Как определить плюсовой провод в автомобиле
Перейти к содержимому

Как определить плюсовой провод в автомобиле

  • автор:

Как определить полярность кабеля? Простые способы определить плюс или минус.

Ни для кого не секрет, что знание полярности очень важно при подключении электроприборов. Нельзя подключать электроаппаратуру с нарушением полярности, она не только не будет работать, но и может выйти из строя. Конечно, чаще всего полярность обозначается символами
«+» и «-» или с помощью цветовой маркировки: красный (плюс) и черный (минус).

Но что же делать, если провода одинакового цвета или на них нет никакой маркировки?
Обращаемся за помощью к нашему любимому мультиметру.

Теперь Вы понимаете, почему мы настоятельно советовали его приобрести в нашей предыдущей статье: «Какие инструменты нужны для проведения электромонтажных работ дома? Собираем ящик электрика».

А теперь переходим к самой любимой части работы с мультиметром, когда происходит настоящее волшебство. Допустим, у мы хотим определить полярность контактов зарядки ноутбука, и мы хотим припаять контакты.

  • Вставляем черный провод в гнездо «COM», а красный – в гнездо со значком «HzV». Рычажок на мультиметре устанавливаем в положение измерения постоянного напряжения с порогом 20 В.
  • Включаем в сеть зарядное устройство, красным и черным щупом касаемся до контактов разъёма (конечно, не замыкая их между собой одним щупом! Мы ведь не хотим ничего поломать. Только полярность определим — и всё!)
  • Если Вы прикоснулись КРАСНЫМ щупом к ПЛЮСУ, то на мультиметре появится ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ значение.
  • Или же обратная ситуация: на мультиметре появилось отрицательное значение. Значит, красный щуп находится в контакте с минусом.

Также есть любимая нами «умная» индикаторная отвертка, которая в некоторых случаях тоже может помочь определить полярность. Но, чтобы лишний раз не обнадеживать Вас этим способом, советуем лишь действовать точно по инструкции, приложенной к индикаторной отвертке.

Но вот представьте ситуацию: стоите Вы в чистом поле, ящик электрика оказался по чистой случайности сегодня забыт дома, а Вам именно сейчас нужно определить полярность контактов прибора в машине. И тут тихий голос специалиста 220.ru шепчет Вам: «Найди картошку…», нет, Вы не сошли с ума, и мы тоже!

Это еще один способ определить полярность контактов с помощью подручных средств.

  • Берем сырой картофель (эксперты 220.ru предупреждают, что с запеченной картошкой на шашлыках это не получится).
  • Разрезаем картофель пополам. Не бросаем эту затею. Следующий шаг уже приведет нас к победе.
  • Подключаем необходимый прибор и вставляем контакты в несчастную картошку, которая именно сегодня служит нашим спасителем.
  • Ждем 10-15 минут. На том месте, где находился плюс, появится светло-зеленое пятно, а где минус – ничего.

Но вот Вы обнаружили, что картошки не оказалось, а лезть выкапывать картошку у местных как-то некрасиво, да и чревато последствиями. Для другого способа Вам понадобится лужа или речка. Да-да, это не ошибка, и мы не издеваемся над Вами.

  • Наливаем воду в стакан, кружку (хорошо бы не металлическую и будет отлично, если вода будет теплой).
  • Подключаем наш прибор, опускаем контакты в воду. Приглядитесь. Что Вы видите? И не надо говорить, что Вы видите сумасшедшего, который поверил нам и стоит с кружкой воды из лужи посреди поля.
  • То, что Вы видите, называется электролиз воды. Из воды вокруг минусового контакта начинают выделяться пузырьки водорода. Хотим заметить, что анод тоже «пузырится», просто пузырьков меньше в два раза. Поэтому не стоит думать, что у Вас двоится в глазах после всех проведенных опытов.

Самое важное: стоит помнить, что с переменным током опыты с картошкой и водой не будут работать. Для того чтобы определить фазу и ноль, Вам лучше ознакомиться со следующими публикациями:

  • «Как пользоваться индикаторной отверткой и мультиметром для определения фазы и ноля?»
  • «Определение фазы и ноля без приборов. Цветовая маркировка проводов.»

Авторский материал. Копирование полностью или частично разрешено только при наличии активной (кликабельной) ссылки на эту страницу и указании источника: «сайт 220.ru».

  • Хотите быть в курсе всех наших новостей и событий?
  • Гибкий поворот «труба-коробка» для эффективного монтажа кабельных трасс
  • Огнестойкие металлические коробки ЭКОПЛАСТ
  • Чёрные кабель-каналы в наличии на нашем складе! Кабель-каналы (чёрные) с доставкой по всей России.
  • Капиллярный ввод – новинка в линейке аксессуаров для аспирационных систем.

Как определить плюсовой провод в автомобиле

Отсутствие массы – частая проблема, из-за которой перестает работать часть, а иногда сразу всё электрооборудование автомобиля. Разберемся, что такое провод массы и для чего он нужен.

Провод массы.png

Однопроводная схема

Любой электрический прибор, работающий на постоянном токе, требует подключения двух проводов – «плюса» и «минуса». Изначально в автомобилях тоже использовали 2 провода. Однако с освоением массового выпуска автомашин родилась идея заменить один из проводов металлическим корпусом. Переходу на такой принцип особенно способствовала Вторая мировая война, когда автотехнику начали производить с максимальным удешевлением. Экономия почти 50% дефицитных медных проводов оказалась настолько выгодной, что мимо нее пройти просто не могли.

Оказалась, что корпус справляется с ролью провода просто отлично. К тому же схема электрической разводки становилась проще, что облегчает ремонт. Провода в жгуте были только однополярные, а это гарантировало отсутствие короткого замыкания в случае их повреждения.

Интересно, что сейчас корпусные детали используют только как минус, но раньше было не так. До 50-х годов прошлого века устоявшегося стандарта не было и в некоторых моделях на корпус подавался плюс. Напряжение в автотехнике используется небольшое, человек его не замечает, поэтому такое решение было вполне допустимо.

Через некоторое время было замечено, что в машинах с напряжением на корпусе активнее протекают коррозионные процессы, аккумуляторная батарея разряжается быстрее. Происходит это за счет паразитарных токов. Например, в дождь, после проезда по лужам, грязи, сырая поверхность шин становится слабым проводником тока. В результате, даже если отсоединить массу через корпус, ток будет уходить в почву. Поэтому повсеместно стали применять только схему с минусом на раму и корпус.

Провод массы 1.jpg

Переход на один стандарт

Вывод плюса на корпус был реализован на некоторых отечественных автомашинах. Например, на Москвиче-401 и 402, ГАЗ-М-20 «Победа», а также в ранних ГАЗ-М-21 «Волга», выпускавшихся до 1960 года.

Позднее все старые машины (за редким исключением) их владельцы переделали на минусовую «массу». Ничего сложного в этом не было. Нужно было поменять клеммы на АКБ, изменить полярность у амперметра (он находился на приборной панели и показывал зарядку). Чуть сложнее было с радиоприемником. Здесь требовалась разборка, чтобы вывести на корпус прибора минус.

Единственная сложная работа заключалась в переполюсовке генератора, но советским автомеханикам и автолюбителям все было по плечу, хотя при возможности старались просто поменять генератор на новый. Другое дело, что такая возможность была не всегда – обеспечение запчастями в СССР всегда было слабым местом.

С проводкой ничего было делать не нужно, так же как со стартером и с электроприводами печки и дворников. Эти узлы бесперебойно работали при любой схеме подключения.

С появлением в России моды на коллекционирование старых автомобилей образовалась обратная тенденция. Владельцы редких экземпляров стараются добиться полной аутентичности и восстанавливают первоначальное электропитание. Используется такая техника редко, в основном только для участия в выставках и автопробегах. Иногда хозяин выезжает просто покататься, но исключительно летом и в хорошую погоду. Все остальное время машина стоит в теплом и сухом гараже со снятым аккумулятором. При таких условиях ускоренная коррозия корпусу совершенно не грозит.

Провод массы 2.jpg

Использование массы в цифровых схемах

В современных моделях все чаще используется цифровое управление питанием потребителей тока. Такое решение позволяет увеличить количество электрических устройств, сэкономить энергию, делает систему управления гибче. Уменьшается количество проводов, что способствует экономии меди, которая стабильно растет в цене на сырьевых биржах.

Схему цифрового управления проще всего пояснить на примере управления задними фонарями автомобиля. На них выведены следующие сигналы:

  • габаритный огонь;
  • стоп-сигнал;
  • левый и правый поворот;
  • задний ход.

В некоторых моделях также имеется задняя фара для освещения пространства при парковке.

При традиционной разводке в жгуте находится как минимум 5 проводов, по которым подается плюс к каждому из сигналов. Минусом является короткий кусок кабеля, соединяющий металлическую часть фонаря с корпусом автомобиля.

При использовании цифровой схемы достаточно 2-х проводов. По одному – к фонарю подходит плюс. Второй – управляющий. По нему с центрального блока управления идет сигнал, который принимается блоком на фонаре. По команде он производит коммутацию нужных ламп.

Провод массы 3.jpg

Учтите, что качественная масса при цифровой схеме работы еще важнее, чем при аналоговой, из-за большей чувствительности. Если обычные лампочки при ухудшении контакта продолжают светить (хотя могут делать это вполнакала), то цифровой блок перестанет работать.

Как восстановить массу

Заметим, что плюс пропадает крайне редко. А вот исчезновение массы – обычное дело. Объяснение у этого феномена очень простое – плюсовые провода неплохо защищены оплеткой, клеммы закрываются крышками, которые препятствуют попаданию влаги. Прокладывают проводку в наиболее защищенных от неблагоприятного воздействия местах.

С корпусом все сложнее. На него попадают брызги воды, конденсируется влага. Каркас состоит из разных частей, соединяемых не только сваркой, но и обычными болтами, тем более стальными, а не медными. Все эти факторы ведут к большей уязвимости перед коррозией. В большинстве случаев в пропаже массы виновата она. Более редкие случаи – перетирание соединительных шлейфов, ослабление резьбового соединения.

Теоретически восстановить массу нетрудно. Нужно выяснить, какие именно потребители энергии не работают, а затем отыскать точку, где масса присоединяется к корпусу или же соединения отдельных деталей самой массы. Проблема именно в том, чтобы найти место контакта и проверить его. Лучше всего пользоваться мультиметром с острыми щупами. Прибор легко покажет, есть ли сопротивление между контактом массы и деталью корпуса. Если есть – соединение нужно разбирать и зачищать. Найти точку контакта бывает непросто. Особенно это сложно сделать в салоне, где приходится снимать облицовочные панели.

Провод массы 4.jpg

Точки присоединения массы представляют собой закрученный в корпусную деталь болт или приваренную к ней шпильку. На штырь надевается корончатая (ее также называют зубчатой) шайба. Поверх нее – кольцевой контакт, надетый на конец минусового провода, и сверху затягивается гайка с широкой площадкой.

При восстановлении массы нужно разобрать соединение, зачистить наждачкой место контакта с рамой, резьбовую часть болта или шпильки и контакт. Корончатая шайба обязательно меняется на новую. Такая шайба нужна для лучшего контакта. Острые концы зубцов врезаются в раму и контакт. Одновременно шайба выполняет роль контргайки, не давая ослабнуть соединению. Старое изделие использовать нежелательно, так как она уже не будет выполнять своих функций, и контакт может исчезнуть в любой момент.

После того как гайка закручена, обработайте узел электроконтактной смазкой. Она выпускается в аэрозольных баллонах. Если ее нет, то подойдет графитовая консистентная смазка или Литол-24. Не жалейте смазку. Обмазка нужна для защиты от влаги.

На старых машинах бывают ситуация, когда проблемы с массой начинают возникать одна за одной. В таких случаях прибегают к разминусовке. Заключается она в изготовлении отрезков провода с большим сечением, на каждом конце которых находится клемма под болт. Кабели служат для соединения с минусом аккумулятора деталей корпуса, рамы автомобиля, а также двигателя.

Провод массы 5.jpg

Получается дублирующая система, увеличивающая надежность соединений минусовых деталей. Сейчас нередко разминусовку делают в целях своеобразного тюнинга, для чего приобретают комплекты толстых кабелей с красочной изоляцией. Хотя для нового автомобиля необходимость операции сомнительна, но и хуже от нее точно не будет.

Цвет провода автомобиля

кодировка провода автомобиля

porsche.jpg

В настоящее время большинство проводов имеют покрытие из ПВХ. Этот материал устойчив в отношении воспламенения, устойчив к действию топлива и масла, но следует отметить, что ПВХ при нагревании может выделять опасные для здоровья газы.
Чтобы облегчить идентификацию проводов, они покрываются цветной изоляцией. Цветовой код, используемый на конкретном автомобиле, зависит от страны, где располагается производитель. В табл. 43.2 указаны цвета, которые могут использоваться в различных цепях.
Помимо основного цвета, некоторые провода имеют узкую полоску другого цвета, которая проходит вдоль всего провода. Цвет этой полоски указывает на часть цепи, обслуживаемой данным проводом; например, провод, указываемый как UW, будет иметь основной синий цвет и белую полоску.

Хотя штепсельные разъемы паяного или обжимного вида еще используются для соединительных проводов, необходимость лучшей защиты контактов от попадания влаги и соли привело к потребности использования более надежных разъемов.
На рис. 43.7 изображен типичный разъем со штырями и гнездами, который используется для соединения нескольких проводов. На конце разъема располагаются контакты, которые могут служить местом для подключения измерительных приборов.

разъем проводки автомобиля

Наличие предполагаемого нежелательного сопротивления в разъеме можно проверить при помощи прибора, измеряя им падение напряжение на паре контактов. Разъем не должен разъединяться при выполнении этой проверки, в противном случае возможная неисправность не будет обнаружена. В случае перемещающейся неисправности можно имитировать тепло нагрева от двигателя, обдувая разъем струей горячего воздуха из фена. Если будет обнаружено большое сопротивление, тогда разъем следует заменить на новый соответствующей конструкции.
Так называемое устранение неисправности, заключающееся в «покачивании» разъема, чтобы обеспечить лучший контакт, дает только временное решение проблемы, эффективный ремонт может быть выполнен только путем замены разъема на новый.

Диагностика: содержание

  • Цвет провода автомобиля
  • Проверка и регулировка зазоров в клапанном механизме двигателя
  • Проверка герметичности системы питания двигателя
  • Измерение компрессии в цилиндрах
  • Методы проверки электронных систем зажигания
  • Установка опережения впрыска на дизеле
  • Диагностика освещения и световой сигнализации
  • Проверка герметичности цилиндров
  • Масляная проверка двигателя
  • Диагностика аккумуляторной батареи
  • Проверка электробензонасоса
  • Внешний осмотр автомобиля
  • Проверка давления масла
  • Проверка топливного насоса
  • Проверка биения колеса
  • Проверка уровня топлива в поплавковой камере
  • Проверка движения автомобиля накатом
  • Проверка исправности игольчатого клапана
  • Проверка вакуумного регулятора зажигания
  • Использование амперметра и омметра
  • Как сделать самостоятельную диагностику автомобиля?
  • Оценка состояния дизельного двигателя: дымность
  • Проверка работы дизельных форсунок
  • Диагностика проводки автомобиля
  • Проверка датчиков двигателя
  • Проверка стартера
  • Контроль и проверка систем впрыска топлива
  • Перемежающиеся неисправности
  • Проверка и регулировка холостого хода
  • Электрические предохранители
  • Газобаллонная аппаратура автомобиля: конструкция и проверка
  • Использование лампы-пробника и вольтметра
  • Осмотр свечей зажигания
  • Проверка генератора
  • Проверка пусковой форсунки
  • Пусковая форсунка
  • Пробная поездка автомобиля
  • Диагностика тормозного механизма
  • Простейший способ проверить состояние автомобильного аккумулятора
  • Проверка технического состояния двигателя непрямым путем
  • Поиск неисправностей в механических системах впрыска
  • Типы электрических неисправностей
  • Замер мощности двигателя
  • Проверка свечей накаливания
  • Расшифровка кодов самодиагностики
  • Проверка компрессии в цилиндрах (общего износа)
  • Регулировка газобаллонного автомобиля
  • Проверка подвески колес
  • Проверка колес
  • Зазоры в рулевом механизме

Системы авто

  • Теплотехническое оборудование
  • Смазочные материалы
  • Сцепление
  • Коробка передач
  • Задний мост
  • Системы рулевого управления
  • Структура автомобиля
  • Подвеска
  • Тормозная система
  • Электрооборудование
  • Прицепы автомобиля
  • Конструкция элементов салона

Методика поиска электрических цепей автомобиля

Подключение дополнительного оборудования в ТС практически всегда вносит изменения в конструкцию автомобиля. Поэтому некорректное подключение может стать причиной не только отказа штатного оборудования , но и более серьёзных проблем вплоть до возгорания. Поэтому монтажник должен обладать необходимыми знаниями и навыками для проведения работ по монтажу мобильных терминалов.

Что надо учитывать при подключении:

  • Сечение провода и ток потребления подключаемого оборудования. Не более 10А на 1 кв. мм. сечения.
  • Цифровые шины данных. Это важно учитывать т. к. не правильное подключение может вызвать порчу электронных блоков приводящее к дорогостоящему ремонту.
  • Все питающие цепи должны быть защищены предохранителями. Если в силовую цепь устанавливается какой-либо слаботочный коммутационный прибор, к примеру, выключатель массы, то его следует разгрузить, установив разгрузочное реле.
  • Потребляемая оборудованием мощность. Мощность генератора, как правило, имеет неплохой запас, но проконтролировать не помешает. Полная потребляемая мощность ТС не должна превышать ¾ номинальной мощности генератора.
  • Установка мобильного терминала не должна идти в разрез с правилами дорожного движения и другими нормативными актами.

Поиск проводов питания и зажигания

Провод постоянного питания и зажигания, как правило, можно найти в районе замка зажигания и на разъёмах монтажного блока в салоне.

Постоянное питание, как правило, самый толстый провод красного цвета.

Провод зажигания обычно меньшим сечением и для его выявления требуется вольтметр или контрольная лампочка мощностью не более 5 W .

Ниже описано как выявить нужный нам провод:

Включаем вольтметр, чёрный щуп устанавливаем на минус, а красным щупом ищем нужный провод.

АСС(Аксессуары) — плюс при включении АСС, не исчезает при включении зажигания, исчезает при включении стартера.

IGN(Зажигание) — плюс при включении зажигания и не исчезает при включении стартера.

ST(Стартер) — плюс при включении стартера.

Поиск провода тахометра и спидометра

Провод тахометра и спидометра можно найти в разъёме щитка приборов.

Для поиска нам потребуется мультиметр с возможностью замера переменного напряжения либо светодиодный пробник (ток пробника не должен превышать 30мА).

Включаем мультиметр, выставляем на замер переменного напряжения, красный щуп ставим на плюс(+), а черным щупом ищем нужный провод.

Для поиска сигнала тахометра требуется запустить двигатель и наблюдать за показанием на индикаторе мультиметра – значение должно варьироваться около одного значения, чем выше поднимаем обороты, тем выше это значение.

Для поиска сигнала спидометра требуется начать движение и следить за индикатором на мультиметре, как это описано для поиска сигнала тахометра.

Поиск светодиодным пробником:

Один контакт пробника закрепляем на плюсе(+), а другим ищем нужный провод.

Для поиска сигнала тахометра требуется запустить двигатель и наблюдать за миганием светодиодного индикатора – чем выше обороты, тем выше частота мигания светодиодного индикатора.

Для поиска сигнала спидометра требуется начать движение и следить за миганием индикатора, как это описано для поиска сигнала тахометра.

Поиск проводов освещения

В поиске цепей освещения есть два принципа:

  1. Подключаться в управляющие цепи (в цепи на переключателе)
  2. Подключаться в силовые цепи (после управляющей реле)

В современных ТС для управление светом все чаще используются полупроводниковые элементы вместо реле и ШИМ(широтно-импульсная модуляция) для питания ламп. Такой сигнал мобильный терминал не может воспринимать как дискретный и зачастую выдает ложные данные. В таком случае сигнал надо брать с переключателя.

Управление освещением может осуществляться как минусом, так и плюсом. Для выявления полярности управляющего сигнала требуется попробовать оба способа поиска.

Включаем мультиметр и выставляем режим замера постоянного напряжения. Чёрный щуп ставим на массу, а красным ищем нужный провод переключая переключатель света между нужными режимами.

Если сигнал не выявлен, то меняем щупы местами, красный щуп на массу, а черным ищем сигнал каждый раз переключая переключатель в нужных режимах.

PS : В ТС встречаются электронные переключатели освещения, в таком случае сигнал об освещении находится в шине CAN .

Поиск провода датчика уровня топлива

Как правило, питание датчика уровня топлива осуществляется с приборной панели и составляет 5-12 вольт. Туда же приходит сигнал с датчика уровня топлива.

Для поиска нужного провода нам понадобится мультиметр.

Включаем зажигание, включаем мультиметр и выставляем режим измерения постоянного напряжения. Не отключая разъёмы от щитка приборов, черный щуп ставим на массу, а красным щупом ищем нужным нам провод. В зависимости от уровня топлива в баке, показания на индикаторе мультиметра будут находится в диапазоне от 0 до 5-12 вольт в случае питания датчика 5-12 вольт. Удостовериться, что мы нашли нужный нам провод, можно снять разъём с датчика уровня топлива, напряжение на мультиметре должно упасть до 0 вольт. При импульсном сигнале, метод проверки идентичный.

PS : На некоторых ТС последних годов выпуска устанавливается модуль управления топливным насосом и сигнал с ДУТ идет на этот модуль, в этом случае данные об уровне топлива надо брать из CAN шины, либо тянуть провод к ДУТ.

Поиск цепей CAN шины

Рис 1 Внешний вид CAN шины

Существуют фундаментальные признаки CAN шины, по которым можно вычислить эту цепь, т. к. физически может встретиться витая пара снимающая сигнал с различных датчиков и имея другой интерфейс.

  • замер сопротивления в шине при ВЫКЛЮЧЕННОМ зажигании.
  • замер напряжения на шине при ВКЛЮЧЕННОМ зажигании.( ВАЖНО: Массу брать непосредственно в цепи где работает CAN шина.)

Прошу обратить внимание что на шине Lo напряжение чуть ниже относительно Hi, исходя из этих замеров мы определяем CAN-H и CAN-L.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *