Центровка промвала на ниве
Перейти к содержимому

Центровка промвала на ниве

  • автор:

Центровка раздаточной коробки (РК)

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29″ лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

А у меня и без 3й точки ничего не вибрируеть..
Сегодня победил вибрацию после замены кпп и убежавшей от неё рк.
Раздатку удалось настолько чётко сцентрировать с хвостовиком кпп(был поставлен новый НЕ вазовский вертолёт КПП в качестве опыта) что вибраций промвала не ощущается на всех режимах движения. Однако вибрации карданов всё таки присутствуют в качестве мелкой дрожи на низких скоростях, что удалить имхо невозможно в приннципе. Ещё раз убедился в правильности своих мыслей по поводу удаления вибрации в районе промвал- карданы, но убей не могу понять, как образовалась пятимилиметровая брешь между фланцами промвала и РК после переборки кпп.
ПС. Сравнил 2 вертолёта кпп разных производителей.
Толщины площадок лопастей разные, изгиб лопастей относительно центра разный.
Вывод:
Вертолёты разных производителей имеют разные геометрические формы и размеры и отсюда разные качества.

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Ломоносов прав — это бублик.

Тогда я опять не понял: если это бублик то как его деформация (ее усиление) связано со снятием одного или другого кардана. Второе — если я правильно понимаю то если поставить РК в нейтраль и крутить вибрация должна усилиться если источник — бублик. Ну нет там вибраций при нейтрали раздатки (разве что они появляются под нагрузкой). И вот еще что: почему колебания раздатки исчезают с ростом оборотов. Вряд ли центробежные силы так влияют на бублик что он вдруг становится неискривленным и перестает вибрировать. Кстати частота качания ручек РК у меня = частоте вращения карданов. ПОЭТОМУ БУБЛИК НЕ ПРИ ЧЕМ. Что же это. Блин, щас буду в CADе рисовать кардан и крутить его при разных углах установки фланцев на концах.

образовалась пятимилиметровая брешь между фланцами промвала и РК после переборки кпп

А резиновое центрирующее кольцо не забыл положить? оно как раз вроде 5 мм.

Керосин, а чьего производства ставил вертолет? А вообще мысль направлена верно — теперь буду смотреть на разные вертолеты и думать.
.

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29″ лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

Вот блин. Всё украдено до вас, господа!
И причины качания промвала на малых оборотах тоже. )
Я тут писал неоднократно, но вот ещё одну штуку напишу.

От чего происходит диформация промвала, и как следствие вибрации?
________________________________________________________________
1. Резинки хвостовика.
Комплект резинок состоит из колпачка и колечка.
Колпачёк надевается на хвостовик кпп, а колечко на гайку хвостовика. Толщина колечка несколько больше чем нужно. По этому если комплект уже менялся, скорее всего муфта будет натянута на вертолёт КПП. Колечко обрезают по конусную часть, тогда вся система встаёт идеально. Износ кольца провоцирует диформацию промвала, т.к. тоже является центрирующим элементом.
2. Кривой вертолёт.
Как показала практика, кроме кривых вертолётов бывает и кривая их затяжка.
Если хвостовик изначально затягивается вставлянием болта в лопость вертолёта кпп, то возможно неправильное позиционирование вертолёта. По этому сначала затягивают вертолёт на склько можно не прибегая к помощи болта в лопости.
3. КПП повисла на РК.
Часто после определённого пробега 3я опора кпп проседает относительно траверсы. т.е. Центр цилиндра сайлентблока поднимается выше, к кпп если посмотреть на опору кпп в профиль. Это изменяет наклон кпп относительно РК. Изменение по высоте на кончике хвостовика кпп может составлять до десяти мм!
При этом сочленение кпп и рк начинает кроме передачи крутящего момента выполнять поддерживающие кпп функции. При этом страдает конечно в первую очередь эластичная муфта, которая претерпевает значительные диформации при вращении и разрушается.
Необходимо при регулировке РК учитывать этот фактор, и подкладывать проставочные пластины под крепёж рк.

Регулировать рк удобно вывесив её на подкатном домкрате и освободив крепления.
4. РК убежала от кпп.
Такое тоже бывает. У меня такой случай произошёл вот недавно. Поставил резервную кпп после переборки вместо умирающей родной. После сборки узлов оказалось, что между фланцами промвала и рк щель в 5-7мм!
Регулировок по длине не хватило, чтобы компенсировать этот зазор, по этому пришлось подпилить отверстия кронштейнов траверсы подрамника как раз на пол-отверстия.
Без подрамника же, такой возможности нет, и часто бывает, что при максимально придвинутой РК к кпп, промвал оказывается натянутым в узел! И сделать с этим ничего нельзя. Либо менять КПП на новую, которая ВЕРОЯТНО окажется с более выдвинутым хвостовиком..
Вобщем после переборки КПП можно получить массу проблем с РК и промвалом..
Ну вот, пожалуй и всё.
_____________________________________________________________
пс.
Хвостовик покупал в Кемпе, чьё производство не помню.Но не оригинал.
Кольцо не влияет на расстояние между фланцами.

Кстати шнивская муфта себя показала с наилучшей стороны. Её способность держать форму и переносить нагрузки великолепна!

Центробежная сила растягивает промвал, по этому вибраций на больших скоростях вращения становится меньше. Как только скорость вращения падает, промвал теряет свою форму относительно оси вращения и опять начинает вибрировать. Именно для устранения этого эффекта и ставится шеви муфта. Она жёще держит форму промвала. Но если один из вертолётов кривой, то несомненно вибрации станут более ярко выражеными.

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Спасибо, исчерпывающе! Думаю нужно это добавить в ФАК.

Полез с утра под машину: Долго все крутил. Похоже причина в разболтанных гнездах подшипников приводных валов РК. Видимо при динамической центровке валы как раз устанавливаются в положение в котором при вращении их люфт минимально влияет. В моем случае хотя и фланцы карданов теперь приблизительно параллельны, при низкой скорости вращения валы, особенно задний не устанавливаются и трясут РК. Похожепри когда навешаны оба кардана этот эффект как-то компенсируется, т.е. когда один кардан снят люфт одного из фланцев больше. Я снял заднюю крышку РК и все подтвердилось — подшипник болтается в гнезде. Сейчас сгоняю к Юнкасу за новой крышкой РК (490 руб) и 305 подшипником (90 руб), соберу с минимальными люфтами и вечером отчитаюсь о том что в результате вышло.

Кстати, разглядывал заднюю крышку: есть идея сдвинуть подшипник назад, примерно на 8-10 мм. Только придется выточить несколько упорных колец и проточить до конца опорную площадку. Попробую поизголяться над старой крышкой. Если что получится путное — отчитаюсь.

Рег.: 14.12.2004
Сообщений: 167
Откуда: г.Острогожск,Воронежской обл.
Возраст: 76
Авто: 21213 2002г.;Шеви-Нива 2007г.

NIVA.RU

Интернет-магазин качественных и недорогих запчасти на НИВА и NIVA CHEVROLET

Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста.Вопрос вот какой.
побывал на покатушках,и налетел на камень(большой).итог-сломана шпилька крепления раздаточной коробки.высверлил отверстие и вкрутил туда болт.все вроде хорошо.но мне кажется,что появилась вибрация,а следовательно нужно центровать раздатку.как это сделать?и еще,как выяснилось(после снятия раздатки),что кузов тоже немножко вмят в месте крепления подушки для крепления раздатки,может ли это влиять на дисбаланс?вмятина примерно 2-4мм.
спасибо. и просьба ответить по существу,без флуда

Денис

Crazy_hamster Полуось (Постоялец) Сообщения: 30 Зарегистрирован: 17 фев 2011, 22:13 Пол: Мужчина Город, регион: Москва-Дубна Марка авто: 21214 Благодарил (а): 0 Поблагодарили: 0

Re: центровка раздатки

Сообщение Crazy_hamster » 01 апр 2011, 22:44

Если проверять самому, то следующим образом:
Нейтраль в раздатке, втыкаем скорости в коробке — если вибрация (рычаги на коробке-раздатке живут своей вибрационной жизнью) — то дисбаланс из=за промвала.
Если в вышеописанном случае вибрации нет — а при движении (раздатка — не на нейтрали, коробка — на скорости) вибрация рычагов есть — значит из-за карданов.
Соответственно, колхозная центровка — отпускаем гайки на шпильках крепления раздатки, и на твердой РОВНОЙ поверхности, НЕ КРУТЯ РУЛЬ, проезжаем 10-20 метров вперёд-назад на разных скоростях в коробке при оборотах 3-4 т/м, при получении минимальной вибрации — затягиваем гайки на шпильках.
Не колхоз — на подъёмнике повторяем почти то же самое (если не ошибаюсь — повышенная в раздатке, 3-я в коробке, 5 т/о от двигла и вперёд).
А ещё более фэншуйно — примастырить подрамник крепления раздатки.
В общем, в зависимости от религии сервиса или человека, выполняющего работы, алгоритм может меняться, но смысл тот же.

Разборка и ремонт промежуточного вала

Промежуточный вал разбираем для замены эластичной (резиновой) муфты или шарнира равных угловых скоростей.

Помечаем расположение муфты относительно фланца,…

Оттянув резиновый чехол,…

Разборка и оценка состояния деталей шарнира аналогичны соответствующим операциям, описанным в главе Передний привод колёс.

Собираем промежуточный вал в обратной последовательности. В перебранный или новый шарнир закладываем 20 см 3 смазки ШРУС-4. Перед соединением шарнира с фланцем эластичной муфты устанавливаем малый хомут резинового защитного чехла.

Бывшую в употреблении муфту располагаем по меткам относительно фланца. Прежние балансировочные шайбы располагаем по меткам относительно муфты. При установке новой муфты может потребоваться балансировка вала в сборе.

Центровка промвала на ниве

Вибрация — самая противная и неистребимая неисправность в Ниве. Хотелось бы понять, как, по каким причинам она возникает, и какими способами с ней бороться, исключая шаманство, типа лазерной центровки на компьютерном стенде. Материал подготовлен с упором на редкие и комбинированные дефекты, трудноопределимые своей неочевидностью.

Исходя из богатого опыта по выявлению причин вибрации, хотелось бы отметить: вопреки расхожему мнению, что вибрации возникают только от несбалансированности карданов, промвала и установки раздатки, эта неисправность проявляется в ещё более хитрых случаях, и не всё так элементарно, как кажется. Все перечисленные явно видные неисправности — уже следствия скрытых дефектов.

Кривой «вертолёт»

Основная и неопределимая с ходу на глаз беда. «Вертолёт» может быть кривым, как со стороны коробки, так и со стороны промвала. В результате, в одном случае можно обойтись его заменой, сняв промвал, в другом нужно снять раздатку (и заодно «как надо» затянуть или заделать гайку хвостовика коробки).

Проявляется кривизна в оттопыривании одной из лопастей на пару миллиметров внутрь детали, что ведёт к искривлению муфты. Также отверстие под хвостовик КПП в «вертолёте» точится, будучи, вероятно, зажатым не во втулку центрирующего кольца, а в отверстия болтов муфты, что в связи с изначальной кривизной лопасти приводит к неправильной центровке осей лопастей и оси вращения «вертолёта» или что-то в этом роде. На промвале в сборе это не видно, так как на новой муфте надет хомут. А на машине это видно, как искривление полосочки облоя, проходящей вдоль центра фрагментов муфты, в месте гнутой лопасти «вертолёта».

Даже при идеальном ШРУСе «расколбас» начинается уже с первых оборотов промвала. Далее муфта пытается найти среднее положение, частота вибраций увеличивается, но они не пропадают. При медленном вращении промвала раздатка начинает выписывать круговые движения — это вал «вертолёта» раскачивает фланец с промвалом. При этом муфта достаточно прочна на изгиб, зацентрована резинкой хвостовика и не испытывает деформации. Отклонение от общей оси начинается именно у лопастей «вертолёта», а максимальное отклонение будет на конце шлицевого, то есть на ШРУСе — там основание конуса, как получившегося в результате кривизны «вертолета» тела вращения. А вершина этого конуса в центровочной резинке.

Дефект лечится заменой «вертолёта». Только вот как его проверить на соосность в магазине — непонятно. На машине это видно визуально, если поставить раздатку в нейтраль, завести двигатель, залезть под машину и наблюдать. Колодки под колеса и ручник ставить обязательно! Балансировка при нормальной муфте и «вертолёте» большого значения не имеет, по опыту, если все нормальное — вибраций вообще нет, ни при каких оборотах. А вот если «вертолёт» на коробке кривой, то какой бы вы промвал не поставили, как бы вы не старались отцентрировать раздатку — результат будет плачевным — вибрации не пропадут.

Возможны случаи кривого хвостовика(!) коробки — это тоже можно обнаружить визуально при снятой РК и муфте промвала.

Опора и кронштейн крепления коробки

Существуют 2 вида кронштейнов опор КПП: 2121 и 21213. Это не номерная деталь, и на ней нет никаких признаков принадлежности к той или иной модификации. Навскидку они абсолютно одинаковые, с одной лишь разницей — различные кронштейны крепления опоры к коробке (зеркальное отображение отверстий для шпилек коробки 4-х, и 5-тиступки) изменяют положение опоры относительно центра КПП. Если предположить, что по разгильдяйству в кучу кронштейнов 21213 попало несколько 2121, то на конвейере их могли легко поставить на новую машину. Если же ваша машина не новая — кто знает, что там меняли до вас. Если кронштейн опоры не соответствует опоре, то коробка и двигатель на подушках смещаются, т. к. положение опоры по отношению центра коробки разное: на 2121 окно подушки опоры в кронштейне на 7 мм левее, чем на 21213, и опора крепится глубже, т. е. коробка опускается:

В результате раздатку, закрепленую на шпильках, невозможно отцентрировать по причине ее изначальной несоосности с хвостовиком КПП. Отсюда возникают вибрации на определённых оборотах и тот же «расколбас» на малых, с круговыми движениями раздатки.

Отбросим случаи смерти крестовин и связанные с ними неприятности. Рассмотрим случай с задним карданом и его передней крестовиной на короткой Ниве 21213.

Что мы имеем: кардан достаточно короток, изогнут в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Конструкторы расположили всю трансмиссию правее оси симметрии кузова, а задний мост остался симметричным. В результате этого задний кардан не имеет ни одной плоскости, где бы крестовины, фланцы и кардан были бы на одной оси симметрии (как на классике — вид сверху или снизу). Такое неприятное расположение углов в сумме даёт сложные распределения моментов на подшипниках крестовины, а при некоторых положениях — провоцирует выход за допустимые углы работы и вибрацию раздаточной коробки, как стоящего на подушках агрегата, компенсирующего неспособность крестовины отработать вращающий момент в каком-либо положении. Разворот раздатки по диагонали в сторону искривления кардана решает эту проблему. Конечно, задняя крестовина тоже оказывается не в лучшем положении, но все-таки в целом ситуация улучшается.

Вопрос центровки раздатки относительно ШРУСа промвала подвижкой её так, чтобы при развороте точка центра «вертолёта» промвала не ушла в противоположную сторону, решается установкой регулировки влево-вправо, то есть разворотом только задней части раздатки, чтобы не нарушить соосность центральной точки промвала в ШРУСе. Это достигается только использованием альтернативного способа крепления раздатки, в частности применением подрамника.

В работе переднего кардана при этом особых изменений не будет, так как вполне статичен при работе.

Мелкие пакости

Существует также несколько видов мелких неисправностей, влияющих на увеличение вибраций при движении. На первый взгляд они совершенно не связаны с появлением или увеличением вибрации, однако, связь межу агрегатами в машинах с полным приводом очень жесткая.

К таким неисправностям относятся подклинивание задних тормозных цилиндров или перетяжка ручника: любая лишняя нагрузка на кривой задний кардан даст вибрацию на раздатку. При этом ощущается потеря наката, непопадание синхронизаторов КПП при переключении передач, утягощение вращения руля, поскольку машину как бы растягивает преимуществом тяги переднего моста, и невозможностью дифа заднего моста работать нормально. Блокируется всё, что можно, и ход у машины ужасный, управление тем более, удары при каждом нажатии на газ, плохая работа сцепления. Для этого достаточно лишь одного из двух заклинивших поршней тормозного цилиндра на одном колесе.

Ну с передними тормозами понятно — будет то же самое, но в меньшей степени из-за более благоприятного положения переднего кардана. Со схождением тоже очевидно. В общем, все неисправности, связанные с подтормаживанием чего-либо, вызывающие изменение в соотношении моментов 50/50% на карданах и 25% на колёсах, при больших отклонениях дадут вибрацию в гибких и эластичных элементах.

Проверять исправность тормозных цилиндров а также подшипников полуосей надо обязательно, так как подшипники децентрируют при люфтах барабан, и колодки, которые закреплены на щитке, начинают тереться о нижнюю часть барабана. На весу при этом всё выглядит нормально, колесо крутится свободно, так как под весом диска и резины весь люфт подшипника уходит вверх, а при нагрузке под тяжестью кузова он будет внизу.

Ещё неприятное дело — внутренние ШРУСы. Если у вас машина лифтованная, то сепаратор наклоняется под углом к гранате, и шарики начинают двигаться в ней по волнообразной траектории. При выработке сепаратора шарики начинают подклинивать, не давая подвеске свободно совершать движение вверх-вниз,. Затрудняется изменение длины привода в шлицах. Вибрации в этом случае идут от переднего моста и ощущаются на колонке руля. Так как движок и всё остальное расположено на подушках, «колбасит» всё: от мотора с коробкой до карданов. Определяется это по специфическому «расколбасу» рычага КПП при движении: щелчками и общим сотрясением передка.

Конечно, данная статья не претендует на то, чтобы стать аксиомой, а являет собой попытку изыскания скрытых причин надоевших всем нивских болезней. Автор добился достаточных успехов в борьбе с причинами, а не следствиями вибраций, потратив на это очень много времени и средств. Так что, просил бы общественность не критиковать материал, а искать в нём рациональное зерно и пополнять данную тему своими наблюдениями и предложениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *