Как обойти камеру на ремень безопасности
Перейти к содержимому

Как обойти камеру на ремень безопасности

  • автор:

Почему водители в России не любят пристегиваться за рулем и к чему это нарушение ПДД может привести

За полгода только в Подмосковье комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД зафиксировали 154 000 случаев, когда водитель не пристегнул ремень безопасности. В июне таких нарушений было целых 57 тысяч! И это в отдельно взятой Московской области. Простая арифметика подсказывает, что по всей стране статистика показала бы восьмизначное число нарушителей за прошедшую половину года и более миллиона — ежемесячно.

Если вы везете с собой игрушку - пристегните и ее. Смех смехом, но.

Если вы везете с собой игрушку — пристегните и ее. Смех смехом, но. / iStock

«Оказывается, ремень пачкает и мнет одежду, сковывает движения и вообще вызывает неудобства. Многие водители и вовсе считают, что профессионалам их уровня ремень не нужен, — в стиле «тормоза придумали трусы». Профессиональные пилоты, участвующие и побеждающие в соревнованиях, пристегиваются, а наш отечественный водитель — нет. Ему не надо. В результате подобная логика всегда приводит к одному и тому же — к плачевным последствиям. Всегда. Между тем, по данным ВОЗ, использование ремня безопасности на 45-50% снижает вероятность гибели водителя и переднего пассажира, а также на 25% — пассажиров второго ряда. Но это ведь просто слова, да?» — отмечает Ирина Скалябина, генеральный директор общественной организации «Союз безопасности дорожного движения».

Футболка с рисунком поддельного ремня

Такие футболки на маркетплейсах пользуются популярностью. Но умную камеру они не обманут. Фото: aliexpress.ru

Использование камер в истории с непристегнутым ремнем безопасности началось в 2020 году, когда появились первые комплексы, способные распознавать это нарушение. Сегодня, согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, более половины из 27 000 установленных комплексов способны запротоколировать непристегнутый ремень безопасности. Но нарушители об этой «инновации» начнут узнавать только сейчас: система сначала тестировалась в некоторых регионах и обучалась и лишь начинает выходить на полную мощность.

«Чтобы нейросеть корректно работала, ее длительное время обучали на полумиллионе примеров ради исключения возможной ошибки. Ведь первичную обработку полученной информации делает именно искусственный интеллект, и только после отобранные материалы передаются инспектору ГИБДД, который и принимает окончательное решение о вынесении постановления. За время тестирования система показала минимальное количество ошибок: это были разовые несистемные сложности, которые в итоге были использованы для дообучения нейросети», — комментирует Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики оператора подмосковной системы контроля безопасности дорожного движения «МВС Груп».

История ремня безопасности началась в 1885 году, в США был выдан первый патент на это мудрое приспособление Джорджу Кейли. В процессе эксплуатации транспортных средств выяснилось, что двухточечный ремень от Кейли, фиксирующий человека к сиденью параллельно ремню брючному, — так себе: при стечении определенных обстоятельств он разрубал «седока» надвое.

В пятидесятых швед Нильс Болин, работавший на Volvo, создал трехточечный ремень безопасности, который мы используем и по сей день. Кстати, американцы пошли альтернативным путем: они пытались заменить ремень безопасности подушками, но непристегнутый пассажир в случае аварии получал от них лишь дополнительные травмы. Прорыв случился в восьмидесятых, когда инженеры решили объединить ремень и подушки безопасности в единую систему SRS — Supplemental Restraint System, или «систему дополнительного удерживания». С тех пор даже самые бюджетные автомобили в обязательном порядке оснащаются системой SRS, а отечественный водитель продолжает ездить по своим выдуманным канонам: чтобы автомобиль не издавал мешающий звук, замок затыкают обманкой-заглушкой или продевают сам ремень за креслом.

Но не все знают, что подушка безопасности в случае срабатывания летит в лицо со скоростью 300 км/ч, ее активирует взрыв пиропатрона. А инженерный расчет сделан с учетом пристегнутого по правилам ремня безопасности, который удерживает тело в таком положении, чтобы оно не получило травм от столкновения с элементами машины, а также с той самой подушкой. Кстати, «эйрбэг» не связан с ремнем безопасности и срабатывает всегда, пристегнут «седок» или нет, но открывается только при столкновении на скорости более 40 км/ч. Если скорость ниже, то непристегнутый летит на встречу с лобовым стеклом, рулем и торпедо автомобиля. Эффект — как от падения с девяти поставленных друг на друга стульев.

Пилоты на соревнованиях пристегиваются. Мы умнее их.

Однако иногда встречаются случаи, когда постановления о непристегнутом ремне выносятся ошибочно. Где-то ремень был закрыт капюшоном. Где-то он сливался по цвету с одеждой. Некоторые автовладельцы даже предлагают надевать на него яркие накладки, чтобы камеры легче его распознавали.

Впрочем, были и другие случаи. Например, в Екатеринбурге водитель «Газели» получил «письмо счастья» с уведомлением о нарушении пункта 5.1 ПДД РФ, то есть оштрафовали его за перевозку непристегнутого пассажира. Вот только в машине автомобилист находился один, а за второго седока камеры приняли плюшевого кота, приклеенного присоской к лобовому стеклу. Позже в ГИБДД признали, что штраф выписан по ошибке, и отменили взыскание. Очевидно, что нейросети еще не совсем совершенны.

Скрин изображений с камеры ГИБДД в письме о штрафе за непристегнутую игрушку

«Письмо счастья» за того самого непристегнутого кота. Фото: t.me/chp_ekb/

Как считают в «МВС Груп», в накладках на ремни безопасности нет необходимости. Качество и возможности технологий растут. Идентификацией непристегнутого ремня безопасности на первом этапе занимается нейросеть. Более того, в комплексах фотовидеофиксации Московской области она обучена «видеть» ту зону ремня безопасности, где он крепится к корпусу автомобиля за плечом водителя, — если ремень пристегнут, то нейросеть это «увидит» совершенно точно. А после нейросети это еще раз проверяют сотрудники ГИБДД.

Кстати, в ГИБДД для анализа, как правило, поступает больше фото- и видеоматериалов с изображением автомобиля. Особенно это касается сложных составов нарушений правил, к которым относится езда с непристегнутым ремнем безопасности. Следовательно, у инспектора гораздо больше возможностей детально их рассмотреть. Кроме того, качество разрешения фотоматериалов, которые он изучает, лучше, чем в распечатанном постановлении. Инспектор может увеличить изображение без потери качества и решить, было нарушение или нет.

Автовладелец вправе обратиться в ГИБДД с письменным или личным запросом предоставить ему оригиналы материалов, сделанных комплексом фотовидеофиксации, на которых хорошо различимы все детали. Они хранятся в ГИБДД, получить их можно, направив письменное обращение. Полученные снимки следует прикрепить к жалобе на постановление, если будет принято решение его обжаловать. Обжаловать сейчас можно и на «Госуслугах» — это проще сделать.

Как работают камеры, которые штрафуют за телефон и ремень?

Штраф с камеры за непристегнутый ремень или использование мобильного телефона до сих пор вызывает вопросы у водителей. Рассказываем, как работают камеры и что делать, чтобы не получать такие штрафы.

Какие камеры фиксируют непристегнутый ремень и телефон в руках

Первые умные камеры, которые могут распознать непристегнутый ремень безопасности, появились на дорогах еще в 2020 году, но преимущественно в Москве.

Сейчас таких камер намного больше, они есть во многих городах-миллионниках. Так что если вы живете в большом городе, скорее всего, вы уже ездите по дорогам, где стоят камеры на ремень безопасности и на мобильный телефон в руках.

Как работают камеры

Записи с камер видеофиксации поступают на специальный сервер, где их предварительно обрабатывает нейросеть. Модель предварительно обучена: в нее заранее загрузили тысячи снимков пристегнутых и непристегнутых водителей и водителей, держащих в руках мобильный телефон. Основываясь на этих данных, нейросеть выбирает изображения с нарушениями.

Дальше фото с камеры попадают к операторам, которые отсматривают их и отправляют в ГИБДД те снимки, на которых есть нарушение.

За непристегнутый ремень штраф — 1 000 рублей.

За телефон в руках за рулем — 1 500 рублей.

Какие сложности есть в работе камер

трасса в ночное время

Несмотря на двойной контроль, и камеры, и сотрудники иногда ошибаются. Штрафы получают водители, которые были пристегнуты ремнем, но ремень попал под широкий воротник или слился с темной одеждой. Бывает, что штрафуют водителей, которые поднесли руку к уху, но в ней не было мобильного телефона.

Также есть вопросы к работе камер ночью: в темное время суток изображение сильно затемнено, и не всегда можно распознать нарушение.

Операторы, проверяющие снимки, знают про такие ошибки. Чаще всего при анализе снимков сотрудники ГИБДД трактуют ситуацию в пользу водителя. Например, если на снимке непонятно, есть ремень или нет, но у водителя объемная верхняя одежда, скорее всего, инспектор примет решение, что ремень был пристегнут, и не выпишет штраф.

Как избежать штрафа за ремень

Сделать ремень ярче. Для ремней безопасности используют специальные накладки: по сути, просто куски яркой ткани, которые крепятся на ремень и делают его более заметным. Закон никак не регулирует использование таких приспособлений, но шансов получить ошибочный штраф становится меньше.

Если не хочется пристегиваться. Некоторые водители пытаются обмануть камеру на ремень и наклеивают тонировку на верхнюю часть лобового стекла, чтобы она затемняла снимок и не давала возможности разглядеть ремень безопасности.

Или надевают темную одежду, чтобы не было видно, есть ремень или нет. Не советуем так делать: можно получить штраф, если вас остановит сотрудник ГИБДД или если оператору удастся рассмотреть отсутствие ремня.

Как избежать штрафа за телефон

Ни КоАП, ни ПДД не дают четких уточнений, за что именно предусмотрено наказание. Так что, даже если просто держать телефон в руках, можно получить штраф.

телефон на держателе

Поэтому лучше всего закрепить телефон в специальном держателе, не брать его в руки, не подносить к уху или глазам во время движения.

Что точно нельзя, так это разговаривать за рулем по телефону, если телефон в руке. Говорить по громкой связи, не трогая телефон — можно.

Штрафы можно оспорить

Если штрафы за ремень или телефон все-таки назначили, но нарушение вы не совершали, попробуйте его оспорить.

Отправьте запрос в ГИБДД, опишите обстоятельства и приложите доказательства. Подойдет запись регистратора в салоне или показания свидетелей, если вы были в машине с пассажирами.

Кратко

  • Камеры умеют штрафовать за непристегнутый ремень и езду с телефоном в руках. Система устроена так, чтобы избежать ошибочных штрафов, но они все равно случаются.
  • Чтобы избежать штрафа, пользуйтесь накладкой на ремень — так его будет лучше видно.
  • Мобильный телефон не берите в руки во время движения — закрепите его в специальном держателе.

Автор: Наталья Куляшова

Как камеры на дорогах видят непристегнутый ремень и прочие нарушения

Известно, что современные дорожные камеры умеют фиксировать множество различных нарушений: от пересечения сплошной разметки и проезда на красный свет до непристегнутого ремня и разговоров по мобильнику. А некоторые комплексы, распознающие до 10−15 нарушений за раз, и вовсе способны «осчастливить» водителя целой пачкой штрафов.

Эксперты компании «МВС Груп», отвечающей за установку и обслуживание комплексов фотовидеофиксации в Подмосковье, рассказали Авто Mail.ru, как работают такие «камеры-многостаночники». А еще — почему в одном месте может висеть сразу несколько дорожных камер и как отличить настоящие от муляжей.

Как фиксируются несколько нарушений

Бывают ситуации, когда водитель в один момент пренебрег сразу несколькими правилами дорожного движения. Например, проехал на красный сигнал светофора, будучи непристегнутым, и при этом разговаривал по телефону. Используемые сейчас комплексы фотовидеофиксации могут запечатлеть сразу все эти нарушения. Водителю в итоге придут постановления о штрафе за каждое из них по отдельности.

Комплекс фиксации нарушений ПДД

При том, что их зафиксировал один и тот же комплекс и на снимках один и тот же автомобиль, каждый состав нарушения будет рассматриваться отдельно. И даже разными инспекторами ГИБДД. Чтобы свести к минимуму ошибки при вынесении постановлений о штрафах, за каждым инспектором закрепляется определенный состав нарушений ПДД, с которым он работает в течение дня. Ротация бывает, но это происходит редко — не в один день. Такой подход позволяет «набить глаз».

Как камеры распознают нарушения ПДД

Есть ли в действиях водителя состав нарушения, на первом этапе работы комплекса определяют нейросети, чьи алгоритмы постоянно совершенствуются, а сами они обучаются на тысячах примеров, чтобы исключить ошибку при распознавании различных действий. И лишь потом снимки с претендующими на штраф водителями попадают к инспектору ГИБДД для принятия окончательного решения и вынесения постановления о штрафе. Так, например, фиксируется непристегнутый ремень безопасности, и за него потом приходит «письмо счастья».

Впрочем, при рассмотрении состава нарушения ПДД для водителей существуют и некоторые послабления. Бывают же на дороге ситуации, когда для безопасного движения приходится пересекать дорожную разметку чтобы объехать большую яму или другое препятствие. Поэтому комплексы фотовидеофиксации считают нарушением момент пересечения сплошной линии номерным знаком автомобиля, а не заезд на нее колесом, как думают многие водители. Кстати, усовершенствование алгоритмов распознавания и внедрение новых решений с каждым годом позволяет фиксировать больше видов нарушений ПДД.

Автолюбители придумали, как избежать штрафов с камер за ремень

Классический нынче случай: ошибочный штраф за непристегнутый ремень безопасности. В ряде российских регионов появились новые камеры, которые умеют фиксировать это нарушение. Благодаря нейросети новые камеры распознают отсутствие ремня даже в темное время суток. Постановления приходят с каждого комплекса, который зафиксирует это нарушение, и никаких ограничений по количеству «писем счастья» в день нет. Вот только проблема в том, что комплексы не всегда могут «рассмотреть» ремень — например, под накинутой сверху верхней одеждой или на черном фоне. Выход из этой ситуации найден.

shtraf1

— Осторожные водители, которые знают о камерах, а еще ездят в темной одежде за рулем, начали перестраховываться. Для этогоони стали прикреплять прямо на уже застегнутые ремни нехитрые накладки контрастных цветов, а иногда и со светоотражающими элементами, — пишет Autonews.ru.

В ГИБДД прокомментировали новшество. «Положениями ПДД не запрещено использование накладок на ремень безопасности, которые повышали бы его заметность», — сообщили в Госавтоинспекции.

shtrafy

Присоединяйтесь к «Городским вестям» во «ВКонтакте»! Живое общение, открытая стена, фото, видео и котики!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *