Цены на авто в 2013
Перейти к содержимому

Цены на авто в 2013

  • автор:

В 2013 году цены на подержанные автомобили снизились

used-cars.jpg

Средняя цена подержанного легкового автомобиля в 2013 году снизилась на 1,2%. К такому выводу пришли аналитики Суперавтомаркета «Формула 91», по словам которых снижение средней цены на легковой автомобиль на вторичном рынке зафиксировано впервые за длительное время (напомним, что в 2012 году подержанные авто подорожали на 11,5%).

Так, средняя стоимость легкового автомобиля иностранного производства составила 502645 рублей (снизилась на 3,1% по сравнению с 2012 годом), отечественного – 158197 рублей (рост на 8,7% по сравнению с 2012 годом). Рост цен на отечественные подержанные автомобили связан с тем, что на вторичном рынке возросло количество продаваемых Lada Samara (более дорогих по сравнению с классическими моделями АВТОВАЗа). При этом доля отечественных авто в общих продажах сохранилась на прежнем уровне и составила 14%.

«На наш взгляд, сейчас очень удачное время для покупки подержанного автомобиля. Снижение цен не будет продолжаться долго. Рост цен на первичном рынке неизбежно приведет к их повышению на автомобили с пробегом, данная тенденция уже наметилась к концу года, – комментирует генеральный директор Суперавтомаркета «Формула 91» Руслан Ермачков. – В 2014 году мы не ожидаем существенных изменений в динамике и характеристиках рынка. Для стимуляции продаж требуется широкий спектр мер государственной поддержки, а также активизация банков в сфере автокредитования».

Автомобильный рынок России- 2013. Предварительные итоги.

Согласно предварительной оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2013 году в России будет продано 2,6 млн. новых легковых автомобилей, что на 6% меньше, чем в 2012 году. Средняя цена автомобиля составила 900 тысяч рублей. Это примерно +6% к прошлогоднему показателю. При снижении объемов финансовая ёмкость рынка осталась примерно на уровне 2012 года и составила 2,34 трлн. рублей (в 2012 году – 2,33 трлн. руб.). Доля автомобилей, купленных в кредит составит порядка 47%. Об этом рассказал Сергей Целиков, директор агентства «АВТОСТАТ» на заключительном в 2013 году заседании клуба руководителей автобизнеса AutoBoss в Москве.

Основные тенденции 2013 года

На фоне снижающегося рынка положительную динамику показывали «премиум-сегмент», SUV и китайские бренды.

Премиум-бренды традиционно не зависят от поведения рынка. Поступательньй рост объемов демонстрировали Mercedes-Benz, BMW, Audi, Land Rover, Jaguar, Jeep. Сохранили объемы продаж на уровне прошлого года Lexus и Porsche. Премиум растет быстрее еще и потому, что срок владения автомобилем составляет порядка 3 лет, что значительно меньше, чем в целом по парку.

Доля SUV уже превысила 35 %. В основном — за счет компактных кроссоверов и, в том числе, за счет так называемых псевдокроссоверов. Хитом года стал Renault Duster, который по большому счету остается вне конкуренции. В этом году с конвейера Автофрамоса сошел уже стотысячный Duster, а за 2013 год продажи кроссовера должны составить порядка 84 тыс. шт. Среди других моделей, популярных у россиян, можно назвать Toyota RAV 4, продажи которой росли благодаря выходу на рынок обновленной модели, и Nissan Qashqai, который смог удержать прошлогодние объемы продаж.

Китайские бренды, общая доля которых в настоящее время на рынке РФ составляет свыше 3%, будут увеличивать свою долю на 1,5-2% в год. Как правило, китайские бренды пытаются навязать конкуренцию в сегменте недорогих иномарок и кроссоверов. Цена остается основным аргументом, но также постепенно растет и качество, улучшается дизайн и прочие характеристики автомобилей. По динамике роста лидируют Geely, Great Wall, Lifan.

Корейские бренды SsangYong, KIA и Hyundai росли за счет широкого модельного ряда и удачного сочетания цены и качества.

Сегменты B и C падали быстрее рынка. Долю у них отбирает сегмент SUV

У бренда LADA по итогам года — падение существенно ниже рынка. Причин несколько: во-первых, у него самая большая доля на рынке и ее сложнее удержать; во-вторых, цены пошли вверх за счет прекращения выпуска дешевых автомобилей и ввода более дорогих комплектаций. Конкурентами LADA сегодня являются не только китайские марки и бюджетные новые иномарки, но и подержанные иномарки. Кроме того, владельцы LADA реже меняют автомобиль — «средний срок владения автомобилем» превышает 5 лет. У тех, кто купил машины при выходе из кризиса в 2010-11 году, еще не пришла потребность в замене.

Если смотреть на карту продаж по регионам, четко видно: чем дальше на восток, тем больше падение рынка. Самое большое падение рынка на Дальнем Востоке. Вся европейская часть России примерно на одном уровне, на Северо-Западе – ситуация чуть лучше, что связано с более плавным восстановлением рынка после кризиса 2009 года.

Автокредитование и льготы

В середине 2013 года была объявлена госпрограмма субсидирования процентных ставок по автокредитам. Условия ее несколько отличались от программы льготного автокредитования, действовавшей в 2009-2011 гг. В этот раз, в рамках программы можно было приобретать новый легковой автомобиль или LCV стоимостью до 750 тысяч рублей, причем не только автомобили российского производства, но и импортные, что обусловлено правилами ВТО. О намерении участвовать в программе заявили более 150 российских кредитных организаций.

По итогам реализации госпрограммы в период с июля по ноябрь 2013 года в кредит по льготной ставке было реализовано более 184 тысяч автомобилей. Согласно прогнозу Минпромторга, по итогам 2013 года по программе будет продано около 248 тысяч машин, что превысит первоначальный прогноз на 15%. На эти цели будет направлено 7,8 млрд. рублей бюджетных средств в период с 2013 по 2016 годы. Доходы федерального бюджета в виде НДС и акцизов с проданных в рамках данной программы автомобилей только в 2013 году составят порядка 21 млрд. рублей. Завершится программа 31 декабря 2013 года. Степень влияния программы на рынок оценить сложно, но она однозначно удержала рынок от более глубокого падения.

В целом с помощью всех программ автокредитования на рынке реализуется от 45 до 50% автомобилей.

Меняется клиент

За последние несколько лет клиент автосалона сильно изменился. Он становится более информированным, более грамотным. Приобретая уже не первую, а вторую, третью, четвертую иномарку – становится более подкованным в техническом плане. Собрав полную информацию об автомобиле в Интернете, зачастую клиент точно знает, что он хочет. Потенциальный покупатель приходит к дилеру с распечатками комплектаций и цен, и, порой, учит менеджера, как продавать продукт. Клиент вынуждает дилера продавать автомобиль со скидкой.

Дилеры воюют скидками

Со второй половины года в дилерских центрах наметилась устойчивая тенденция завлечения клиентов скидками. В результате на рынке можно встретить предложения со скидками от 20 до 200 тысяч рублей. Дилерская маржа в массовом сегменте в результате упала до предела. Дилеры фактически реализуют автомобиль себе в убыток, чтобы вернуть взятые под процент деньги в расчете на то, что, продав машину, позже смогут заработать на сервисе. Сегодня перед ними стоит задача зарабатывать на послепродажном обслуживании.

Цены растут

Средняя цена на новый легковой автомобиль выросла до 900 тысяч рублей (+6% к прошлому году). Это происходит вследствие того, что идет смещение в более дорогой диапазон. Сегодня 25-35 тысяч долларов – это средняя цена. Дешевые машины снимаются с производства, в то же время люди стараются пересаживаться на более комфортабельные, а, значит и более дорогие модели. Кроме того, в «премиум»-сегменте бренды расширяют свои линейки в сторону понижения цены, начав выпускать более доступные варианты комплектаций, за счет этого переманивают покупателей из сегментов С и D.

Прогноз на 2014 год

В 2014 году продолжатся тенденции 2013 года. Это рост продаж SUV и китайских брендов. Премиальные бренды будут продолжать наращивать объемы. Доля LADA на рынке будет плавно снижаться, чему будет способствовать начало производства японской модели Datsun на АВТОВАЗе. Конкуренция среди дилеров будет усиливаться, особенно в сегменте бюджетных автомобилей.

Аналитики АА «АВТОСТАТ» считают, что падение рынка продолжится. По отношению к нынешнему году ожидается минус 5 %.

«Мой личный прогноз, что рынок упадет еще больше. Причина одна – экономика не растет, и главное, нет понимания, за счет чего она может расти. Процессы сокращений производства на предприятиях, остановки, заявленные на январь, только начинаются. В финансовой сфере тоже ситуация непростая, даже напряженная. Думаю, кризиса резкого, большого, как в 2008 году, не случится, будет долговременная стагнация. К этому готовились, ситуацию сдерживали, но какой-то программы развития у правительства, за счет чего сейчас обеспечить рост, нет». — отмечает Сергей Целиков, директор агентства «АВТОСТАТ».

Цены на новые автомобили в 2013 году могут упасть

Эксперты зафиксировали снижение спроса на новые автомобили к концу 2012 года. У некоторых дилеров запас непроданных машин достигает полугодовых объемов. Однако подобная ситуация вряд ли приведет к росту цен на авто в первой половине следующего года.

Данные статистики, действительно, подтверждают негативную тенденцию. В сентябре российский рынок продаж авто увеличился всего на 10 процентов, а за октябрь прибавил только 5 процентов.

Ноябрь же, вопреки прогнозам, показал практически нулевую динамику. Рост количества непроданных автомобилей грозит автодилерам целым рядом проблем. Например, производители в 2013 году могут снизить поставки машин. Как результат — дефицит и неизбежный рост цен.

Однако действительно ли масштабы затоваривания настолько велики, что это может спровоцировать серьезные проблемы?

Причиной затоваривания у некоторых дилеров могло стать введение утилизационного сбора с 1 сентября 2012 года, считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

«Они могли заключить договора на поставку машин до его введения, переоценив спрос, в результате чего на складах под конец года скопились нераспроданные запасы», — продолжает эксперт.

Однако, по его мнению, в любом случае, в целом снижение спроса все-таки небольшое и поэтому говорить об его резком падении никак нельзя.

Именно поэтому, отмечает Удалов, нельзя говорить и о том, что в следующем году возможен дефицит автомобилей и соответственно рост цен на них. Скорее наоборот.

«Объем продаж новых автомобилей остается достаточно высоким, на докризисном уровне. В результате увеличивается конкуренция между дилерами. Поэтому вполне можно ожидать даже снижения цен или их фиксации по ряду марок автомобилей.

Конечно, эта тенденция не коснется тех машин и комплектаций, на которые сейчас существует очередь до полугода длиной. Но если рассмотреть автомобили, не являющиеся лидерами продаж, то небольшое снижение цен на них в следующем году вполне возможно», — предположил эксперт.

Причиной этого станет, в том числе и тот факт, что объем продаж следующего года останется приблизительно на том же уровне, который достигнут в 2012 году.

«Могут быть незначительные колебания как в положительную, так и в отрицательную сторону, но, в общем, будет продано практически столько машин, сколько и сейчас», — резюмировал Удалов.

Напомним, что, по ожиданиям, общий объем продаж автомобильного рынка в 2012 году достигнет уровня 2,6 миллиона легковых транспортных средств, что на 6 процентов выше показателей 2011 года.

Цены на авто в 2013

Сытые годы автопрома, финансовый кризис 2014-го, медленное восстановление рынка и очередной кризис — вспоминаем с ностальгией Skoda Octavia за 600 тысяч и Toyota Camry за миллион

Спецпроект 2 июля Иван Ананьев

Стагнация экономики из-за коронавируса и очередное пике рубля из-за падения котировок нефти вызвали новый виток роста цен на автомобили. Закрытие дилерских центров в период карантина грозит дилерам убытками, которые они тоже переложат на плечи клиентов. Пока продавцы в очередной раз переписывают прайс-листы, мы решили вспомнить ключевые моменты последних лет, которые сильно повлияли на цены.

Стабильность
и процветание

В 2013 году Россия принимает спорный закон «Димы Яковлева», защищает Сирию в деле о химическом оружии и триумфально бьет американцев на чемпионате мира по легкой атлетике. Из тюрьмы по амнистии выходит Ходорковский и участницы Pussy Riot, а в Челябинске падает ставший знаменитым на весь мир метеорит. В России находит пристанище главный разоблачитель века Эдвард Сноуден, а в соседней Украине начинается Евромайдан.

После рекордного 2012 года, когда в России было реализовано 2,94 млн машин, автомобильный рынок начал проявлять признаки насыщения, и в 2013-м наступил небольшой откат. Но результат все равно впечатлял: 2,78 млн машин, масса моделей на любой вкус, загруженные заводы и сытая дилерская система. Эксперты рынка прогнозировали достижение уровня 3 млн машин в ближайшие годы. Средняя цена нового автомобиля, по подсчетам агентства «Автостат», составила 907 тыс. рублей.

Lada Granta

Ford Focus

Skoda Octavia

Toyota Camry

Volkswagen Tiguan

Mercedes E-Class

Кризис и паника

Россия с успехом проводит зимние Олимпийские игры в Сочи, результаты которых впоследствии будут пересмотрены, но проваливает чемпионат мира по футболу в Бразилии. Волнения на Украине приводят к смене власти, Крым входит в состав Российской Федерации. В ответ многие страны вводят антироссийские санкции, страна закрывает рынок от ряда иностранных продуктов. Осенью обрушиваются цены на нефть, рубль падает до отметки 100 руб. за евро, начинается затяжной экономический кризис.

В начале года автомобильный рынок был очень стабильным, а цены повышались лишь только вслед за инфляцией или при выходе новых моделей. Но с началом кризиса из-за падения рубля производители вынуждены были повысить цены, пусть даже растянув этот процесс на многие месяцы. До конца года дилеры пытались держать цены на приемлемом уровне, а люди успели скупить все, что оставалось в дилерских центрах. Именно поэтому итоговый результат года с 2,49 млн проданных машин в этих условиях кажется очень приличным. Рост цен тоже оказался умеренным, а средний чек достиг отметки в 1 млн рублей.

Lada Granta

Ford Focus

Skoda Octavia

Toyota Camry

Volkswagen Tiguan

Mercedes E-Class

Катастрофическое
падение рынка

В Минске подписывают соглашения об урегулировании конфликта на востоке Украины, Путин после долгого перерыва встречается с Обамой, а в России тракторами давят санкционные продукты. Российская авиация проводит операции в Сирии, а Турция сбивает российский самолет, отношения двух государств становятся враждебными. Россия широко отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. К концу года в стране запускают систему сбора платежей с грузовиков «Платон», которая вызывает протесты дальнобойщиков.

Катастрофа на автомобильном рынке наступила после новогодних каникул, когда дилеры переписали ценники уже всерьез и продажи рухнули вниз. Некоторые модели подорожали на 10–20%, на другие цены выросли больше. Больше других (на 40%) подорожал кроссовер Opel Mokka — машина в средней комплектации и с полным приводом продавалась за 1 345 000 руб. вместо прежних 965 000 рублей. Весной General Motors остановит российский завод и свернет продажи Opel и Chevrolet. Позже рынок лишится целого ряда других моделей и брендов. Средняя цена резко вырастает до 1,3 млн руб., а объемы продаж падают до 1,6 млн штук.

Lada Granta

Ford Focus

Skoda Octavia

Toyota Camry

Volkswagen Tiguan

Mercedes E-Class

Стабилизация
и неспешный рост

Россия выводит войска из Сирии и восстанавливает отношения с Турцией, Госдума принимает закон о реновации, США останавливает выдачу виз гражданам России, разворачивается маховик допинговых скандалов, из-за которых российских спортсменов лишают медалей Олимпиады в Сочи и возможности выступать под флагом страны на Играх 2018 года. Открытием года становится биткоин, курс которого вырастает в 20 раз.

Скачков цен на автомобильном рынке больше не было, люди привыкли к новым цифрам, заработали программы господдержки, а рубль демонстрировал стабильность. Высокий отложенный спрос начал оживлять рынок, и в марте он перешел к медленному росту. Цены за год выросли примерно на 3%, а средняя достигла отметки 1,34 млн рублей. Самой популярной моделью стала иномарка — седан Kia Rio стоимостью 650 900 руб. против 383 900 руб. за начальную Lada Granta. В списке лидеров надежно прописался кроссовер Hyundai Creta с ценой от 789 900 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *