Как отказаться от допов в автосалоне лада
Перейти к содержимому

Как отказаться от допов в автосалоне лада

  • автор:

Как отказаться от «допов» при покупке новой машины?

Как отказаться от

09.02.2022

Допоборудование, которое навязывают дилеры при покупке нового автомобиля, может стоить неоправданно дорого. Без покупки комплекта ковриков за 90 тысяч или охранной сигнализации за 150 тысяч машину просто не продадут.

Руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский, опубликовал в своем Telegram-канале схему, которая позволит на законных основаниях отказаться от «допов». Он предложил просто сдать ненужный товар, что предусмотрено законом о защите прав потребителей. Главное, чтобы товар не был в эксплуатации и сохранил надлежащее качество.

Выглядит это следующим образом. Как только покупатель подписывает акт приема-передачи автомобиля, можно сразу же вернуть комплект ковриков за 90 тысяч обратно продавцу. Дилер не сможет обязать клиента вернуть обратно и автомобиль, поскольку приобретение одних товаров не может быть обусловлено обязательным приобретением других. Это прописано в статье 16 федерального закона «О защите прав потребителей».

Что касается технически сложных товаров вроде охранной сигнализации, то и ее можно вернуть. По сути, это оборудование, не предусмотренное производителем, пишет автоэксперт. И для его использования нужна специальная сертификация. Если покупателя об этом не уведомили письменно, то сделку можно расторгнуть, ведь продавец не предоставил необходимую и своевременную информацию о товаре, как это предусмотрено в статье 10 закона «О защите прав потребителей».

Деньги должны вернуть в течение 10 дней, пишет Шумский.

Еще один пример.

— БЕЗ ПРИОБРЕТЕНИЯ У НАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА 150.000 РУБЛЕЙ АВТОМОБИЛЬ МЫ ВАМ НЕ ПРОДАДИМ

Именно такой ответ я услышал, когда позвонил в один из автосалонов города.

Большинство уже в курсе того, что происходит на автомобильном рынке, когда дилеры не хотят продавать автомобиль без приобретения дополнительного оборудования.

Представьте, если в продуктовом магазине каждому покупателю будут «комплектовать» буханку хлеба обязательным пакетом и шоколадкой, без которых будут отказываться продавать. Однако, если вы взяли с полки единую упаковку с одной ценой, то это единица товара.

А вот и правовое обоснование.

Автосалон в силу своей деятельности обязан заключить договор на общих условиях при наличии возможности к заключению (наличие автомобиля и/или возможность принять заказ) (Статья 426 ГК РФ, пп. 15-22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»). Запрещено продавать автомобиль, делая условием продажи приобретение и установку дополнительного оборудования (Статья 16 Закона «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП)).

Расторгнуть договор или предварительный договор купли-продажи в одностороннем порядке дилер не может (ст. 309 ГК РФ)

В случае просрочки исполнения обязательства автосалон должен 0,5% в день от суммы предоплаты ( Статья 23.1 Закона «О защите прав потребителей»).

Как этим всем пользоваться?

Приходите в автосалон, слышите требование о приобретении дополнительного оборудования (лучше сделать запись), напоминаете о статье 16 ЗоЗПП.

В ответ на упоминание во время диалога я услышал: «Мы же бизнес как хотим, так и продаем»

— а может не как хотите, а как соответствует законодательству РФ?

— может обратиться в Роспотребнадзор?

— а почему Вы не хотите купить с дополнительным оборудованием, кредитом?

— Вы понимаете, у нас нет автомобилей в наличии, можем заказать.

— Без дополнительного оборудования?

Если диалог не задаётся, пишите заявление о заключении договора купли-продажи с возможностью заключения его посредством заказа автомобиля (опционально). Получаем отметку о получении заявления, ждём приглашения на сделку.

Что дальше? Просите текст предварительного договора и реквизиты для оплаты по нему.

Внимательно читаете! Если всё устраивает, и существенные условия указаны в т.ч. дата поставки и полное описание комплектации, а также цена и зависимость её от РРЦ завода-производителя и/или курса валют, подписываете, вносите предоплату.

В последний день доставки по договору Вы можете внести полную стоимость автомобиля ( например, 2 млн. р.), со следующего дня исчисляется неустойка в размере 0,5% за каждый день (10.000 в день от 2 млн. р.)

Если дилер допустил просрочку исполнения или ошибся с комплектацией, и/или установил непредусмотренное договором оборудование, то это повод отказаться принимать автомобиль и продолжать ждать, исчисляя неустойку в размере 0,5% в день (но не более суммы предоплаты).

Если дилер несговорчивый, фиксируйте все диалоги, подавайте все заявления письменно с отметкой о вручении на копии. Жалуйтесь в Роспотребнадзор, Прокуратуру.

Если Вам предоставили договор, с условиями которого Вы не согласны и говорят, если не нравится, до свидания, Вы можете попросить подписать экземпляр с их стороны, а затем от руки на обоих экземплярах указать с чем согласны, чтобы в дальнейшем доказать в суде навязывание опций.

Отразите свои возражения и замечания и в акте приема-передачи.

Помните, как одно время страховые отказывались заключать договор ОСАГО без страхования жизни или иных видов страховок? В случае с автосалоном действия аналогичны.

Можно обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора купли-продажи. (ч. 4 ст. 445 ГК РФ).

Есть ли в этом смысл и экономическое обоснование? Решать Вам.

Как отказаться от «допов» при покупке новой машины. Инструкция

Допоборудование, которое навязывают дилеры при покупке нового автомобиля, может стоить неоправданно дорого. Без покупки комплекта ковриков за 90 тысяч или охранной сигнализации за 150 тысяч машину просто не продадут.

Руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский, опубликовал в своем Telegram-канале схему, которая позволит на законных основаниях отказаться от «допов». Он предложил просто сдать ненужный товар, что предусмотрено законом о защите прав потребителей. Главное, чтобы товар не был в эксплуатации и сохранил надлежащее качество.

Выглядит это следующим образом. Как только покупатель подписывает акт приема-передачи автомобиля, можно сразу же вернуть комплект ковриков за 90 тысяч обратно продавцу. Дилер не сможет обязать клиента вернуть обратно и автомобиль, поскольку приобретение одних товаров не может быть обусловлено обязательным приобретением других. Это прописано в статье 16 федерального закона «О защите прав потребителей».

Что касается технически сложных товаров вроде охранной сигнализации, то и ее можно вернуть. По сути, это оборудование, не предусмотренное производителем, пишет автоэксперт. И для его использования нужна специальная сертификация. Если покупателя об этом не уведомили письменно, то сделку можно расторгнуть, ведь продавец не предоставил необходимую и своевременную информацию о товаре, как это предусмотрено в статье 10 закона «О защите прав потребителей».

Деньги должны вернуть в течение 10 дней, пишет Шумский.

Лишний багаж: как отказаться от дополнительных опций в салоне

Автодилеры признаются: продажа дополнительных опций приносит им до 500% прибыли. В итоге до 95% автомобилей в салонах продаются в расширенной комплектации и с пакетом различных услуг. Большая часть из них абсолютно бесполезны для потребителя, но купить без них машину подчас невозможно. Разбираемся, почему так происходит и как с этим бороться.

Поделиться

Почему купить авто без «допов» так сложно

Дополнительные опции — это все, что вам предлагают в салоне в дополнение к базовой комплектации авто: например, зимние шины, сигнализация, аксессуары для машины и водителя. Часто дилеры также предлагают различные услуги: покупку в кредит, каско и другие страховки. Причем все эти опции могут даже не озвучивать, и вы впервые узнаете о них, подписав договор. Если покупатель отказывается, менеджер может назвать цену выше или вовсе заявить, что автомобиля сейчас нет в наличии и придется долго ждать. Иногда клиента уговаривают подписать предварительный договор, по которому он должен внести аванс в размере 10-20%, чтобы автомобиль точно достался ему. Если клиент потом отказывается от покупки, этот залог не возвращают.

Допы приносят автодилерам гораздо больше, чем сами автомобили: некоторые называют цифру в 500% прибыли. Поэтому в некоторых салонах для этих дополнительных продаж устанавливают отдельные планы, которые менеджеры обязаны выполнять. Доход продавца от каждой продажи составляет от 5 до 25% от суммы покупки. Чтобы убедить покупателя, дилеры делают скидки на основную комплектацию ниже рынка, добирая прибыль за счет дополнительных опций. В итоге в реальности за новый автомобиль приходится заплатить на 30-40% больше, чем указано на сайте дилера.

При продаже авто в базовой комплектации прибыль минимальная, так как автопроизводители жестко регулируют наценки. Впрочем, с навязыванием дополнительных опций они тоже пытаются бороться, но пока безуспешно. Например, в 2020 году Hyundai запустила сервис покупки автомобилей в нужной комплектации онлайн. Но встретила жесткое сопротивление со стороны российских дилеров, которые обратились в ФАС: такая схема лишала их дохода от продаж допов. Примерно тогда же Skoda рассылала своим дилерам в России письмо, в котором требовала перестать навязывать дополнительные опции, и тоже потерпела неудачу.

Год назад проблемой озаботился Росстандарт, разослав соответствующие предписания. Ситуация может измениться уже в этом году, если Госдума примет закон о запрете на допопции.

Что обычно навязывают

1. Дополнительное оборудование и аксессуары: багажники, бамперы, фаркопы, пороги, коврики, зимние шины, чехлы, противоугонные системы, сигнализации.

За одни только коврики вы можете заплатить до 50 000 рублей, а весь комплект обойдется в 300 000.

2. Дополнительные услуги: каско, кредит от банка-партнера, trade-in, расширенную гарантию, страховку от угона.

Во всех этих случаях вам предложат хорошую скидку, но в итоге вы переплатите за саму услугу, а в случае с кредитом еще и в виде процентов банку. По программе trade-in вам предложат выкупить старый автомобиль по цене ниже рыночной.

Как с этим бороться

Отказаться от допов довольно сложно: скорее всего, вам предложат подождать год-два, пока не появится машина в нужной комплектации, или вовсе откажут под разными предлогами. Но все же способы есть:

  1. Обратиться напрямую к автопроизводителю и пожаловаться на действия дилера. Это можно сделать через сайт или горячую линию. Но понадобятся весомые аргументы: например, запись разговора с менеджером или переписка.
  2. Оформить предзаказ на машину в нужной комплектации без фиксированной цены. Ждать придется очень долго, и цена может существенно вырасти: в первую очередь из-за колебаний курса и инфляции. Зато вы получите ровно то, что нужно, и ничего лишнего.
  3. Обратиться в Роспотребнадзор. Отказывать в покупке под предлогом «обязательных опций» запрещено, согласно статье 16.2 закона «О защите прав потребителей». Можно оформить жалобу, приложив доказательства нарушений со стороны дилера. Однако все, что грозит продавцу в таком случае — штраф до 20 000 рублей, согласно статье 14.8 КоАП РФ. Так что вряд ли это остановит тех, кто зарабатывает на дополнительных опциях миллионы.
  4. Обратиться в суд. Это можно сделать уже после покупки, в течение 14 дней. Предварительно нужно направить дилеру претензию и требование о возврате денег за ненужные опции, а после его отказа уже подавать иск. В этом случае вы можете рассчитывать еще и на компенсацию издержек и морального ущерба. Успешные прецеденты таких дел есть, но придется потратить немало времени и сил, собирая доказательства и участвуя в процессе.

Как подготовиться к покупке, чтобы не переплатить

  1. Заранее определитесь с моделью и комплектацией, обозначив для себя сумму, которую планируете потратить.
  2. Постарайтесь собрать всю сумму наличными, чтобы не пришлось прибегать к кредитам, рассрочкам или trade-in.
  3. Выбирайте только официальных дилеров с правдивыми отзывами. Лучше обращаться сразу в несколько, сравнивая условия.
  4. Узнайте обо всех действующих акциях и госпрограммах, которые позволят сэкономить.
  5. Если есть возможность, обратитесь к юридически подкованному помощнику, который вместе с вами изучит договор и проведет переговоры с менеджером. Если такой возможности нет, попросите копии договора и всех приложений, чтобы внимательно прочитать их, никуда не торопясь.
  6. Не бойтесь торговаться и возражать. Если вам что-то навязывают и отказаться не получается, постарайтесь как минимум увеличить скидку.

Что еще можно сделать

В текущей ситуации имеет смысл вообще отложить покупку на год-полтора, пока не наладятся поставки автомобилей с помощью параллельного импорта. Это снизит дефицит иномарок, а следом и цены. Возможно, к тому времени дилеры снова запустят сезонные акции и скидки.

Если же машина нужна срочно, и без дополнительных опций никак не обойтись, постарайтесь выбрать что-то действительно полезное. Например, продленная гарантия, которая действует и на новые, и на подержанные авто. Она позволит вам отремонтировать автомобиль на сумму до 50% от его цены уже после того, как закончилась гарантия от производителя. Сервис «Помощь на дороге» позволит не остаться без бензина посреди трассы, получить юридическую и медицинскую помощь или вызвать «трезвого водителя», который доставит вас на вашем автомобиле домой.

Если пока не планируете отказываться от кредитов, посмотрите, на каких условиях вам одобрят кредит банки.

Товары в нагрузку. Можно ли отказаться от допов при покупке новой машины?

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей в России в ноябре 2021 года упали на 20,4%, до 125,5 тыс. штук. При стабильно высоком спросе продажи ограничивает дефицит, который отчасти создается и самими дилерами. Продавцы заинтересованы на фоне ажиотажа завышать цены, используя для этого так называемые допы, то есть комплекс оборудования, устанавливаемый не на заводе, а в мастерских дилеров. Причем иногда допы позволяют увеличить стоимость машины вдвое и такие модели, как Renault Duster или Volkswagen Polo, в некоторых салонах уже выставляются за 2,5 млн рублей. Можно ли сейчас купить автомобиль по заводской цене, без навязываемого оборудования?

Навязывание допов

Порядка 95% машин сейчас реализуются с допами, которые уже установлены на машины. Некоторые автопроизводители, такие как УАЗ и Skoda, уже начали бороться с дилерами, навязывающими клиентам ненужный товар. Автопроизводители напомнили, что допоборудование не может быть обязательным условием для покупки, и пригрозили разрывом контрактов. Между тем, юридически дилеры не завышают цены на модели, а только предлагают покупателям услуги по дооснащению. Тем же покупателям, которые не хотят заплатить за навязанные опции, предлагаются машины по установленным Дистрибью́тором ценам, но со сроками поставки от полугода и выше. Однако они предупреждют, что по пришествии на склад машина может быть тоже оборудована незапланированными опциями, и тогда клиента вновь переводят в очередь.

РИА Новости Продажа автомоблей

Как пишет «Коммерсант», такая ситуация стала возможной, потому что трафик в автосалонах стабилен во всех сегментах. В этих условиях продавцам нет мотивации увеличивать оборот продаж, и дилеры даже самостоятельно увеличивают цены на допы и растягивают квоту на несколько месяцев, хотя могли бы реализовать машины в три раза быстрее. Простое повышение цен перекрывает сопутствующие расходы на логистику и оформление.

С точки зрения закона, здесь нарушений нет, и только от позиции клиента зависит, купит ли он машину в 1,5−2 раза дороже или будет бороться за свои права. Как пишет «За рулем», переломить ситуацию на рынке может только сам клиент, если выберет один из способов поведения.

Договор вместо соглашения

Если дилер отказывается продавать машину по установленной цене, то необходимо обратиться на горячую линию автопроизводителя и пожаловаться на навязывание допоборудования. Однако быстрое решение вопроса никто не гарантирует. Скорее всего, дилер предложит сделать заказ в нужной комплектации и запишет покупателя в очередь, которая может растянуться до 5−8 месяцев, в зависимости от модели. Однако при подписании документов необходимо тщательно вычитать те бумаги, что менеджер принес на подпись. Как правило, сотрудники автосалона составляют соглашение о намерениях, где не указывается фиксированная цена на транспортное средство и даже отдельно оговаривается возможность ее повышения. В этом случае велик риск, что через полгода дилер опять предложит купить машину с допоборудованием по завышенной стоимости.

РИА Новости Продажа автомоблей

Необходимо составить не соглашение, а именно договор, где будет отдельными строками прописана возможность оформления транспортного средства без допов и по установленной производителем цене. Тогда дилер не сможет обмануть клиента.

Вернуть товары продавцу

Еще один вариант связан с возвращением допов через суд. Но это возможно уже после приобретения автомобиля. По закону у покупателя есть 14 дней на то, чтобы отказаться от покупки, если она не удовлетворяет по качеству или не обеспечивает заранее заявленные функции.

Дело в том, что многое дополнительное оборудование вызывает серьезные вопросы в ГИБДД. От водителей требуют предоставления сертификатов и документальных одобрений внесения изменений в конструкцию машины, иначе владелец не может поставить новый автомобиль на регистрацию в ГИБДД. Многим приходится демонтировать опции, за которые заплачено 500−1000 тыс. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *