость. Это актуально в спорных вопросах с работником ГАИ. В любом случае при замене спидометра придётся заменить всю приборную панель, а это может стоить немало денег и времени. Не стоит проводить такую операцию перед продажей машины, особенно если у неё маленький пробег. При замене прибора обнулится пробег и реальный доказать не получится.

Манометры

Предназначение данных приборов информировать о давлении газов и жидкостей. Такие сведения необходимы автолюбителям, чьи двигатели оборудованы наддувом. Подобные приборы иногда одновременно имеют две стрелки. Одна информирует о давлении после нагнетателя, а другая в коллекторе. Встречается также манометр для контроля изменения давления топлива. Обычно это явление в дизельных двигателях с альтернативными ТНВД. Это делается для отслеживания работы насоса. Масляный манометр встречается в высокофорсированных моторах. Его наличие там – это необходимое условие.

Термометры

Обычно в автомобиле можно встретить только термометр охлаждающей жидкости и воздуха в салоне. Искушённым автолюбителям этого мало. Дополнительно они устанавливают градусник выхлопа, отслеживая обогащение смеси. Градусник температуры масла. Если машина с турбо наддувом, то отслеживается температура интеркулера. Установлен иногда даже внешний термометр, чтобы определять температуру «за бортом». Может быть полезно, минусовая температура и осадки предскажут гололёд.

Видеорегистратор

Видеорегистратор – это «чёрный ящик» автомобиля. Иногда главное доказательство невиновности автомобилиста. Этот прибор покажет точную скорость, может иметь систему «антирадар» и заранее предупреждать о постах ГАИ и видеокамерах.

Как работает и для чего нужен тахометр в автомобиле

Тахометр занимает центральное место на приборной панели. Учитывая его показания, водитель может вовремя перейти на нужную передачу, уменьшить расход топлива, а также контролировать работу мотора. Что отображает тахометр и зачем следить за оборотами коленвала, каковы конструкции приборов и особенности их установки – обо всем этом расскажем далее в статье.

Что такое тахометр

Тахометр – это измерительный прибор, который определяет количество или частоту вращения механизмов за единицу времени. Чаще используется единица измерения обороты/минута. В автомобиле тахометр считает количество оборотов коленчатого вала за 1 минуту. Расположен он на приборной панели, возле спидометра.

фото 1

При езде необходимо постоянно переключать скорости, разгоняться, начинать движение и тормозить. Тахометр показывает водителю лучший момент для переключения передачи, если авто оборудовано механической коробкой, момент критической нагрузки мотора, когда стрелка прибора приближается к красной зоне.

Обеспечить комфортное передвижение и максимально увеличить ресурс двигателя можно, если переключать скорости, начинать и заканчивать движение в определенном диапазоне вращения коленвала. Не рекомендуется стартовать с высоких оборотов, для бензиновых двигателей – 1100 об/мин, для дизелей – выше 800 об/мин, переходить на повышенную передачу при подъеме в гору при малой тяге.

На холостом ходу с помощью тахометра можно диагностировать работу двигателя. При запуске мотора стрелка должна плавно перейти на отметку 1000-1200 оборотов, через несколько секунд после разогрева двигателя она плавно опускается до значения 600-800 оборотов. Если стрелка прыгает, дергается на шкале – это признак не ровной работы двигателя.

Как использовать информацию

На шкале прибора содержится информация о скорости вращения коленвала. Выжимая педаль газа, увеличиваются обороты. Переход стрелки тахометра в красную зону свидетельствует о том, что двигатель достиг пика своей мощности и работает в аварийном режиме.

фото 2

На тахометре указывают критические обороты для конкретного двигателя. Когда коленчатый вал вращается на предельной для мотора скорости, происходит увеличение вибрации и ускорение нагрева – это может вывести из строя поршни, вкладыши, порвать или растянуть цепь ГРМ.

Ориентируясь на показания прибора, переключая во время передачи, водитель может:

  • уменьшить расход топлива;
  • сократить износ деталей поршневой группы;
  • правильно выбрать режим передвижения.

Каждый тахометр настроен под конкретный класс и тип двигателя, поэтому они не переустанавливаются на различные модели авто.

Устройство и принцип работы

Главный элемент прибора – датчик положения коленвала, который считывает частоту его вращения. Передача данных происходит через тросик в механических конструкциях тахометра или через подсчет импульсов для аналоговых и цифровых приборов.

По типу передачи данных тахометры делятся на группы. Самые распространенные из них – цифровые, аналоговые или электромеханические и механические.

В конструкции аналогового прибора используется магнитная катушка, микросхема, привод передачи данных или тросик, стрелочная шкала. Для цифровых приборов в конструкции используются другие элементы: процессор, АЦП (преобразователь), оптрон и пр. В цифровых тахометрах часто вместо градуированной шкалы со стрелкой применяется жидкокристаллический дисплей. Как правило, водителям удобнее использовать стандартный стрелочный прибор, который отображает шкалу оборотов во время движения машины.

Виды приборов

Автомобильные тахометры классифицируются:

  • по способу обработки сигнала;
  • методу подключения;
  • принципу работы.

Механический

Прибор используется на низкооборотистых двигателях. Конструкция механического тахометра предельно проста. На распредвал или коленвал устанавливается датчик тросика. Крутящий момент передается на шестерню, через тросик поступает на подвижную катушку прибора через электромагнит, который является главной деталью механической конструкции. Изменение частоты вращений коленвала меняет магнитное поле, которое отклоняет стрелку прибора.

Механический тахометр имеет наибольшую погрешность – до 500 об/мин.

Аналоговый

Аналоговый прибор на 50% точнее, чем механический. Он имеет такую же градуированную шкалу показателей оборотов, но отличается от механики способом передачи сигнала. Главными элементами аналогового прибора является магнитная катушка и датчик. Подключается аналоговый тахометр не к коленчатому валу, а к катушке зажигания двигателя.

Катушка зажигания преобразует напряжение от 12В до 24 000В для возникновения искры. Одновременно с подачей импульса на катушку зажигания импульс идет и в электрическую схему аналогового тахометра, поступает в обмотку электромагнита. Чем больше импульсов поступает в схему, тем выше индукция. Отклонение стрелки шакалы происходит под воздействием изменяющегося магнитного поля. Аналоговые показывают погрешность до 250 об/мин.

Цифровой

Цифровой тахометр сегодня считается наиболее надежным – погрешность составляет до 100 об/мин. Данные на процессор поступают с датчика коленвала и датчика холостого хода. Для этого в конструкцию цифрового прибора включен оптрон (оптопара) – датчик подсчета интервалов между импульсами. В конструкции цифрового тахометра используются элементы:

фото 3

  • оптрон;
  • ЦП – центральный процессор, узел осуществляет вычисление от датчиков;
  • жидкокристаллический дисплей – отображает информацию на приборной панели;
  • микросхема – обнуляет данные процессора.

Существует несколько типов подключения тахометра на авто, в зависимости от класса мотора и модели.

На бензиновые двигатели подключение осуществляется через катушку зажигания. В тахометре предусмотрено два выхода: на ЭБУ (электронный блок управления), на датчик положения коленвала. Подключение проходит по этапам:

  1. Тахометр устанавливается на приборную панель.
  2. Минусовый, провод присоединяется к массе авто.
  3. Красный провод соединяют с плюсом замка зажигания.
  4. Провод входа прибора подключается в зависимости от системы зажигания. Если система зажигания контактная, распределение искры по цилиндрам регулирует трамблер, тахометр подключается к прерывателю трамблера. Если система зажигания бесконтактная, вход тахометра присоединяется к коммутатору напряжения.

Для дизельных моторов тахометр подключается к генератору, поскольку частота вращений коленвала считывается не с катушки зажигания, а с клеммы генератора. Это связано с порядком работы дизельных ДВС, которые менее оборотисты, чем бензиновые. Каждый тахометр дизеля, подключаемый к генератору, рассчитывается под конкретное передаточное отношение между двигателем и генератором.

Основные неисправности

Если тахометр неисправен, водителю придется определять на слух, до каких оборотов двигатель раскрутил маховик и в зависимости от этого начинать переключать передачу или сильнее давить на педаль газа. Первые признаки того, что тахометр неисправен и дает искаженные показатели – некорректное поведение стрелки: зависание или заклинивание на одном месте, резкое перемещение по шкале во время равномерного движения.

Если прибор вышел из строя, необходимо в первую очередь проверить цепи устройства:

  1. Проверяется питающий провод, для цифровых и аналоговых приборов питающий провод изолирован серым пластиком. Начало провода от статора или мотора, затем питание поступает на замок зажигания и к измерителю частоты.
  2. Проверить напряжение питания – 12 В.
  3. Корректное присоединение заземляющего провода.
  4. Работоспособность предохранителя.

Если в питающей цепи неисправность не обнаружена, проверяются комплектующие тахометра.

Причины и способы устранения

  1. Короткое замыкание или обрыв цепи между измерителем и контроллером. При этом улавливатель датчика отслеживает частоту вращений коленвала, но стрелка на шкале не двигается. Замена провода.
  2. Обрыв привода датчика – необходима замена датчика.
  3. Стрелка после запуска мотора движется в противоположную сторону – перепутаны провода подключения. Нужно переустановить провода в разъеме соединителя и колодке.

Колебание стрелки может быть вызвано несколькими неполадками в работе:

  1. Напряжение на выходе датчика снижено. Необходимо проверить напряжение между фазами, датчик подлежит замене.
  2. Размагничивание, попадание мусора в магнитную муфту аналогового тахометра.
  3. Ось принимающего элемента имеет дефект. Если стрелка переходит за ноль при остановке двигателя – пружина стрелки ослаблена или искривлена.

При неисправности элементов тахометра в 90% случаев прибор меняют.

Диагностику проводят через подключение аналогичного устройства и сверяют качество данных. Цифровые приборы подключают параллельно главному прибору через специальную клипсу. Если показания приборов совпадают, наблюдается аналогичное отклонение параметров, некорректное поведение стрелки – поломка не относится к работе прибора. Отклонения в работе проверяемого тахометра на 100-150 об/мин считаются нормальными.

Диагностику можно провести самостоятельно, если наблюдается некорректное движение стрелки. На автомобиле с бортовым компьютером, на приборной панели загорается код ошибки. Необходимо проверить контакт массы аккумуляторной батареи, проводку в местах соединений. Если стрелка тахометра пульсирует хаотично или дергается, необходимо заменить датчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *