Чем отличается литол от солидола
Перейти к содержимому

Чем отличается литол от солидола

  • автор:

Новости компании

Отличие Солидола от Литола. Что лучше использовать?

Практически каждый автомобилист знает о солидоле и литоле хотя бы в общих чертах, однако четко назвать различия смогут далеко не все. Между тем сами различия присутствуют, и для конкретной системы может быть важно использование конкретного смазочного материала. Ввиду этого важно знать характеристики как солидола, так и литола, возможное их отличие, а также то, что лучше использовать.

Характеристики солидола и литола

Если не вникать в вопрос, то может показаться, что кроме названия разницы-то никакой и нет, однако с этим категорично не согласятся узлы автомобиля, которые будут активнее изнашиваться, если смазать их не тем, чем нужно.
Литол считается более современной смазкой, которая ранее должна была полностью заменить солидол, но вопреки этому стала использоваться с ним практически наравне.
Изготавливается литол из масел, что содержатся в нефти. Они в результате технологического процесса сгущаются и приобретают высокий термический порог эксплуатации.
Сам литол различается по цвету и маркировке, в зависимости от чего он используется для разных узлов и уровня их нагрузки.
Солидол также производится из нефтяного масла, но для его сгущения применяется другой компонент, что и меняет свойства всей смазки. Кроме того, солидол разделяется на жировой и синтетический (что может быть важно), а вот температурный диапазон у него меньше в сравнении с литолом.

При необходимости разные типы солидола можно смешивать и смазывать им узлы, которые переносят не очень большие нагрузки. Также солидол идеально подходит для защиты от влаги, ибо его практически невозможно смыть.
Главные отличия литола от солидола заключаются в следующем:
• диапазон рабочих температур;
• уровень вязкости;
• уровень задержки на рабочих узлах;
• химический уровень активности;
• антикоррозийные возможности.

Практически по всем критериям более подходящим считается именно литол. Все, что остается, — подобрать правильную марку для конкретного узла.
Что касается использования в целом, то солидол рекомендуется применять для каких-то простых узлов и мест, которые нужно смазать и защитить от влаги, для всего остального — только литол.

Стоит отметить, что большинство просто по привычке применяет солидол везде, где требуется смазка, но это очень ненадежный подход, в частности для автомобилей. Суть в том, что помимо высокого уровня нагрузки большинство автомобильных узлов попадает под влияние высоких температур, а солидол их не переносит.

И если владелец из-за лени решит использовать завалявшийся солидол, то так он только навредит собственному транспорту. Что касается ценового аспекта, то солидол с литолом не очень-то и отличаются, а посему какой-то особенной экономии или выгоды в использовании неподходящей смазки попросту не будет. Под рукой же рекомендуется иметь оба смазочных состава, а применять нужно тот, который необходим для конкретного узла.

Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на рассылку новостей, для этого просто кликнете по кнопке ниже!

Статьи

Литол-24, вероятно, является самой распространенной смазкой в нашей стране. Его применяют в быту, промышленности, автомобилях. На его использовании для авто остановимся более подробно.

Область применения

grease_litol.jpg

Литол-24 используют для смазки следующих частей автомобиля:

  • подшипники качения и скольжения;
  • зубчатые передачи;
  • шарнирные элементы.

Свойства

Смазку наносят на поверхность элементов в узлах, которые подвержены наиболее сильным нагрузкам. Материал обладает следующими свойствами:

  1. Не проводит электрический ток, что предопределяет возможность его использования для элементов электрооборудования.
  2. Не меняется плотность при увеличении температуры.
  3. Обладает высокими показателями прочности на разрыв и сдвига.
  4. Химически стабилен, имеет хорошие уплотняющие свойства.
  5. Применяется в широком диапазоне температур от -40 до +120 градусов.
  6. На поверхности смазки формируется защитная пленка, предотвращающая проникновение влаги.
  7. Прочно удерживается на любых поверхностях.

К недостаткам относится горючесть материала. Чтобы предотвратить преждевременный износ деталей, во время замены Литола-24 нужно придерживаться установленных правил.

Хранение

На смазку установлена гарантия сроком в пять лет, но и по истечении этого времени она не теряет своих свойств. Хранить Литол-24 следует в сухом прохладном месте, вдали от источника огня. Хранить лучше в заводской упаковке, либо в пластиковой или стеклянной таре. Кислоты, газы, оксиданты и прочие химические вещества поблизости лучше не располагать.

Отличие Литола-24 от солидола

Два продукта очень схожи между собой. Солидол производится на основе нефтяных масел, загущенных кальциевым мылом. Для получения Литола-24 исходное сырье сгущают при помощи мыла лития стеариновой кислоты. В этом вся разница, но загуститель влияет на некоторые свойства, что предопределяет применение смазок в тех или иных условиях.

Для смазки крутящихся деталей лучше выбирать литол. Благодаря более густой консистенции, он эффективно снижает вибрацию и уровень шума во время работы механизмов. Солидол применяют при отсутствии нагревания в местах с высокой влажностью, поскольку он очень жирный и неустойчив к действию высоких температур.

Однако это правило действует не всегда, поэтому следует рассмотреть все условия. При нагреве выше 750 градусов солидол течет, а литол лучше не использовать для защиты материалов, легко подвергающихся порче, например, резины, ПВХ или низкокачественного пластика. В последнем случае целесообразнее использовать солидол.

Литол пользуется спросом у автолюбителей, потому как стоит его один раз нанести и можно забыть о проблеме на долгое время. Торговая марка Литол-24 появилась уже очень давно, но несмотря на это по-прежнему востребована в автомобилестроении.

Статьи

Литолами называют группу смазочных материалов, полученных из минерального масла, модифицированного литиевым мылом стеариновой кислоты. Добавка повышает вязкость основы, придает ей устойчивость к воздействию высоких температур. Смазочный материал обладает гидрофобными свойствами.

Другие преимущества литола:

  • устойчивость к высоким температурам,
  • механическая прочность более 600 Па,
  • пластичность при низких температурах.
  • химическое взаимодействие с алюминием,
  • вымывание водой.

Существует 4 вида литолов, разработанных Центральным институтом авиационных топлив и масел.

ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202. Устаревшие, взаимозаменяемые смазочные материалы, которые сейчас практически не используют. Продукты предназначены для узлов с умеренными и низкими сдвиговыми нагрузками. ЦИАТИМ-201 и -202 используют в электротехнике, в радиоэлектронике, в точных приборах и оборудовании. Преимущество материалов – морозостойкость. Температурный диапазон эксплуатации составляет от -50 до +100 °С.

ЦИАТИМ-203. Основа продукта – трансформаторное масло. В литол ЦИАТИМ-203 вводят пакет присадок, которые позволяют использовать смазочный материал в высоконагруженных узлах спецтехники, в редукторных передачах, в подшипниках, работающих в сложных условиях. Продукт обладает водоотталкивающими свойствами.

«Литол-24». Это более современный и совершенный аналог ЦИАТИМ. Пластичную смазку «Литол-24» изготавливают на основе минерального масла с низкой испаряемостью. Специальные присадки защищают металлические поверхности от окисления. «Литол-24» применяют в нагруженных узлах трения при температурах до +130 °С.

Что такое солидол

Смазочный материал изготовлен на основе нефтяного масла и отличается высокой жирностью. В качестве загустителя используются кальциевые мыла высших кислот. Солидол не вымывается из места заложения. Температура эксплуатации солидола – от -30 до +75 °С. Материал используют в узлах трения и механизмах без нагрева, эксплуатирующихся во влажных условиях. Солидолом смазывают детали сельскохозяйственной техники, тихоходных редукторов.

  • консистентность,
  • высокая пластичность,
  • долгое сохранение смазывающих свойств,
  • термостабильность при малых нагрузках.
  • резкое снижение вязкости при нагревании,
  • агрессивность по отношению к пластикам и резинам,
  • затвердевание при низких температурах при полной утрате свойств.

В зависимости от вида модификатора различают жировые и синтетические солидолы.

Жировой солидол. Загуститель – мыло органической кислоты растительного происхождения, стабилизированное водой (до 3 % по массе). Смазочные материалы отличаются постоянством свойств и высоким качеством.

Синтетический солидол. Загуститель – мыло, полученное методом оргсинтеза. Солидол дешевле жирового аналога и практически не уступает ему по качеству. Выпускают две марки смазочного материала: УС-1 и УС-2. Оба продукта совместимы, могут смешиваться между собой.

Области применения

Оба продукта подходят для защиты подшипников скольжения, качения, любых трущихся поверхностей. В условиях высокой влажности лучше работает солидол. Высокая плотность материала позволяет формировать устойчивую пленку на металлических деталях. Солидол также выбирают для закладывания в открытые механизмы и узлы с риском попадания влаги.

При повышении температуры до 750 °С вязкость солидола снижается, и он вытекает из места заложения, поэтому в таких условиях лучше использовать литолы. Продукты с литиевыми мылами отлично зарекомендовали себя при эксплуатации в высоконагруженных узлах.

Подробнее об особенностях применения:

  • Автомобили. Солидол используют для смазывания дверных замков, петель, различных деталей стеклоподъемников, сидений и других ненагруженных узлов на российских машинах старых модификаций. В современных авто много резиновых и пластиковых деталей, поэтому для них предпочтительно использовать литол.
  • Инструменты. Солидол походит для смазки электрических и механических моделей, которые не подвержены нагреванию: тиски, лебедки, тали. В высокооборотистых инструментах, таких как дрель или болгарка, применяют литол.
  • Промышленное оборудование. Солидол используют для смазывания тихоходных узлов и консервации оборудования. Материал подходит для обслуживания шарниров, конвейеров, подъемных механизмов, цепных передач, отлично защищает детали из быстрорежущих сталей от коррозии при длительном хранении. Солидол более эффективен для смазывания нагревающихся пар трения и узлов с элементами из пластиков и эластомеров.

Сравнение солидола и литола по пунктам

Для удобства технические характеристики обоих материалов сведем в таблицу.

Минеральное масло + кальциевое мыло высшей кислоты

Минеральное масло + литиевое мыло стеариновой кислоты

Диапазон рабочих температур, °С

Температура каплепадения, °С, не ниже

Предел прочности на сдвиг, Па

Вымываемость из узла трения

Низкая ввиду высокой жирности

Химическая активность по отношению к другим материалам

Высокая по отношению к пластикам, резинам

Низкая за счет наличия присадок. Агрессивен к алюминию в присутствии воды

Высокие за счет наличия присадок

Общая сравнительная характеристика материалов следующая. И солидолы, и литолы были созданы практически в одно время – около 50 лет назад. По составу и свойствам оба продукта считаются устаревшими и значительно уступают современным смазочным материалам. Главным преимуществом остается доступная цена. Многие автовладельцы по-прежнему активно используют литол и солидол как более дешевую замену дорогим смазочным материалам.

Разница между продуктами есть, и она существенная. Перед использованием смазочного материала стоит изучить рекомендации производителя и применять продукты строго по назначению.

Купить солидол и литол можно в компании «Нектон Сиа». Для этого звоните по телефону +7 499 638-28-80 или оставьте заявку на oil@necton-sea.ru.

ВАШ МЕНЕДЖЕР

Начиная с первого обращения мы предоставляем Вам персонального менеджера.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Весь товар поступающий на склад проходит через отдел контроля качества.

РАЗЛИЧНАЯ ФАСОВКА

Пластиковые и металлические канистры, евробочки, еврокубы в наличии на складе.

Литол или Солидол. Чем отличаются и что лучше выбрать. Это нужно знать

Обе эти смазки очень популярны в автомобильных кругах. Где они только не применяются от смазки шаровых и рулевых наконечников, до всевозможных подшипников и шарниров. Но многие из нас с вами думают — что это одна и та же смазка, что они вообще не различаются, и нет никакой разницы! Однако это в корне не верно, отличия есть, причем они достаточно критические! Поэтому если задаетесь вопросом что выбрать, это статья для вас …

Литол или Солидол

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Нет, ребята, это не одно и тоже! Да, названия созвучные, однако между ними есть большая разница и как становится понятно — кроется она в химической формуле. Эти различия делают эти вещества для различного типа применений, причем это реально стоит знать, чтобы не навредить своему «железному коню». Что же давайте разберем более детально

СОЛИДОЛ

Начнем именно с этого вещества, скажем так — это одно из первых пластичных смазок, и как становится понятно, морально устарел. Применялся еще в конце 20-х годов прошлого века. Если взять метод производства, то он достаточно прост – берутся остатки нефтяных фракций (которые остались от выработки бензина), могут называть еще «нефтяное масло» и добавляют в него кальциевое мыло. Состав получается очень густой и очень пластичный, но не текучий!

состав солидола

Идеально для нанесения смазки на различные узлы, чтобы она не стекала. Так и получается солидол, именно он отлично смазывает шарниры и другие узлы, которые находятся вне «масляных ванн». Применялся очень часто на устаревшей технике, как на сельскохозяйственной, так и на автотранспортной. НО техника меняется, скорости растут, растет и нагрузка, собственно и температуры.

солидол

Поэтому на современных машинах применение этого состава, не рекомендуется! Почему? ДА все просто уже при температуре в 80-85 градусов Цельсия, этот состав становится жидким, теряет свои свойства, просто разрушается.

Еще один минус, он может химически «конфликтовать» с некоторыми видами силиконовых материалов. Это могут быть всевозможные сальники и пыльники, он просто их быстрее разрушит, что для подвески автомобиля означает быстрый выход из строя. Поэтому для современных авто, нужен другой состав и реально он есть

ЛИТОЛ

Появился гораздо позже, чем знаменитый собрат, должен был заменить устаревшую смазку! Разработан в 70-80 годах прошлого века. По физическим характеристикам должен быть именно такой же, то есть пластичный и густой (не текучий), но должен выдерживать большие температуры.

Литол

Здесь также используют «нефтяное масло», только плотность здесь отличается, если на СОЛИДОЛ шло практически все что можно, то на ЛИТОЛ обирают определенную плотность 60-80 г/м3, также теперь добавляется литиевое мыло. Что хочется отметить, были убраны агрессивные составы, направленные на «разъедание» силиконовых пыльников, также добавили антикоррозионные составы, чтобы лучше защищать металлические поверхности. НА данный момент ГОСТ по которому производится ЛИТОЛ от 1987 года.

Литол

Как становится понятно плюсов у этой смазки много, самый, пожалуй основной это то что он легко держит температуру в 120-125 градусов и не разрушается. Что делает его применение во многих областях автомобилестроения, начиная от шарниров (им набивают пыльники рулевых и шаровых наконечников, а также ШРУСОВ), заканчивая смазкой для подшипников. Стоит отметить, что работает до крайне минусовых температур в -40, -45 градусов Цельсия.

Устойчив, к водной среде, и практически не вымывается водой! Что делает его универсальным средством в местах с большим количеством влаги.

Если пробежаться по минусам, то можно отметить что их мало! Я бы даже сказал всего один, он активен в соприкосновении с алюминием! Поэтому НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, применять для смазки алюминиевых составов, он их банально будет разъедать.

Что же лучше выбрать?

Собственно составы очень похожи друг на друга, однако СОЛИДОЛ все же устаревший состав который рано или поздно покинет рынок. Сейчас хочется подвести короткий итог, в котором я перечислю несколько пунктов за ЛИТОЛ, итак:

  • Где чаще всего применяют такую смазку? Все правильно, для «набивки» пыльников шаровых и рулевых наконечников. Разогреваются в процессе эксплуатации они не сильно, максимум 50-55 градусов Цельсия (то есть вроде как подходят оба состава). Однако зачастую пыльники делают с использованием новых технологий, добавления силикона и пластмассы. СОЛИДОЛ будет разъедать все это дело, тем самым уменьшая срок службы наконечников.
  • Далее, где еще используется этот густой состав, для «набивки» пыльников ШРУСА, опять же используем ЛИТОЛ ибо он вообще не разъедает резиновые и силиконовые материалы.

Набиваем ШРУС

  • Подшипники ступицы. Здесь также используют пластичную смазку, однако применение СОЛИДОЛА здесь не возможно по двум причинам. Это высокие температуры (ступица зачастую может греться более 100 градусов Цельсия), и механические нагрузки (ЛИТОЛ более устойчив к ним).
  • Рулевая рейка. Ну и последнее это применение в рейке, без гидроусилителя. Здесь нужно смазать место зацепления шестерни и вала. Здесь опять же нет высоких температур, но есть резиновые (силиконовые пыльники), а также направляющие втулки из пластика. Чтобы они не «разъедались» нужно использовать более новый состав

Что лучше

Собственно на этом все, как видите здесь даже не стоит вопрос что лучше применять, есть более новый и совершенный вид смазки и это однозначно ЛИТОЛ, именно его и нужно применять в своем авто, причем разница в цене между старым и новым веществом не такая уж большая.

НА этом все, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.

(36 голосов, средний: 4,28 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *