Почему машины стали такими дорогими
Перейти к содержимому

Почему машины стали такими дорогими

  • автор:

Почему в России авто дороже, чем в Европе и США?

Почему в России авто дороже, чем в Европе и США?

Отечественные автовладельцы со стажем привыкли к тому, что автомобили в России стоят дороже, чем за рубежом. Такая ситуация сложилась еще в начале нулевых из-за заградительных пошлин и колебания валютных курсов. Но с появлением и распространением локализованных моделей — аналогов, выпускаемых специально для российского рынка, — цены стали выравниваться. Резкое падение рубля относительно доллара и евро зимой 2014 года привело к тому, что транспортные средства в стране подешевели в сравнении с европейским и североамериканским рынками. Однако радость российских автолюбителей была недолгой — вскоре цены опять начали расти и в последние годы превзошли зарубежные. Сказался глобальный дефицит, вызванный пандемией и карантинными мерами.

Ниже мы сравним рекомендованные цены автопроизводителей в России, Европе и США наиболее популярных на рынке моделей. Уточняем, что речь идет именно об официальной рекомендованной стоимости, а не о ценах в салонах и на рынке, которые зачастую гораздо выше из-за дилерских накруток.

Hyundai Solaris/Accent

Цена базовой российской модели Solaris составляет 890 тыс. рублей, а ее американского аналога — Accent — близка к 1,1 млн рублей. Вот только есть одно но… Solaris в начальной комплектации оснащен 100-сильным мотором объемом 1,4 л и МКПП, а его американский собрат — 120-сильным двигателем 1,6 л с системой непосредственного впрыска и коробкой-автоматом. Если же сравнивать более близкую «американцу» версию с мотором 1,6 л, мощностью 123 л. с. и автоматической КПП, то ее стоимость будет почти такой же — 1 081 000 рублей.

Hyundai Sonata

Если сравнивать начальные модели «Сонаты» для российского и североамериканского рынков, то первая окажется дороже почти на 75 тыс. рублей — 1,799 млн против 1,725 млн. Вот только здесь, как и в предыдущем случае, за американским вариантом техническое превосходство: объем двигателя 2,5 литра, а не 2 литра, мощность 180 «лошадей», а не 150. Если же сравнивать аналоги по характеристикам, то в России похожая Sonata (коробка-автомат, двигатель 2,5 литра 180 л. с.) продается от 2,05 млн рублей.

Hyundai Tucson

На отечественном рынке «Тушкан», как его ласково зовут в России, доступен от 1 909 000 рублей. Это версия с 2-литровым двигателем 150 л. с. и 6-ступенчатой механикой. Что касается Tucson в США, то его цена за начальную комплектацию почти на 90 тыс. рублей ниже. При этом «американец» может похвастать неплохим автоматом и 187-сильным двигателем 2,5 GDI. Аналогичный по комплектации Hyundai Tucson в российских автосалонах можно найти от 2 309 000 рублей.

Kia Ceed

Ситуация с одной из наиболее доступных и популярных моделей Kia на отечественном и европейском авторынках обратна вышеописанной. В России Kia Ceed в начальном варианте доступна от 1,46 млн рублей, в то время как в Европе она стоит 1,58 млн рублей. При этом импортная версия обладает менее мощным мотором: литровый 100-сильный турбодвигатель против 1,6-литрового 128-сильного «атмосферника». Правда, в России младшая модель комплектуется механической коробкой, а на импортной стоит «автомат» или «робот».

Kia Seltos

У Kia практически нет кроссоверов, что выпускаются в одинаковых модификациях на отечественном и североамериканском рынках. Так Sportage нового поколения за границей анонсирован в новом кузове, а у нас пока остается в старом, хоть и с обновленной линейкой моторов. Soul же в Европе представлен в электрической модификации, а в США только с двигателями большого объема. Ничего, кроме Seltos, для сравнения просто не подходит. Начальная версия для американского рынка — это полноприводной автомобиль с двухлитровым мотором и коробкой-вариатором. Ее стоимость в США — от 1,6 млн рублей в пересчете на отечественные деньги. У нас же аналогичная модель стоит минимум на 130 тыс. рублей дороже. Если же говорить о минимальной версии для отечественного рынка, то она оснащается двигателем 1,6 литра и механической коробкой скоростей. А стоит около 1,5 млн рублей.

Kia K5

Седан K5, выпущенный на замену Optima, пока еще не представлен в Европе, но доступен в США, Китае и России. Базовые версии на всех рынках одинаковы: двигатель 2 л, 150 л. с., автоматическая коробка. А вот цены существенно различаются. В США K5 в минимальной комплектации обойдется в 1 690 000 рублей, а в России будет стоить от 1 834 900 рублей.

Toyota Corolla

Самый популярный в мире автомобиль не очень хорошо продается в России, чему виной высокая стоимость. Базовая версия с мотором 1,6 л и механической коробкой обойдется в 1 630 000 рублей минимум, а цена на топовую комплектацию с вариатором начинается от 2 140 000 рублей. В США же аналогичный седан стоит от 1 430 000 рублей до 2 млн рублей — в базовой и топовой версиях, соответственно. Что касается европейского рынка, то там Toyota Corolla доступна в гибридном варианте и кузовах хэтчбек и универсал.

Toyota RAV4

Toyota RAV4 — одна из немногих моделей, широко представленных на рынках всего мира, включая США, Европу и, конечно, Россию. Несмотря на стоимость базовой версии от 2,15 млн рублей, у нас в стране автомобиль с двухлитровым двигателем и механической коробкой пользуется стабильным спросом. В США минимальной комплектацией предусмотрен 2,5-литровый двигатель и автоматическая коробка передач. Стоимость такой версии составляет 1,88 млн рублей. Если же говорить о топовых модификациях, то в России их стоимость переваливает за 3 млн, в то время как за океаном — ближе к 2,5 млн рублей. Что касается Европы, то там RAV4 также представлен исключительно в гибридном варианте стоимостью от 2,8 млн рублей.

Toyota Camry

Американские версии Camry всегда отличались от автомобилей, продающихся в России или Европе. Впрочем, текущее поколение — вне правил. Оно практически идентично глобальной модели за исключением ряда технических параметров. Так, минимальная версия для США обладает 203-сильным «атмосферником» объемом 2,5 литра и 8-ступенчатым автоматом. На российскую же базовую Camry установлен 2-литровый мотор 150 л. с. и вариатор. Стоимость американской версии составляет около 1,8 млн рублей, а российской, несмотря на более бедную комплектацию, — переваливает за 2 млн. Если подыскивать на отечественном рынке аналог американской минимальной версии, то она будет стоить свыше 2,3 млн рублей.

Что касается Европы, то там Toyota Camry представлена в гибридной версии по цене от 2,87 млн рублей.

Skoda Kodiaq

В России обновленный Kodiaq представлен широкой линейкой версий начиная от минимальной с двигателем 1,4 литра мощностью 125 л. с. и механической коробкой переключения передач и заканчивая топовым полноприводным вариантом с 180-сильным двухлитровым двигателем и роботизированной коробкой. Стоимость автомобилей разной конфигурации на отечественном рынке колеблется от 1,96 млн до 2,71 млн рублей. В этой вилке цен также представлены и промежуточные варианты с коробкой-роботом, передним и полным приводом.

В Чехии начальная версия Kodiaq представлена двухлитровым дизелем или 150-сильным бензиновым мотором 1,5 л по цене 2,67 млн рублей. Что касается топового автомобиля — с полным приводом, коробкой-роботом и 2-литровым турбодвигателем — то его цена около 3,84 млн рублей.

Skoda Octavia

Визитная карточка чешского автопрома представлена в России с тремя вариантами двигателей, механикой и автоматом. Соответственно, меняется и цена. Так, базовая версия с мотором 1,6 л и МКПП доступна на отечественном рынке от 1,6 млн рублей. А в топовой комплектации — с двигателем 2 л и роботизированной коробкой — Octavia будет стоить свыше 2,7 млн рублей. На чешском рынке базовая Octavia стоит почти столько же, сколько и в России, вот только комплектация здесь иная: литровый турбомотор мощностью 110 л. с. Что касается топовой модификации, то ей чехи подарили двухлитровый турбированный дизель. Стоимость такой версии составляет 2,8 млн рублей, что, опять же, близко к российскому аналогу.

Renault Duster

Российская и европейская линейка моделей Renault довольно сильно отличаются друг от друга. Поэтому ограничимся только сравнением Duster, который в Европе представлен под дочерним румынским брендом Dacia. В Европе автомобиль в начальной версии — с литровым турбодвигателем 100 л. с. и шестиступенчатой МКПП — доступен по цене от 990 тыс. рублей. В России же начальная модификация, оснащенная «атмосферником» 1,6 литра мощностью 114 л. с., стоит немногим больше миллиона рублей. Такой же вариант с дизельным мотором и ручной коробкой передач оценивается уже в 1,37 млн рублей.

Volkswagen Tiguan

Один из самых популярных кроссоверов планеты представлен в разных комплектациях на локальных европейских рынках. Но практически все они сходятся в одном — в начальной версии оснащены двигателем мощностью 150 л. с. и механической коробкой передач. В США такой вариант можно приобрести вполне бюджетно — за 1,86 млн рублей в пересчете на наши деньги. А вот в Германии начальный Tiguan обойдется в 2,5 млн рублей. Отечественный рынок где-то посередине — у нас купить немецкий кроссовер в минимальной комплектации можно за 2–2,1 млн рублей.

Мы рассмотрели только линейку наиболее популярных у нас в стране автомобилей, но тенденция остается той же — практически все модели на отечественном рынке дороже, чем в США или Европе. Причин для этого несколько. Это и заградительные пошлины, и сложности с ввозом б/у автомобилей из-за границы, и налоги, и сборы на производство в РФ, которые составляют до 30% стоимости нового авто.

Почему иномарки такие дорогие?

Например, современные дизельные моторы. Безумно интересно, но… мимо. Попробую пояснить. В российских реалиях все технические нагромождения и высокие технологии, реализованные в дизелях нашего времени, оборачиваются против них же самих. Мотор, к которому предъявляют чрезвычайно высокие требования, и сам оказывается в высшей мере требовательным ко всему — к качеству топлива, к квалификации обслуживающего персонала, к менталитету хозяина, наконец! Вроде, всем хорош дизель — но почему у нас невостребован? Потому что в наших условиях его преимущества неочевидны. Экологичность двигателя не входит в хит-парад наиболее важных характеристик для российского пользователя, ибо это не поощряется государством. Топливная экономичность куда важнее — но и она не является решающим фактором при выборе автомобиля: стоимость машин с дизельным силовым агрегатом как правило превышает стоимость бензиновых версий ровно настолько, что само приобретение «дизеля» становится даже не то, чтобы не рентабельным, сколько попросту убыточным! Да и вопрос моторесурса обычно не интересует обеспеченного покупателя «сидиаев» и «мультиджетов»: хватит на время гарантии — и слава богу.

Ладно дизель. Но и более жизненные — и жизнесохраняющие! — технологии не интересуют наших автолюбителей. Не секрет, например, что основная масса покупателей Hyundai Accent оптимистично выбирают автомобили в относительно простой комплектации МТ1, в которой нет ни подушки безопасности, ни АБС. Зато есть сэкономленные $1 150 долларов. Хорошо, хоть у жизнелюбов есть выбор: ТагАЗ предлагает не только кондиционеры со стеклоподъемниками, но и современные системы безопасности. И не только ТагАЗ, кстати: «Иж-Авто» вообще не производит Kia Spectra без водительской подушки!

После всего того, что можно обнаружить в иномарках, хочется задать вопрос: почему отечественные автомобили такие дорогие — ведь в них подобных наворотов отродясь не было? И ответа на этот вопрос уже, скорее всего, не будет. Как, возможно, и самих отечественных машин в не слишком далеком будущем…

Аналитик объяснил высокие цены на автомобили в России

Фото: Shutterstock

В России сохраняется дефицит предложения на рынке новых автомобилей. По этой причине цены на машины в России выше, чем на других рынках. Об этом Autonews.ru заявил независимый аналитик Владимир Беспалов. По его мнению, для снижения средней стоимости автомобилей необходимо насытить автосалоны более доступными автомобилями.

«Пока у нас сохраняется дефицит предложения, цены на автомобили в России выше, чем на других рынках. Этот фактор как раз связан с тем, что спрос не удовлетворен», — считает аналитик.

Как заметил эксперт, сейчас в России самый дешевый автомобиль — это Lada Granta по цене от 692 тыс. руб., после чего в списке предложений идут только кроссоверы за 2–2,5 млн руб. По его словам, только когда появятся новые, более доступные предложения, это немного сбалансирует рынок.

Фото: dongchedi.com

Фото: Chery

В свою очередь, глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков заявил, что предпосылок для снижения цен у дилеров сейчас нет, это в том числе связано с высокой стоимостью доставки машин в Россию и непредсказуемостью сроков этих поставок.

«Сейчас на рынке просто нет такого объема машин, чтобы продавцам приходилось предлагать более доступные варианты и акции. У китайцев в целом есть возможность регулировать цены с помощью скидок и предложений. При этом продавцы закладывают в цены всю неопределенность и риски. Даже если курс опять упадет, дилеры несут серьезную нагрузку из-за цены доставки. Она сейчас так высока, что экономика складывается только при ввозе автомобилей по цене от 3,5 млн руб. Все, что дешевле, везти смысла нет из-за высокой стоимости доставки», — поделился Целиков.

По данным «Автостата», средние цены на новые автомобили в России держалась на уровне 2,6 млн руб. в феврале 2023 года (+4% к средневзвешенной цене в январе 2023 года). Средневзвешенная цена за январь—февраль 2023 года, по данным «Автостата», составила около 2,5 млн руб., что дало +16% к средневзвешенной цене за январь—февраль 2022 года.

Ранее сообщалось, что по итогам четырех месяцев 2023 года в России продали почти 315 тыс. новых легковушек, автобусов и грузовиков. Это на 12% меньше аналогичного периода 2022 года.

Почему автомобили с пробегом дорожают сильнее, чем новые

Продавцы автомобилей с пробегом решили воспользоваться ситуацией с нехваткой новых машин у дилеров и не стесняются задирать цены. В результате свежие «бэушки» зачастую предлагаются по стоимости новых авто, которые сложно найти в наличии.

Пробег в цене

В отличие от рынка новых машин, где ценники напрямую зависят от валютных курсов и налоговых ставок, на вторичке стоимость автомобилей, как известно, определяется, прежде всего, уровнем спроса. А он заметно подскочил в условиях продолжающегося дефицита новых автомобилей, в результате чего цены на подержанные машины растут даже сильнее, чем на новые.

Так, по оценкам «Авто.ру», в первом квартале 2021-го рост средневзвешенных цен на вторичном рынке составил 4,7%, а с начала прошлого года — аж 25% или 135 тыс. рублей в рублевом эквиваленте. В то же время новые автомобили подорожали в среднем на 2,5% и 15% соответственно.

К примеру, один из бестселлеров вторичного авторынка — Hyundai Solaris — сегодня можно купить в среднем за 624 тыс. рублей, что на 70 тысяч дороже по сравнению с началом 2020-го. А средний ценник на популярный бизнес-седан Toyota Camry за это время «потяжелел» на 210 тысяч — до 1 млн 407 тыс. рублей.

По словам директора департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Владимира Желобова, дефицит новых машин сформировал ажиотажный спрос на автомобили с пробегом от 1 до 3 лет, которые подорожали, нередко до стоимости новых авто. С увеличением доступности по новым автомобилям спрос на подержанные машины будет стабилизироваться, при этом их стоимость продолжит расти, но меньшими темпами, чем сейчас.

«Как показывает история автомобильного рынка в России, после достижения высоких цен очевидного снижения уже не будет. В этом году особой привязки к политике ценообразования на первичном авторынке в отношении подержанных машин не предвидится. Основным фактором остаются наличие новых автомобилей в свободной продаже на складах дилеров и в поставке.

Подорожание автомобилей с пробегом будет незначительное и только по тем маркам и моделям, которые пользуются высоким спросом. На рост цен будет влиять и возраст автомобиля, его состояние, количество предыдущих собственников, аварийность и т.д. В разных ценовых сегментах разница будет очевидна», — говорит заместитель генерального директора по продажам автомобилей с пробегом «Aвтодом» Владислав Хайновский.

Возраст — не помеха

Фото: iStock

Стоит отметить, что, несмотря на подорожание, вторичный авторынок не стал качественнее. К весне 2021 года вырос средний возраст (+8%) автомобилей в продаже и их пробег (+3%), гласят данные «Авто.ру». При этом средний срок владения автомобилем в нашей стране в 2020 году достиг максимального значения — 4,8 года, по оценкам агентства «Автостат», тогда как 10 лет назад он составлял 3,7 года.

Как поясняет директор «Авилон. Автомобили с пробегом» Николай Баскаков, поскольку новые машины многим становятся недоступными из-за дороговизны, часть автовладельцев решили отложить замену своего транспортного средства до лучших времен, что однозначно сокращает размер вторичного рынка и автоматически повышает спрос и цены на оставшиеся предложения.

«Срок эксплуатации автомобилей увеличивается, и будет продолжать расти, на это напрямую влияет сложившаяся экономическая ситуация в стране. Помимо прочего, этому способствует коррекция автопроизводителями гарантийных обязательств — большинство автовладельцев используют машину как минимум до конца гарантийного срока. А при небольшом пробеге и щадящей эксплуатации стоимость такого автомобиля на вторичном рынке всегда достаточно высока», — отмечает, в свою очередь, Владислав Хайновский.

Старьё берём

Фото: iStock

В то время как рынок новых машин в текущем году остался «в минусе», продажи автомобилей с пробегом, напротив, продолжили расти. Так, в январе-марте 2021-го россияне приобрели 1 млн 245 тыс. подержанных машин, что на 3% больше по сравнению с прошлым годом. При этом в марте на «вторичке» наблюдался всплеск продаж — на 10% до 476,1 тыс. автомобилей, гласят данные «Автостата».

Как говорит Владимир Желобов, положительная динамика на рынке подержанных машин связана с тем, что нет в доступности новых автомобилей, и растет спрос на аналогичные модели, но с пробегом.

По мнению Владислава Хайновского, вторичный рынок всегда будет показывать хорошую активность по всем направлениям, в любых сегментах как ценовых, так и возрастных. Автомобили ломаются, попадают в аварии, и покупателям всегда нужна замена, либо на новую машину, либо на авто с пробегом — всё зависит от их покупательской способности и желания.

Корейская рокировка

Фото: iStock

Между тем, в рейтинге продаж подержанных автомобилей произошли заметные перестановки. Самой популярной моделью с пробегом в первом квартале 2021-го остается Ford Focus (29,3 тыс. шт., +3%), отнявший в прошлом году «пальму первенства» у многолетнего бестселлера Lada 114. Вазовский хэтчбек по итогам января-марта сохраняет второе место с показателем 28,1 тыс. реализованных машин (-3%).

А вот на третью строчку рейтинга продаж в отчетный период вышла Kia Rio (26,4 тыс. шт., +8%), вытеснив из тройки лидеров Hyundai Solaris (26,1 тыс. шт., +5%). Кроме того, в топ-10 самых продаваемых моделей на вторичном авторынке вошла Chevrolet Niva, которая показывает лучшую среди остальных моделей динамику продаж — на 12% до 19,5 тыс. внедорожников. В то же время седан бизнес-класса Toyota Camry, напротив, покинул рейтинг бестселлеров.

«На сегодняшний день наибольшим спросом пользуются те автомобили, которые имеют низкую цену. Toyota Camry по-прежнему остается «горячим пирожком», но ее стоимость подросла, поэтому модель ушла из топ-10. Автомобили Ford Focus еще какое-то время будут на вершине рейтинга продаж, но скоро покинут ее по мере изнашивания парка, а Kia Rio и Hyundai Solaris будут оставаться лидерами рынка вместе с моделями Lada. Лидерство Chevrolet Niva тоже закономерно в связи с высокой проходимостью и хорошими ходовыми качествами», — комментирует Николай Баскаков.

По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, востребованность Kia Rio на вторичном рынке объясняется ее большей ликвидностью по сравнению с Hyundai Solaris. А рост интереса к Chevrolet Niva, очевидно, связан с наступающим сезоном отпусков и масштабным развитием внутреннего туризма: вместительный автомобиль с полным приводом и отличной проходимостью — оптимален для длительной поездки по российским дорогам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *