Почему хрустит шрус при повороте
Перейти к содержимому

Почему хрустит шрус при повороте

  • автор:

Хруст в колесе при повороте: хрустит «граната» и как определить

В процессе эксплуатации автомобиля с передним или полным приводом водитель может услышать хруст при повороте руля направо или налево. Часто в этом случае хрустит ШРУС (шарнир равных угловых скоростей или просто граната). Звук получается характерным и напоминает гулкий треск.

При этом важно точно определить:

  • какой ШРУС хрустит;
  • степень серьезности поломки;
  • можно ли доехать до СТО своим ходом.

Дело в том, что на каждой стороне установлен ШРУС внутренний, а также ШРУС наружный. Для диагностики необходимо отдельно учитывать некоторые особенности и нюансы. Подробнее читайте в нашей статье.

ШРУС: что это такое и как работает

Что такое ШРУС

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) является деталью, которая осуществляет передачу крутящего момента между полуосями, при этом угол между полуосями постоянно изменяется. ШРУСы активно используются в устройстве автомобилей с передним и полным приводом.

На передней оси используются:

  • внутренний ШРУС (внутренняя граната);
  • наружный ШРУС (наружная граната).

Внутренний ШРУС отвечает за передачу вращение от коробки передач на вал, тогда как внешний шарнир передает вращение от внутреннего на колесо. Использование данных элементов позволяет передавать крутящий момент и поворачивать ведущие колеса автомобиля.

Почему хрустит «граната»

В целом, шарнир равных угловых скоростей является достаточно надежной деталью. Естественный износ наступает на больших пробегах (около 150-200 тыс. км и более). Однако в ряде случаев деталь может выйти из строя раньше по определенным причинам.

При этом основным признаком проблем с шарниром является характерный треск (зачастую при повороте хрустит ШРУС). Также хруст гранаты можно услышать при разгоне автомобиля (особенно сильно проявляется с вывернутыми колесами).

Основные причины хруста ШРУС:

  • эксплуатация автомобиля в сложных условиях (бездорожье, попадание в ямы на высоких скоростях, буксировка тяжелых прицепов, перевозка грузов и т.д.);
  • агрессивная езда, резкие разгоны и экстренное торможение (особенно с вывернутыми колесами), вхождение в крутые повороты на большой скорости и т.д.;
  • разрыв пыльника ШРУС, попадания в механизм влаги, грязи и пыли (смазка ШРУС накапливает частички и начинает работать подобно абразиву, разрушая деталь). Кстати, подавляющее большинство проблем со ШРУСом связаны именно с повреждением пыльника.

Чтобы понять, какой ШРУС издает при повороте руля хруст, нужно провести диагностику. При этом быстро определить, какой ШРУС хрустит, не особенно сложно. В рамках проверки следует обращать внимание на некоторые особенности.

  1. Хруст и скрипы обычно издает наружная граната. Проверить ШРУС можно, вывернув колеса и начав активный разгон. Как правило, не особенно сильный хруст в повороте станет более звонким. Также следует обратить внимание на руль. Если на руле ощущаются вибрации и легкие толчки, это также укажет на проблемы с наружными шарнирами.
  2. Внутренний ШРУС обычно не хрустит, а слегка постукивает при езде с ровно выставленными колесами по прямой. Кроме езды по ровной дороге, при попадании в ямы стуки усиливаются. Дело в том, что нагрузки на внутренний ШРУС сильнее в зависимости от того, какая яма по глубине окажется под колесами.

Когда нужна проверка ШРУС на автомобиле

Если хрустит ШРУС, многие водители интересуются, как долго можно эксплуатировать авто до ремонта с такой поломкой. Другими словами, сколько можно ездить, если хрустит ШРУС. Причин, по которым затягивают с ремонтом, несколько:

  • шарниры равных угловых скоростей на некоторых авто могут стоить остаточно дорого;
  • хруст и стук может быть не сильным и т.д.

Прежде всего, возможность эксплуатации авто зависит от серьезности поломки. Чем сильнее окажется изношенным ШРУС, тем быстрее его надо поменять. При этом стук и хруст являются индикатором, указывающим на необходимость замены.

Например, если хруст сильный, лучше менять шарнир безотлагательно. Дело в том, что при полной поломке узла (заклинивание, растрескивание корпуса или выпадение шариков и т.д.), можно получить серьезные проблемы с другими агрегатами, узлами и элементами.

В свою очередь, симптомы неисправности на начальной стадии можно попробовать устранить методом обслуживания (смазка ШРУС и замена пыльников). Если нет результата, тогда следует готовиться к тому, что с усилением шума, стука и хруста деталь нужно будет поменять. Произойти это может как через 500-1000 км. после появления первых симптомов, таки позже.

При этом специалисты все же не рекомендуют эксплуатировать автомобиль и подвергать машину нагрузкам при наличии подобных неисправностей. Это означает, что какое-то время с частично неисправным ШРУС можно ездить, однако, деталь следует заменить при первой такой возможности и не затягивать с ремонтом. Если же признаки поломки серьезные (сильный шум и хруст), следует отказаться от эксплуатации и заменить шарниры.

Как проверить ШРУС наружный

Выявив характерные признаки неисправности, необходима дополнительная проверка ШРУСа. Если необходимо проверить наружный ШРУС, следует учитывать некоторые особенности. Деталь с одной стороны прикреплена к внутреннему шарниру через полуось, а с другой крепится к ступице.

С учетом того, что шарнир представляет собой сепаратор с шариками, в случае повреждений шарикового механизма появляется хруст. Также корпус сверху защищен пыльником. Если пыльник порван, влага грязь и пыль попали внутрь ШРУС и вывели его из строя.

Для того, чтобы проверить внешний ШРУС, нужно поездить по ровной дороге, поворачивая колеса в одну и другую сторону до упора. В крайних положениях руля необходимо нажать на газ. Если хруст усиливается, тогда неисправна наружная граната. При этом хруст при повороте влево укажет на то, что неисправен ШРУС с правой «пассажирской» стороны. Если же звук появляется в правом повороте, в этом случае хрустит левый ШРУС (со стороны водителя).

Проверка внутреннего шарнира

Что касается внутреннего ШРУСа, данный элемент конструктивно напоминает стакан (имеется внешний корпус подшипниками, которые движутся в трех плоскостях). Вал вставлен в коробку передач, при этом трипод с подшипниками закреплен на полуоси.

Устройство внутреннего ШРУСа предельно простое, выходит из строя шарнир намного реже, чем наружный. Однако отсутствие смазки во внутреннем ШРУСе и порванный пыльник могут вывести из строя даже такой надежный механизм.

Чтобы проверить внутренние гранаты, необходимо выбрать участок дороги, где есть ямы и неровности. Основной признак неисправного внутреннего шарнира — стук при попадании колеса в яму. Обратите внимание, перед проверкой желательно выполнить диагностику ходовой, чтобы исключить другие возможные причины стука.

Есть и еще дин метод проверки – можно загрузить заднюю ось авто до такой степени, чтобы «нос» автомобиля поднялся выше, при этом произошел прогиб оси внутреннего ШРУСа. В том случае, если стук появляется при таких условиях, это значит, что внутренний ШРУС вышел из строя.

Другие способы проверки

В рамках диагностики шарниров равных угловых скоростей также нужно знать еще один способ, как определить, какой ШРУС хрустит. При этом данный способ подходить только для авто с механической коробкой передач. Из инструментов для проверки потребуется домкрат.

  • Сначала авто ставят на ровную площадку;
  • Колеса выставляются прямо и вывешиваются;
  • Затянув ручник, на нейтральной передаче заводится мотор;
  • Дальше после выжима сцепления включается первая скорость;
  • Затем в салоне нажимается педаль газа и осторожно нажимается педаль тормоза (создается нагрузка на ШРУС).

В случае поломки внутреннего ШРУСа будут слышны стуки в момент нажатия на тормоз. Если внутренние ШРУСы исправны, двигатель заглохнет и посторонних стуков не будет. Далее руль выворачивается до упора влево или вправо и нажимается тормоз. Если к стуку добавился хруст, внешняя граната также неисправна. Таким методом можно проверить ШРУСы на полуосях с обеих сторон.

Рекомендации

Как правило, основной проблемой ШРУС является повреждение пыльников шарнира. По этой причине за их состоянием нужно постоянно следить на каждом ТО. Не допускается даже наличие малейших повреждений (трещины, разрывы, дыры и другие дефекты). Если такие дефекты обнаружены, пыльник ШРУС нужно сразу менять. Обратите внимание, игнорирование данного правила приводит к поломке данного узла.

При этом если ШРУС захрустел, это указывает на критический износ. На практике, проблему можно «законсервировать» при помощи обновления смазки шарнира. Однако это не позволяет говорить о надежности и долговечности узла после такого обслуживания.

Также добавим, что максимальная нагрузка на ШРУС создается в том случае, если водитель сильно газует при вывернутых колесах. Если есть такая возможность и нужно преодолеть препятствие (например, заехать на бордюр или резко ускориться при развороте), лучше поставить колеса как можно прямее при такой возможности, чтобы снизить нагрузку на ШРУС.

Хруст руля при повороте: возможные причины

Рулевое управление — это не стереосистема и не кондиционер, от него напрямую зависит безопасность передвижения. Хруст при повороте руля пугает многих опытных водителей, не говоря уже о начинающих. Паниковать не нужно, но и закрывать глаза на это не стоит. Лучше сразу взять курс на ближайшую СТО для диагностики. Дело в том, что причина посторонних звуков может быть не только в рулевом управлении, хотя хруст слышен именно оттуда. Автомобиль — как живой организм, все его системы взаимосвязаны. Не исключено, что источник звука может находиться в подвеске или даже колесах. Рассмотрим самые частые причины хруста руля при повороте налево, направо или на месте.

Н еисправность шруса

Шарнир угловых скоростей (шрус, “граната”) напрямую соединен с рулевым управлением. Его неисправность проявляет себя при максимальном повороте руля на плавном ходу: в эти моменты слышны скрипяще-хрустящие звуки, иногда сопровождаемые щелчками. Причина тому — износ шруса. Эту запчасть не чинят, ее можно только заменить.

Ездить на авто с неисправным шрусом опасно — он может рассыпаться в любой момент, что чревато потерей тяги. Что будет с машиной, одно колесо которой намертво заклинило на большой скорости, лучше не проверять.

В некоторых случаях неисправным может быть не сам шрус, а его пыльник — резиновый защитный чехол для шарнира. Попадание в пыльник песка и другого мусора вызывает хрустящий звук. Оценить состояние чехлов можно только с помощью визуального осмотра. Для этого придется вывернуть колеса на максимум и осмотреть пыльники. Бывалые водители советуют всегда иметь эти запчасти про запас, так как засор и разрыв пыльников неизбежно приводит к поломке самого шруса, который стоит значительно дороже.

В ыход из строя рулевой рейки

Хруст при повороте руля на месте сопровождается вибрацией колес при езде по абсолютно ровному асфальту. Скорее всего, это связано с неисправностью рулевой рейки. Если руль туго идет в одну сторону, а в другую крутится как по маслу, с вероятностью 90% причина именно в рейке. Посторонние звуки идут не из-под капота, а непосредственно от рулевого колеса, которое при этом вибрирует. На свободном ходу авто при заглушенном моторе стук и хруст усиливаются в крайних положениях рулевого колеса.

Есть два варианта решения проблемы — отрегулировать рейку или заменить ее в связи с естественным износом. Подкрутить регулировочные болты можно самостоятельно. Если после этого руль продолжает хрустеть, нужно ехать на СТO. Во многих моделях авто ремонт этой запчасти считается нерентабельным, что связано с относительно низким сроком службы. Рулевая рейка рассчитана в среднем на 300 тыс. км. пробега, поэтому при выходе из строя выгоднее сразу ее заменить.

Хруст при повороте руля: разбираемся каковы причины

Существует немало куда более частых неисправностей, чем появление хруста при повороте руля в автомобиле, вне зависимости от типа привода, марки или модели. При этом причин возникновения посторонних шумов в рулевом управлении может быть «вагон и маленькая тележка».

Поэтому сначала распределим, когда именно они возникают:

  • Во время движения;
  • либо когда автомобиль стоит.

А затем разберём причины, по которым появляется хруст при повороте руля в движении/в покое, как их устранить и что для этого понадобится.

Все причины возникновения хруста при езде

avtomobil-na-remonte-v-cekhu-sto

prichiny-po-kotorym-voznikaet-hrust-pri-povorote-rulya

Основных всего две:

  • неисправен ШРУС;
  • сломался опорный подшипник амортизаторной стойки.

Вот эти причины возникновения хруста рассмотрим более подробно.

Выясним причину хруста и устраним неисправность. Записывайтесь и приезжайте: (029) 141-40-04 или (033) 364-40-04.

Неисправность шарнира равных угловых скоростей

Сам узел простой и надёжный, конечно, если он оригинальный или сделан именитыми производителями. И реально сломаться, конечно, если автомобиль не подвергся глубокому тюнингу, или вы не эксплуатируете его в запредельных режимах, там просто нечему. Срок службы 100.000 км пробега для ШРУСа, отвечающего за привод, норма.

И совсем другое дело пыльники на них. Они могут:

  • элементарно слететь со штатного места;
  • порваться, стоит наехать на острый предмет или даже плотную ветку;
  • резина (редко когда они делаются из чего-то ещё) на них может задубеть;
  • они могут проиграть схватку с реагентами, которыми дорожники посыпают улицы зимой;
  • наконец со временем просто расползтись от постоянного активного драйва или езды по неровным дорогам.

Причин хруста может быть множество, а итог всегда один: внутрь ШРУСа попадает влага, песок, грязь, соль. И при каждом повороте руля слышен хруст, который может быть просто невыносим.

Конечно, если после поездки в лес или, наоборот, по просёлочной дороге, на которой были замечены куски торчащей из земли проволоки, арматуры или чего-то ещё, осмотрите эти узлы на предмет целостности и увидите, что один/несколько из них порваны, то ремонт будет очень простым:

  • повреждённый узел снимается;
  • тщательно промывается;
  • снова набивается соответствующей смазкой;
  • устанавливается новый пыльник, закрепляется;
  • ШРУС ставится обратно.

Но будем честными: вы часто так делаете? Поэтому появившийся хруст рулевого колеса воспринимаем как неизбежную составляющую эксплуатации автомобиля, вроде покупки резины по сезону или регулярной замены масла в двигателе.

Когда выполняется проверка подвески, то также непременно делается проверка состояния/износа ШРУСа. Это просто, быстро, и если клиент обращается с требованием определить причину появления хруста, узел под подозрение попадает одним из первых.

Вот только если ШРУС захрустел, обойтись малой кровью, отремонтировать его уже не получится, требуется замена. Она несложная, занимает немного времени. И если у вас есть:

  • яма или подъёмник;
  • необходимые инструменты;
  • минимальные слесарские навыки;
  • и час-полтора свободного времени,

то заменить пришедший в негодность ШРУС не составит труда. Основная сложность – сдёрнуть его с места, за десятки тысяч километров пробега он элементарно прикипает к приводу.

Всё чаще, особенно это применимо к новым автомобилям, конструкция которых нарисована с чистого листа, а не стала модернизацией давно используемой, ШРУС является деталью привода целиком. Это цена за упрощение конструкции плюс максимальное сокращение различных деталей: требования логистики или наличия складов запчастей у дилеров марки становятся решающими. И хотя поменять его, если ШРУСы начали хрустеть, проще простого. Хотя сумма, на которую придётся раскошелиться, вас неприятно удивит.

Сломался опорный подшипник

audi_IMG_6323_03022020_focus

Есть и другая, не менее распространенная неисправность, чем поломка ШРУСа. Это неисправность опорных подшипников. Они, как и ШРУСы, невероятно живучие: многие автовладельцы даже не знают, как они выглядят и где устанавливаются. Вот только возможная причина преждевременного выхода из строя тоже не отличается: попадает соль, песок, грязь или что-то ещё, что выводит их из строя. И каждый поворот руля приводит не только к отклонению авто влево-вправо, но и жуткому скрипу. Это опорный подшипник.

Деталь, куда менее надёжная и долговечная, чем шарнир: опытные мастера вспомнят не одну ситуацию, когда его замена потребовалась даже до истечения гарантийного срока на автомобиль. И посторонние звуки при повороте руля заставляли владельцев бросать всё и ехать на ближайшее СТО, специализирующееся по этой марке.

Но многие зададут справедливый вопрос: а причём тут вообще хруст? Спорить бесполезно, все слышат по-разному, да и поломка также может различаться. Но диагностировать, что причиной хруста стал именно он, проще простого:

  • снимаете автомобиль с передачи;
  • ставите его на ручник;
  • вывешиваете колесо: домкрат вам в помощь;
  • раскручиваете: хрустит – значит он, нет – повторяете всё то же самое, но с другой стороны.

Вот и все манипуляции, дефектовка опорного подшипника окончена. В зависимости от результата, осталось принять решение, ехать в магазин запчастей или нет.

Хруст на месте: к сожалению, бывает и такое

Но всё вышесказанное применимо, когда автомобиль в движении, а сам хруст слышен исключительно в поворотах. И совсем другое дело, хрустящие звуки отчётливо слышны в покое, когда поворачиваете руль неподвижной машины влево-вправо.

Но, как и при возникновении посторонних шумов в движении, в рулевом управлении, когда крутите его на месте, они слышны, если:

  • источником шума становится само рулевое колесо;
  • или есть вопросы к состоянию/износу рулевой рейки.

Их также постараемся поподробнее осветить.

Нетипичные и даже курьёзные причины хруста

vypolnyaem-diagnostiku-podveski-na-avtomobile-shkoda

Для всего этого достаточно осмотра, выявления, что именно неисправно, так как это может быть:

  • Искривление штока вала. Сложно поверить, но такой дефект рулевого управления может стать следствием не только фронтального ДТП, но и просто эксплуатации.
  • Место сопряжения вала и рейки. Вот только чтобы добраться до этого сочленения, придётся очень сильно постараться.
  • Защитный кожух трётся о подвижные детали рулевого управления. Особенно это применимо к недорогим машинам, а также тем, что эксплуатируются давно: часть креплений могло элементарно поломаться/потеряться.
  • Даже сползший коврик, задевающий за рулевой вал/его крестовину. Но это абсолютная редкость, исключение из правил.

А чтобы понять, что именно является источником постороннего шума при повороте руля, необходимо разобрать рулевую колонку и найти причину.

Само рулевое колесо

При повороте руля также могут появиться посторонние звуки, писк, скрежет и, конечно, хруст. Их природа – «баранка» трётся о кожух. Причина такой легкоустранимой неисправности:

  • некачественный ремонт: вы недавно снимали/ставили рулевое колесо, и эти работы выполнены плохо;
  • со временем из-за износа руль задевает за обшивку.

Аналогичная неполадка может возникнуть, когда трётся металлическая дорожка от звукового сигнала клаксона. Устраняется это элементарно: сняли, поправили, если нужно, почистили и поставили обратно. Всё, теперь при повороте руля звук издаёт только включенный заблаговременно поворотник.

Рулевая рейка

Возможных неисправностей, что именно может хрустеть множество. И её диагностика должна:

  • выполняться специалистами;
  • осуществляться исключительно на подъёмнике;
  • с использованием соответствующего оборудования.

И точно не в первую очередь: хруст при вращении руля на месте может появиться из-за более очевидных неисправностей в машине.

Устранить все эти неисправности можно на СТО «TOP CRAFT». Приезжайте, в том числе и для замены ШРУСа на вашем авто.

Хрустит ШРУС на авто, причины

ШРУС (Шарнир Равных Угловых Скоростей, гомокинетический шарнир, в просторечии «граната») — это узел, пришедший на замену кардану. Он предназначен для передачи крутящего момента на колеса. Во время поворота машины возникает ситуация, когда одно колесо вращается с большей скоростью, чем другое. Это создает нагрузку на подвеску и усложняет управление — при повороте руля возникают пробуксовки, теряется сцепление с дорожным покрытием. Благодаря «гранате» угловая скорость на разных осях остается одинаковой, что повышает управляемость автомобиля.

Разработано несколько конструкций ШРУС, предназначенных для установки в ТС разной мощности. Они отличаются друг от друга типом конструкции и уровнем прочности шарнира. Однако в нашем случае необходимо рассмотреть только два вида:

  • внутренние. Обеспечивают передачу вращения с коробки на полуось;
  • наружные. Передают крутящий момент с полуосей на колеса.

Как правило, эти элементы устанавливаются попарно. Это делается для того, чтобы уменьшить предельные нагрузки на отдельный элемент, и продлить срок службы устройства. На переднеприводном авто их 4 штуки — комплект слева и справа. Внутренний узел размещен возле коробки. Он испытывает сравнительно малые изменения угла передачи, его конструкция собрана из следующих элементов:

  • металлический корпус (внешняя часть «гранаты»);
  • трипод (тройной ролик, способный перемещаться в стакане под заданным углом);
  • резиновый пыльник, обеспечивающий защиту от песка, грязи.

Наружные «гранаты» почти не отличаются по конструкции от внутренних. Единственной их особенностью является повышенная нагрузка, требующая способности к более резкому изменению угла передачи. В конструкции наружных гомокинетических шарниров чаще всего используют сепаратор с 6 шариками. Он способен работать при максимальном угле наклона к полуоси до 70°. Однако конструкция с шариковым сепаратором хуже воспринимает нагрузки, поэтому на мощных грузовых автомобилях не используется.

конструкция шруса

Конструкция ШРУС допускает разборку, замену смазки и осмотр его деталей. Однако узел не поддается ремонту. Если обнаружены повреждения каких-либо частей, восстановить их невозможно. Основным условием нормальной работы считается наличие смазки — ей заполняют весь внутренний объем «гранаты». Появление признаков выходя из строя свидетельствует о необходимости замены проблемного узла. Как правило, это посторонние звуки — стук, похрустывание. О появлении проблем говорит повреждение резинового пыльника, обеспечивающего защиту от попадания пыли.

Как найти хрустящий ШРУС

Проблемы с гомокинетическими шарнирами выражаются в появлении постороннего призвука во время работы. Чаще всего это хруст, но может быть и постукивание. Хрустеть обычно начинают внешние элементы, а стук наблюдается на внутренних узлах. Это связано с условиями их работы — угол изгиба наружных «гранат» гораздо больше, и звук появляется при сильном повороте руля, когда нагрузка на узел наиболее велика. Постукивание внутренних элементов возникает во время движения по прямой. Со временем призвук усиливается, что говорит о необходимости срочной замены дефектного узла.

Хруст наружной «гранаты» появляется при выполнении крутых поворотов. Его можно отчетливо услышать, если в этот момент еще немного подать топлива в двигатель («газануть»). В этот момент на «гранате» возникает максимальная нагрузка, вызывающая возникновение хруста. Водитель машины с дефектным ШРУС может почувствовать отдачу в руль при выполнении резких поворотов.

Неисправность внутреннего элемента определить сложнее. Она проявляется при движении по прямой. Заметить появление проблемы легче всего при движении по неровной дороге, богатой ухабами или выбоинами. Кроме этого, дефект может проявиться при движении на высокой скорости (от 100 км/ч). По ощущениям это напоминает езду на авто с плохо отбалансированными колесами.

Определить проблемный шарнир достаточно легко, если есть опыт и практика. Проще всего обратиться в СТО, где проведут диагностику и определят состояние всех узлов подвески. Однако большинство владельцев производят поиск дефектов самостоятельно. Поиск производится разными способами — визуально и на слух. Осматривают пыльники, повреждение которых часто становится причиной выхода из строя шарниров. Кроме этого, вышедший из строя узел намеренно подвергают высокой нагрузке, добиваясь появления постороннего звука.

Для неподготовленного человека задача может оказаться непосильной, хотя решается она довольно просто. Это можно сделать в одиночку, но лучше привлечь помощника (хорошо, если это будет опытный водитель, знакомый с частыми дефектами ШРУС). Рассмотрим методы поиска дефектов наружных и внутренних «гранат».

Хруст наружного ШРУСа

Для выполнения самостоятельной диагностики надо найти ровную площадку. Ее размер должен быть достаточно велик для того, чтобы можно было поездить на машине с небольшим ускорением. Пытаться поездить по дорожкам гаражного кооператива незачем — придется часто поворачивать, что в узких проездах невозможно. Надо резко стартовать с места, поворачивая руль в разные стороны. Поэтому, надо заранее подобрать подходящую площадку, чтобы не тратить время на поиски.

Для определения дефектного элемента надо вывернуть руль на максимально большой угол поворота колес и резко тронуться с места. Это наиболее жесткие условия работы шарнира. Если он вышел из строя, посторонние звуки появятся сразу. Более опытные водители способны услышать хруст самостоятельно, открыв окна машины. Однако лучший результат можно получить, если привлечь помощника. Он находится снаружи и поочередно слушает левый и правый узел, определяя, откуда доносится звук. Этот способ хорош, если дефектный элемент расположен с противоположной от водителя стороны. Самостоятельно услышать хруст в таких условиях не всегда удается.

наружный шрус

Необходимо учесть — выполнить проверку надо несколько раз, трогаясь с места в разных направлениях. Звук издает проблемный узел, расположенный в направлении поворота руля. Например, если из строя вышел правый шарнир, он начнет хрустеть при повороте вправо. Если тронуться с места на левом повороте, звука не будет. Причиной такой ситуации является частичный перенос массы автомобиля при повороте руля в сторону неисправного узла. Иногда проблема находится в начальной стадии, и звук не отличается большой громкостью. Поэтому, надо выполнить процедуру несколько раз, чтобы убедиться в отсутствии ошибок.

Часто возникают ситуации, когда неисправны оба шарнира — правый и левый. Владелец машины уверен, что проблема касается только одного узла, и пытается определить, с какой стороны звук громче. В подобных случаях рекомендуется оставить бесплодные попытки и обратиться в СТО. Специалисты смогут точно определить состояние каждого узла. Если это необходимо, будет произведена замена пыльника или всего проблемного элемента. Визит в СТО стоит денег, но результат соответствует понесенным расходам.

Хруст внутреннего ШРУСа

Методика диагностики внутренних шарниров имеет свои специфические особенности. Дефектные узлы не проявляют себя слишком явно, посторонний звук возникает только при возникновении повышенных нагрузок. Для проверки нужна прямая дорога с неровным покрытием. Надо проехать по ней с некоторым ускорением и послушать, но возникает ли характерного постукивания. Если призвук отчетливо слышен — узел вышел из строя.

Иногда автолюбители используют простой, но эффективный метод. Они находят выбоину на дороге и проезжают по ней сначала левым, а потом правым колесом. Определяют, в каком случае звук слышится более отчетливо. Если постукивание слышится при наезде на выбоину правым колесом, значит, из строя вышел правый узел (и наоборот). Важный момент — выбоина не должна быть слишком глубокой, поскольку избыточная нагрузка может оказаться чрезмерной даже для вполне рабочей «гранаты».

внутренний шрус

Есть еще один способ диагностики внутренних ШРУС. На заднее сиденье сажают несколько человек, в багажник помещают множество тяжелых предметов. В результате баланс веса машины смещается назад, а передняя ее часть приподнимается. От этого на полуосях возникает небольшой изгиб, изменяющий условия работы внутренних ШРУС. При движении по неровной дороге характерный звук будет слышен более отчетливо.

Необходимо иметь в виду — перегрузка задней части авто является условием для проверки состояния шарниров. Она нужна только для выполнения диагностики. В обычных условиях вес пассажиров и грузов следует распределять равномерно. Это поможет выровнять нагрузку на проставки, стойки и пружины.

Универсальный метод поиска

Существует универсальный способ определить проблемный элемент. Необходимо выполнить следующие действия:

  • выставить руль прямо;
  • с помощью домкрата вывесить одно из передних колес;
  • поставить автомобиль на ручник, включить нейтральную передачу;
  • завести двигатель, выжать педаль сцепления и включить первую скорость. Плавно отпустить педаль сцепления, имитируя трогание машины с места;
  • колесо, вывешенное с помощью домкрата, начнет крутиться. В это время надо понемногу нажимать на педаль тормоза, создавая повышенную нагрузку на внутренние «гранаты». Если внутренний шарнир проблемный, появится характерный звук. Если дефектов нет, двигатель просто понемногу заглохнет;
  • повернуть руль на максимально крутой угол и снова плавно нажать на педаль тормоза. Если есть проблемы с наружной «гранатой», появится знакомый хруст. При этом, стук от внутреннего элемента (если он есть) никуда не исчезнет;
  • повторить процедуру, вывернув руль в противоположную сторону. Это даст информацию о состоянии второго наружного ШРУС. Предварительно надо вывесить второе переднее колесо.

Перед тем, как опустить машину, надо заглушить двигатель и подождать, пока колесо прекратит вращение. При выполнении такой диагностики следует соблюдать правила безопасности. домкрат надо установить на ровную и прочную площадку. Автомобиль должен быть поставлен на ручник. Рекомендуется использовать противооткатные упоры, поскольку придется садиться в машину. Это неизбежно вызовет раскачивание и некоторое смещение, способное уронить плохо установленный домкрат. В такой ситуации машина рванется с места, что может стать причиной весьма нежелательных событий.

Причины хруста

«Граната» относится к самым надежным, долговечным узлам автомобильной подвески. Срок ее службы может быть сопоставим с длительностью эксплуатации машины. Однако это возможно только при максимально бережном и аккуратном обращении с автомобилем. Езда по ровным дорогам, отсутствие экстремальных приемов вождения помогут сохранить шарниры в рабочем состоянии.

Самые частые причины хруста ШРУС вызваны сложными условиями работы подвески. чаще всего, это агрессивный стиль езды или плохие дороги. Максимальная нагрузка на ШРУС возникает при вхождении автомобиля в поворот на большой скорости, когда крутящий момент двигателя особенно велик. Наличие выбоин, неровностей на дорожном покрытии (или полное его отсутствие) также становятся причинами износа «гранат». Если прохождение сложного участка дороги случается на большой скорости, износ элементов подвески пропорционально увеличивается. Ударное воздействие на колеса и остальные детали значительно увеличивается, что вызывает преждевременный выход из строя шарниров.

Кроме этого, появление хруста часто бывает вызвано попаданием внутрь корпуса песка или грязи. Если порвался резиновый пыльник, возникает опасность проникновения воды и грязи, быстро выводящих шарнир из строя. Эта проблема характерна для наружных ШРУСов, которые расположены неподалеку от колес. Попадание на них песка и грязи, твердых частиц становится обычным делом. Если пыльник поврежден, смазка под ним впитывает их в себя и приобретает свойства абразивной пульпы. Она начинает покрывать поверхности корпуса и понемногу проникает внутрь, создавая условия для разрушения деталей «гранаты».

Есть еще одна причина хруста — использование некачественной смазки. Если состав не предназначен для работы в условиях низких температур, зимой он загустеет. Шарнир в таких условиях теряет подвижность и быстро выходит из строя. Замену смазки надо делать только качественными материалами, рассчитанными на использование в данном регионе.

Наконец, износ «гранаты» может происходить из-за низкого качества ее деталей. Многие владельцы машин стараются сэкономить, покупая дешевые запчасти. Из-за этого приходится часто менять изношенные элементы и постоянно проверять их состояние.

Последствия хруста

Многие источники утверждают, что появление хруста — еще не приговор, на таких шарнирах какое-то время еще можно ездить. Однако эти утверждения касаются только начальной стадии износа деталей. Точно определить состояние узла без его разборки невозможно, а последствия хруста ШРУС могут оказаться весьма плачевными:

  • заклинивание. Если автомобиль движется на большой скорости, такое событие может стать смертельно опасным. Можно попытаться расклинить проблемный узел, но лучше всего заменить его и не рисковать понапрасну;
  • разрушение сепаратора. Это часто случается с наружными ШРУС. Шарики рассыпаются внутри корпуса, и дальнейшее развитие событий может стать весьма печальным;
  • разрушение полуоси или вала. В таких условиях вращение колеса становится невозможным. Автомобиль можно транспортировать только на буксире, или воспользоваться услугами эвакуатора. В подобных случаях менять приходится не только шарнир, но и поврежденный вал (полуось). Если такое произойдет на ходу — предугадать последствия крайне сложно.

Перечислены только самые сложные ситуации. Однако не следует считать их редкими или невозможными — никогда нельзя знать заранее, в какой момент изношенная деталь перестанет выполнять свои задачи. Чаще всего это происходит на ходу, и большая удача, если машина в это время не двигалась с большой скоростью. Поэтому, не надо рисковать, используя явно дефектные узлы подвески. При обнаружении посторонних звуков, разрывов или пятен масла на пыльнике, надо сразу запланировать поездку в СТО, или самостоятельное решение проблемы.

Некоторые водители утверждают, что появление стука на внутренних шарнирах не столь опасно. Допускается некоторый период эксплуатации таких элементов. Однако здесь надо учитывать массу факторов — условия эксплуатации автомобиля, состояние дорог, стиль вождения и т. д. Никто не может знать, когда проблемные элементы откажут полностью. Некоторые детали служат годами, но это встречается редко. Неоправданный риск следует исключить, поскольку последствия могут быть слишком серьезными.

Как восстановить

Полное восстановление вышедшего из строя узла невозможно. Однако в большинстве случаев появление хруста предупреждает о необходимости обслуживания ШРУСа. Нередко бывает достаточно выполнить простые работы:

  • разобрать узел;
  • промыть его;
  • заменить смазку;
  • установить новый пыльник.

Естественно, сначала надо определить, какой именно шарнир требует вмешательства. Затем можно приступить к решению задачи:

  • загнать автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Осмотреть пыльники, визуально определить состояние «гранат»;
  • если на поверхности пыльников видны следы смазки, придется демонтировать ШРУС и разобрать его. Старый пыльник снять, все детали тщательно промыть. Заменить смазку и установить новый пыльник, затем поставить шарнир на место;
  • если в ходе обслуживания замечен сильный износ деталей шарнира, большие люфты иди другие повреждения, узел придется менять. Некоторые владельцы пытаются отшлифовать их, чтобы восстановить поверхности и продлить срок службы узла. Однако подобный ремонт малоэффективен и недолговечен.

Замена смазки и установка нового пыльника — простые операции, не требующие специальной подготовки. Промывку внутренней части корпуса и извлекаемых деталей делают в бензине или ацетоне. Закладку новой смазки выполняют только после полного высушивания деталей, иначе она может потерять свои рабочие качества. В первый раз рекомендуется пригласить опытного водителя, который покажет алгоритм работы и даст ценные советы. После этого процедуру можно будет выполнять самостоятельно.

Некоторые специалисты советуют руководствоваться правилом замены парных деталей. согласно ему, следует менять сразу оба шарнира. Это вполне разумная точка зрения, поскольку нагрузки на обе стороны подвески примерно равны. Выход из строя одного шарнира означает значительный износ второго. Поэтому, правильнее сразу покупать два одинаковых ШРУС и устанавливать их одновременно. Это поможет уравнять рабочие качества обеих сторон подвески и увеличить срок службы шарниров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *