Что такое срез в автозвуке
Перейти к содержимому

Что такое срез в автозвуке

  • автор:

Что такое срез в автозвуке

You are here: Home // Статьи и видео // Как выставить порядки и срезы в компонентной акустике

Как выставить порядки и срезы в компонентной акустике

В этом видео говорим о настройке. Дмитрий Приколота рассказывает, какие базовые срезы и их порядки можно выставить при настройке двух — и трёхполосной акустики, как ближнего поля, так и эстрадных компонентов. Смотрите видео здесь:

Если вам понравилось это видео, делитесь им с друзьями, пишите комментарии!

А ниже вы можете прочитать текстовую версию данного видео.

Как выставить срезы и порядки в компонентной акустике

Всем привет, друзья! С вами Дмитрий Приколота и Школа Автозвука.

Очень часто задаётся вопрос: «А как же выставить срезы?», «Какие срезы? Порекомендуйте на ту или иную акустику». Поэтому мы решили записать такое небольшое видео, в котором было бы рассказано о базовых настройках частот срезов и их порядков. То есть, как «расфильтровать» акустику, как для компонентной акустики, так и для эстрадной.

Но, повторюсь, данные рекомендации, это всего лишь база. У каждой системы итоговые настройки фильтрации будут отличаться. Почему? Потому что всё зависит: от самих компонентов, непосредственно от «железа» и от того, что вы хотите в итоге получить.

Итак, давайте рассмотрим базовые настройки фильтрации. Для компонентной акустики: на ВЧ HPF — 4 кГц вторым порядком, для мидбаса HPF 80 Гц, а LPF — 3,15 кГц. Это всё вторыми порядками. LPF для сабвуфера — 63 Гц, вторым порядком. Как вы увидите далее, для сабвуфера данный параметр не будет меняться в принципе.

Ещё одно такое важное уточнение или замечание: неважно, где у вас происходит фильтрация сигнала — в головном устройстве, в усилителе. Важно то, в каком виде и как «порезанный» сигнал доходит непосредственно до самих динамиков.

Далее рассмотрим вариант, когда у нас не классическая схема «двухполосный фронт + сабвуфер», а другая схема, которая является подороже и получше. Это трёхполосный фронт + сабвуфер.

Для твитера, в данном случае, HPF — срез 6,3 кГц вторым порядком. Для среднечастотных динамиков low pass filter — 4 кГц, вторым порядком, то есть — 12 децибел на октаву. Для среднечастотников с жёстким диффузором HPF — 500 Гц, вторым порядком. Для среднечастотников с купольным диффузором HPF будет 1,25 кГц, вторым порядком. Связано это с возможностями и конструктивными особенностями тех или иных среднечастотников.

Для мидбаса, в данном случае… Вернее, правильно его будет назвать уже мидвуфером, HPF мы выставляем на 80 Гц, вторым порядком. Low pass filter 250 Гц, вторым порядком. Ну и на сабвуфер, как уже было сказано, мы оставляем LPF на 63 Гц, вторым порядком.

Что касаемо эстрадной акустики, здесь всё меняется, немножко становится по-другому. Для ВЧ-звена high pass filter — 8 кГц, вторым порядком. В данном случае, для классической «двушки» HPF — 160 Гц, вторым порядком, а low pass filter — 4 кГц, также вторым порядком. Для сабвуфера мы оставляем low pass filter на 63 Гц, вторым порядком.

Если мы строим эстрадную систему, но уже трёхполосную, то всё тоже немного меняется. High pass filter для ВЧ у нас также остаётся на 8 кГц, вторым порядком. Для среднечастотного звена LPF — 4 кГц, вторым порядком, HPF — 500 Гц, вторым порядком. Для мидбасового звена HPF — 120 Гц, вторым порядком, а LPF — 250 Гц, вторым порядком. И сабуфер (LPF) также остаётся на 63 Гц, вторым порядком.

Итак, подытожим! Данные рекомендации по фильтрации системы являются базовыми, и от них мы будем отталкиваться при настройке своей аудиосистемы. В процессе настройки мы можем изменить не только частоту среза. Всё зависит от возможности нашей аудиосистемы. Это необходимо слушать. Может мидбас чуть ниже сможет играть, возможно его нужно будет немного «распустить» сверху. Может твитер сможет забраться немного ниже, а при этом не будут возникать какие-нибудь артефакты, искажения в звучании.

То же самое касается и эстрадных систем. Но помимо того, что мы с вами будем менять в процессе настройки частоту, также если ваша конфигурация аудиосистемы и возможности фильтрации позволяют порядки, то, естественно, тут же меняются и порядки. Таким образом, меняются порядки, если нам нужно понизить частоту, то порядок надо сделать повыше. Если частоту нужно повысить, то порядок надо понизить, то есть, перейти на первый порядок.

Это всё решается непосредственно в процессе настройки аудиосистемы. Окончательные срезы будут у вас в машине индивидуальными. Срезы от чужой машины вам не подойдут, скорее всего. За редким исключением, если системы будут практически идентичными.

Ну а на сегодня всё, друзья мои! Надеюсь, видео было вам полезным. Если это так, ставьте лайки, делитесь этим материалом со своими друзьями, подписывайтесь на канал!

С вами был Дмитрий Приколота и Школа Автозвука.

НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА «БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ»
Успей вписаться по выгодной цене!

Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!

Оставьте ваш комментарий

Что такое срез в автозвуке

You are here: Home // Статьи и видео // Что такое порядок фильтра и крутизна среза?

Что такое порядок фильтра и крутизна среза?

В этом видео отвечаем на вопрос, что такое порядок фильтра и крутизна среза. Смотрим

Для тех кто не может посмотреть видео есть текстовая версия:

Сегодня мы поговорим с вами о том что такое крутизна среза , порядок фильтра и так далее. Вы наверно много раз видели такую запись что ну допустим что в мануале от усилителя что фильтры там 12дб на октаву или 24дб на октаву или что фильтр первого порядка или второго порядка , давайте поговорим с вами о том что же это такое.

Для начала давайте, как вообще работает у нас фильтр в принципе

Т.е. на картинке вы видите ачх , по вертикальной шкале у нас амплитуда в дб по горизонтальной будет частота в гц. Допустим нам надо отрезать какой то диапазон , допустим мидбасове ачх и скажем 80гц и нам надо это дело отрезать и мы режем усилителем или пассивным кроссовером активным кроссовером , процессором , чем угодно. И у нас вот такая ачх получается. Надо понимать что фильтр не отрезает вертикально, что если мы на 80 гц отрезали то ниже ничего не играет – нет играет, каждый фильтр режет c определенной крутизной спада , графически видно что такое крутизна спада.

В цифрах это обозначается:

1 порядок – 6дб/октаву

2 порядок – 12дб/октаву

3 порядок – 18дб/октаву

4 порядок – 24дб/октаву

Есть и более высокие порядки , но они применяются реже , основное это вот это.

Теперь давайте поймем с вами что такое октава и что вообще эта запись означает.

Ну друзья мои , если мы представим с вами , вот наша шкала, изменение частоты в 2 раза это будет октава, 40гц-80гц это октава, от 80 до 160 это октава, от 160 до 320 это октава.

Теперь смотрите что означает данная запись , допустим фильтр первого порядка у нас , 6дб/октаву, допустим у нас сигнал там 120дб , то мы берем октаву вниз и получается на 40гц у нас будет на 6дб ниже, т.е. будет 114дб. Таким образом отрезал фильтр первого порядка. Если мы режем фильтром второго порядка, то здесь у нас будет – 12дб, т.е. будет 108 дб. Чтобы понять много это или мало и на сколько серьезно отрезает фильтр надо просто представить себе что 3 дб это в 2 раза, 6 дб от исходного это в 4 раза ну и так далее. Т.е. даже фильтр 6 дб на октаву делает звук на октаву ниже в 4 раза тише. Т.е. надо понимать чем выше порядок фильтра тем сильнее отрезает, тем более жестко отрезает фильтр все что лежит в пределах действия этого фильтра . Ну т.е. если это у нас хай пасс фильтр как здесь т.е. то что отрезает снизу это значит что все что ниже он отрезает с определенной крутизной среза. Если мы говорим о лоу пассе т.е. фильтр который режет сверху значит все что выше оно отрезается абсолютно по тем же законам. Какие фильтры куда применяются , как это используется , какие есть плюсы и минусы и недостатки у каждого фильтра , обо всем этом мы говорим в интенсиве «автозвук от А до Я» который у нас уже совсем скоро будет, приходите туда и там вы узнаете все на много подробнее, а для такого вот обзорного видео я думаю достаточно. На этом все , с вами был Сергей Туманов , если видео было вам полезно ставьте пальцы вверх , подписывайтесь на наш канал , делитесь этим видео с друзьями и приходите на наш интенсив , буду рад вас всех видеть. Всем пока , увидимся!

НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА «БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ»
Успей вписаться по выгодной цене!

Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!

Оставьте ваш комментарий

Как правильно настроить систему (порезать частоты)

Для чистого звучания музыки в автомобиле недостаточно сменить штатные динамики на более мощные. Чтобы любимые треки звучали безупречно, нужно знать, как правильно настроить звук в машине . Давайте разберемся вместе с Alphard Group, как правильно настроить акустическую систему .

Настройка автозвука в машине

Качественная музыка – это результат сбалансированной работы всех динамиков. Каждый динамик должен играть свой диапазон. В инструкции к каждому динамику написан рекомендованный срез – настройки, при которых динамик играет максимально надежно, долго и эффективно.

Срезы бывают первого, второго, третьего и четвертого порядка. Чем выше порядок, тем меньше будет громкость за пределами этого диапазона.

Срезы можно строить очень жестко. Например, четвертого порядка. Тогда выше или ниже этой частоты динамик не будет отыгрывать звук. Если срез мягкий – первого-второго порядка, тогда динамик отыгрывает звук вне установленного в настройках диапазона, но не так громко.

Если срез 10 кГц четвертого порядка, то 11 кГц практически не будет слышно. Если первого порядка, то будет слышно, но не так громко.

Лучше всего работают срезы четвертого порядка. Они позволяют намного лучше и дольше сохранять динамики в рабочем состоянии, а также получать более чистый звук. Частоты, которые динамик не должен играть, он играть не будет.

Максимально точная и правильная настройка автозвука возможна на процессорах. На магнитоле и на усилителях это сложно реализовать.

Также возможна фильтрация сигнала через конденсатор. Конденсатор – это фильтр первого порядка. Он отрезает частоты в зависимости от своей емкости. На какой-то частоте звук становится тише.

Как порезать частоты на магнитоле

На большинстве магнитол есть такая возможность. Это проще всего. Настройка срезов на магнитоле происходит с помощью обычного эквалайзера, а ее тонкости зависят от модели магнитолы.

Правильная настройка автомагнитолы требует соблюдения рекомендуемых частотных срезов. Они всегда указаны в инструкции к динамикам, и лучше выставлять частоты по ним. Если нет возможности сделать это на головном устройстве, возможна настройка срезов на усилителе . На них есть фильтры низких и высоких частот. Соответственно можно отрезать сигнал «снизу» или «сверху», чтобы динамик играл только нужный звук.

Настройка срезов на процессоре

Более тонкий и качественный вариант, который позволяет настроить частоту среза и звуковой диапазон. Процессоры достаточно дорогие, зато они помогают очень точно настроить максимально качественный звук. Мы рекомендуем делать именно так.

Зачем нужна настройка системы?

  1. Качественный объемный звук. Чтобы звучание было хорошим, нужно, чтобы один динамик отыгрывал одни частоты, другой – другие. Настройка позволяет добиться более точного звучания.
  2. Защита от поломки. Если динамик играет не в своих частотах, то лучше по рекомендации убрать эти частоты из звукового диапазона и таким образом снизить риски повреждения динам иков. Активное использование СЧ динамика в мидбасовом (80-150) Гц на высокой громкости может привести к заломам диффузора.

Если вы не знаете, как правильно настроить автозвук в машине , лучше обратитесь к профессионалам. Если вы хотите самостоятельно разобраться, как правильно настроить автозвук и слушать музыку в высоком качестве, добро пожаловать в интернет-магазин Alphard Group. Сделайте заказ на нашем сайте прямо сейчас и наслаждайтесь безупречным звучанием любимых мелодий.

Как выбрать частоты среза для ВЧ, СЧ, НЧ динамиков

Физические законы остались прежними. А вот использование технологий шагнуло далеко вперёд и акустические системы представлены широчайшим ассортиментом, а значит, могут удовлетворить даже самые высокие требования меломанов.

Вкратце о терминах, которые далее будут сокращены для лаконичности. ВЧ-динамик (твиттер) – наименьший в автомобиле, обычно устанавливается в стойках дверей (около 5 см). СЧ-динамик – среднечастотный динамик. Соответственно, НЧ – это низкочастотный динамик (бидбас).

Подобрать акустику для авто

Как правильно настроить динамики

Первый этап – определение оптимального распределения частот между излучающими головками. Существует два подхода к этой задаче.

  1. Перестройка или полная модернизация стандартного пассивного кроссовера. Требует знаний в области электроакустики и электротехники. Этот метод предназначен для профессионалов или опытных радиоэлектронщиков.
  2. Подключение динамиков к усилителю с режимом многополосного усиления. Есть два варианта: Bi-amp (двухполосное усиление) или Tri-amp (трехполосное усиление). Этот способ подходит менее опытным автолюбителям.

​Важно отметить, что большинство мощных усилителей уже оборудованы встроенным активным кроссовером, что позволяет достичь высокого качества звучания при использовании акустических систем с множеством динамиков. Даже в случае отсутствия встроенного кроссовера, опытные энтузиасты могут выбрать подходящий внешний кроссовер из обширного ассортимента.

К сожалению, точное руководство по действиям предоставить невозможно, учитывая, что акустика представляет собой обширную область экспериментов и креатива. В ней есть много возможностей для творчества и исследований для поклонников аудиотехники. Особые трудности возникают при подключении ВЧ и/или СЧ-компонентов.

Проблема не только в максимальной нагрузке, которую они могут выдерживать, формируя стереоэффект и звуковую сцену. Гармонические и интермодуляционные искажения четко слышны при неправильной установке частоты разделения, и от этого напрямую зависит надежность работы динамиков. Таким образом, наши рекомендации могут оказаться крайне полезными.

Подключение и настройка ВЧ-динамика

Выбор нижней граничной частоты диапазона сигналов, поступающих на ВЧ-головку, зависит от количества полос в акустической системе. В случае использования двухполосной акустической системы, особенно при размещении НЧ/СЧ-головки в дверях, для улучшения звуковой сцены рекомендуем выбирать граничную частоту как можно ниже.

Современные высококачественные ВЧ-динамики с низкой резонансной частотой FS (800-1500 Гц) могут воспроизводить сигналы, начиная с частоты 2000 Гц. Но ВЧ-головки часто имеют резонансную частоту в пределах 2000-3000 Гц. Помните, что чем ближе частота разделения к резонансной частоте, тем больше нагрузка на ВЧ-динамик.

При использовании фильтра с характеристикой затухания 12 дБ/окт, идеальное расстояние между частотой разделения и резонансной частотой должно быть больше одной октавы. Например, если резонансная частота головки составляет 2000 Гц, то частота разделения должна быть установлена на 4000 Гц. При желании выбрать частоту разделения 3000 Гц, необходимо увеличить крутизну характеристики затухания фильтра – до 18 дБ/окт или предпочтительно 24 дБ/окт.

Необходимо также согласовать компоненты по уровню и фазе после согласования по воспроизводимому диапазону частот. Учтите, что фильтр первого порядка вызывает сдвиг фазы на 90°, второго – 180° (противофаза) и так далее. Проведите прослушивание динамиков с разной полярностью подключения.

Человеческое ухо особенно чувствительно к частотам в диапазоне 1500-3000 Гц, поэтому при передаче этого участка сигнала будьте особенно внимательны. Хотя можно изменить (разделить) звуковой диапазон на этом участке, обдумайте, как грамотно устранить возможные негативные последствия. Использование трехполосной акустической системы – более правильный и безопасный вариант, так как СЧ-динамик эффективно воспроизводит диапазон от 200 до 7000 Гц и решает проблемы формирования звуковой сцены.

В трехполосных акустических системах ВЧ-динамик включается на более высоких частотах – 3500-6000 Гц, что значительно превышает критическую полосу частот и позволяет снизить (но не полностью исключить) требования к фазовому согласованию.

Подключение и настройка СЧ-динамика

Многие предпочитают устройства с купольной диафрагмой из-за их более широкой диаграммы направленности по сравнению с конусными. Кроме того, они более просты в установке, так как не требуют дополнительного акустического оформления.

Основной недостаток заключается в высокой резонансной частоте, которая находится в пределах 450-800 Гц. Чем ниже нижняя граничная частота полосы сигналов, поступающих на СЧ-динамик, тем важнее расстояние между СЧ- и НЧ-головками, а также то, где точно размещен «низкочастотник». Купольные «среднечастотники» можно успешно интегрировать с частотой разделения 500-600 Гц.

Этот диапазон критичен для большинства устройств, поэтому, если вы решите использовать такое разделение, порядок разделительного фильтра должен быть достаточно высоким, например, 4-й.

Конечно, можно купить купольные динамики с резонансной частотой 300-350 Гц. Их можно применять, начиная с частоты 400 Гц, но стоимость этих устройств остаётся довольно высокой.

Резонансная частота СЧ-динамиков с конусным диффузором лежит в пределах 100-300 Гц, что позволяет использовать их, начиная с частоты 200 Гц (хотя на практике чаще используется 300-400 Гц) и с фильтром невысокого порядка. При этом НЧ/СЧ-динамик освобождается от необходимости работать в СЧ-диапазоне. Воспроизведение без разделения между динамиками сигналов с частотами от 300-400 Гц до 5000-6000 Гц позволяет достичь приятного и качественного звучания.

Подключение и настройка НЧ-динамика

Устройства такого типа функционируют в диапазоне частот от 40 до 5000 Гц. Верхний предел рабочего диапазона определяется начальной частотой работы «высокочастотника» (в двухполосных акустических системах) или СЧ-динамика (в трехполосных).

Возникает вопрос: имеет ли смысл ограничивать нижний предел диапазона частот? Резонансная частота современных НЧ/СЧ-динамиков диаметром 16 см находится в пределах 50-80 Гц, и благодаря высокой подвижности звуковой катушки эти динамики относительно нечувствительны к работе на частотах ниже резонансной. Тем не менее, воспроизведение частот ниже резонансной частоты требует дополнительных усилий, что приводит к снижению отдачи в диапазоне 90-200 Гц и, в двухполосных системах, ухудшению передачи СЧ-диапазона.

Поскольку основная энергия ударов бас-бочки приходится на диапазон частот от 100 до 150 Гц, первым утрачивается четкий выраженный «панч» (punch – удар). Ограничение снизу с использованием фильтра нижних частот для воспроизведения сигналов от НЧ-головки в диапазоне 60-80 Гц позволяет ей работать более чисто и дает более мощное звучание. Таким образом, обеспечивается более высокая отдача.

Подключение к динамику сабвуфера

Рекомендуем передать воспроизведение сигналов с частотами ниже 60-80 Гц на отдельный динамик. В автомобиле звуковой диапазон ниже 60 Гц не может быть точно локализован, поэтому выбор места для установки сабвуфера становится менее критичным. Если соблюдено это условие, но звук сабвуфера всё равно локализуется, рекомендуем увеличить порядок фильтра нижних частот. Также стоит уделить внимание использованию фильтра для подавления инфразвуковых частот.

Каждый сабвуфер имеет свою резонансную частоту, и отсечение частот ниже этой точки позволяет достичь комфортного звучания и стабильной работы устройства.

Важно отметить, что стремление к получению глубоких басов существенно повышает стоимость сабвуфера. Если ваша звуковая система уже обеспечивает высокое качество воспроизведения в диапазоне от 50 до 16 000 Гц, этого вполне достаточно для полноценного наслаждения музыкой в автомобиле.

Возможно вас заинтересует: как выбрать автомагнитолу?

Варианты сопряжения головок

Даёт ли что-то одинаковый порядок фильтров НЧ и ВЧ? Нет. Если у вас установлена двухполосная фронтальная акустическая система с широким разнесением динамиков для компенсации провалов в характеристиках передачи на частоте разделения, то фильтр для НЧ/СЧ-головки будет иметь меньший порядок. В целом, не обязательно, чтобы частоты срезов фильтров низких и высоких частот совпадали.

Механизм компенсации избыточной яркости в точке разделения между НЧ/СЧ-головкой может быть эффективен до 2000 Гц, тогда как для «высокочастотника» это начинается с 3000 Гц. Важно помнить, что при использовании фильтра первого порядка разница между частотами среза фильтра низких и высоких частот не должна превышать одну октаву, а эта разница должна уменьшаться с повышением порядка фильтра. Этот же метод применяется при согласовании сабвуфера и мидвуфера для уменьшения стоячих волн и басового «бубнения».

Таким образом, при установке частоты среза фильтра низких частот сабвуфера на уровне 50-60 Гц, а фильтра высоких частот НЧ/СЧ-головки на 90-100 Гц, успешно устраняются нежелательные звуковые отклики, вызванные естественным подъемом амплитудно-частотной характеристики из-за акустических свойств салона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *