При какой температуре замерзает масло в двигателе
Перейти к содержимому

При какой температуре замерзает масло в двигателе

  • автор:

Запускать нельзя: при какой температуре замерзают моторные масла

Масло в двигателе играет ключевую роль в обеспечении надежной работы силового агрегата. В зимнее время очень важно учитывать риск замерзания лубриканта, что может привести к серьезным проблемам и дорогостоящему ремонту. В этой статье мы расскажем, какая температура может оказаться критической для моторных масел.

Вязкость — это показатель способности лубриканта формировать защитную пленку на поверхностях компонентов двигателя. Эта величина значительно меняется в зависимости от температуры. С понижением температуры вязкость масла увеличивается, делая его более густым. Наоборот, при более высоких температурах вязкость масла уменьшается.

Температура замерзания масла в двигателе автомобиля зависит от типа и качества лубриканта. Например, дешёвые минеральные составы могут застыть уже при температуре около -15 градусов по Цельсию. Полусинтетические масла начинают застывать при температуре около -25 градусов по Цельсию. Синтетические масла лучше всего подходят для экстремально холодных условий, так как они способны выдерживать более низкие температуры без потери своих характеристик.

Информацию о низкотемпературных характеристиках моторного масла можно узнать непосредственно на упаковке. Для этого была разработана и принята классификация SAE (Американское Общество Автомобильных Инженеров), которая характеризует вязкость и определяет в какой сезон можно использовать масло. Цифра, стоящая перед буквой W в обозначении моторного масла, указывает на его низкотемпературную вязкость, то есть на порог температуры, при которой двигатель автомобиля, заправленный этим маслом, может завестись «на холодную», а масляный насос прокачает масло без угрозы сухого трения деталей мотора. Чем меньше этот показатель, тем ниже температура, при которой двигатель автомобиля сможет бесперебойно работать.

Так, масла, у которых в обозначении перед W стоит ноль, рассчитаны на работу при температуре окружающей среды до -40 градусов по Цельсию. Лубрикант с маркировкой 5W работает до -35 градусов по Цельсию, а масло с обозначением 10W рассчитано на работу при температуре окружающей среды до -30 градусов по Цельсию. Масло, где в обозначении написано 15W рассчитано на работу при температуре окружающей среды до -25 градусов по Цельсию. Лубрикант 20W способен работать до -20 градусов по Цельсию.

При этом важно учитывать, что в процессе работы масло стареет и теряет свои свойства, поэтому может застывать уже при более высоких температурах. Зная характеристики масла можно рассчитать критическую температуру, при которой лубликант застывает и не способен выполнять свои главные функции. Запуск двигателя в таких условиях крайне нежелателен и может вызвать серьезные проблемы, включая повышенное трение и износ деталей двигателя.

Накануне эксперт рассказал, нужна ли промывка двигателя при замене масла.

Подпишись на
«ТАРАНТАС НЬЮС»:

При какой температуре замерзают масла 5W-30, 5W-40 и 0W-30

Моторные масла сильно отличаются от используемых ещё пару десятилетий назад. Производители регулярно разрабатывают новые присадки, позволяющие добиться преимуществ в области долговечности и экономичности смазочных материалов. Водители середины XX века могли только мечтать об универсальных моторных маслах, а сейчас они доступны почти каждому автолюбителю. Тем не менее, даже самое совершенное моторное масло имеет свой предел.

Один из ключевых параметров смазочного материала – вязкость. В автомобильной сфере общепринят стандарт SAE, представленный в виде двух значений, разделённых дефисом. Показатель перед «W» обычно называют «зимним». Он позволяет примерно определить характеристики масла при низких температурах, но не даёт полной информации.

Самым простым и распространённым способом подсчёта температуры безопасного запуска стало прибавление к -35. Предполагается, что для определения значения нужно к -35 прибавить цифру или число перед «W» в стандарте вязкости. Например, для масла 5W получим -35+5=-30°С. По аналогии для 0W значение безопасного запуска двигателя составит -35°С, а для 10W -25°С.

Однако, вышеописанный способ подсчёта очень приблизителен и не даёт полной картины о низкотемпературных характеристиках продукта. При выборе моторного масла для своего региона рекомендуется ориентироваться на характеристики, заявленные производителем, и результаты лабораторных анализов. Давайте сравним данные разных моторных масел от одной компании.

Масло 0W-30 должно быть очень устойчиво к морозам. Результаты лабораторных анализов доказывают этот факт: температура застывания составляет -48°С. Динамическая вязкость смазочного материала при -30°С равна 3570 мПа*С – чем ниже этот показатель, тем проще стартеру прокрутить двигатель.

Перейдём к самому распространённому в Восточной Европе стандарту – 5W-30. Температура застывания моторного масла составляет -40°С, а динамическая вязкость при -30°С равна 4024 мПа*с.

У масла из этой же линейки вязкостью 5W-40 температура застывания тоже составляет -40°С, но динамическая вязкость при -30°С ощутимо выше и равна 4942 мПа*С.

Получаем, что в лабораторных условиях свежие масла стандарта 5W замёрзнут при одинаковой температуре. Однако, при -30°С запустить двигатель на 5W-30 будет проще чем 5W-40 за счёт более низкой вязкости.

Важно понимать: температура застывания моторного масла не соответствует безопасной для запуска двигателя. Специалисты рекомендуют прибавлять к значению как минимум 10°С. Например, если заявленная производителем температура застывания составляет -40°С, безопасно запустить двигатель можно при -30°С или выше.

При какой температуре замерзает моторное масло, и что делать?

Моторное масло на морозе

В зимний период водитель может столкнуться с ситуацией, когда после ночной стоянки моторное масло в двигателе авто замерзло. Эта проблема может настигнуть с утра, когда необходимо завести машину быстро, чтобы добраться на работу. В подобной ситуации не получится запустить двигатель стартером, как и провернуть коленвал, что действительно может заставить понервничать.

Если аккумулятор заряжен, а со стартером нет проблем, как и со свечами накаливания, топливной системой — значит нужно искать причину в масле. Оно может быть сильно густым и задерживать коленчатый вал. Что влияет на процесс его замерзания, и что делать владельцу авто – узнайте из этой статьи!

Почему замерзает моторное масло в авто?

Мотор не сможет работать без смазки конструктивных и сопряженных элементов в любом автомобиле. Масло помогает снизить коэффициент трения в деталях с высоким уровнем сопряжения. Его основные функции:

  • охлаждение сопряженных элементов;
  • защита поверхностей;
  • исключение сухого трения.

Внимание! Для разных двигателей должны используются те масла, которые рекомендованы их производителями. Пренебрегать этим правилом нельзя, ведь каждое из них подобрано в соответствии с многочисленными тестированиями и получили определенный допуск.

Масла различают по ряду характеристик:

Если ранее было актуальным менять моторное масло летом и зимой, сейчас есть универсальные средства, но подходят они не к каждому двигателю. Важно следовать рекомендациям производителя как мотора, так и смазочного средства.

Замерзать моторное масло в двигателе может по разным причинам. Самые частые:

  • средство исчерпало свой ресурс;
  • используется некачественный продукт (подделка);
  • масло не соответствует рекомендованным условиям использования (двигатель, конкретный регион эксплуатации).

Температурный режим замерзания моторного масла в авто

Если водитель использует моторное масло хорошего качества и регулярно производит его замену, но все равно оно замерзает, возможно, он неправильно подобрал средство для своего авто. Замерзать моторное масло может при температуре воздуха более -25°С, но, если показатель не опускается ниже этой отметки, а наблюдается замерзание средства — рекомендовано купить смазочный материал с маркировкой 5W или 0W. Каждое из них позволит уверенно прокачать коленвал и холодный пуск. Это полусинтетические и синтетические масла. Но стоит быть осторожным с их использованием, так как при выходе на рабочую температуру они могут протекать через сальники и другие уплотнения ввиду повышенной вязкости. По этой причине лучше всего для моторов нового поколения использовать не сильно вязкие или приближенные к ним масла, полагаясь на рекомендации производителя и регион применения.

Застывает масло крайне редко, правильно сказать — замерзает вода, которая есть в его составе. Температура застывания является главным показателем эксплуатации смазки в моторе. Прописывается показатель в SAE. Через маркировку средства можно уточнить примерную температуру застывания, которой рекомендует придерживаться производитель.

Маркировка Температура застывания
0W-15 -20°С
0W-20 -43°С
0W-40 -52°C

Но тут же важно вернуться к 2 другим причинам, почему масло может замерзать зимой. Если водитель не будет менять его в определенный интервал, рекомендованный производителем, оно утратит свои свойства и во время холодов риск его загустевания будет выше. Ресурс использования составляет 2/3 от планового в случае с минеральными продуктами, отличающимися ускоренной потерей свойства. У полусинтетических и синтетических смазок они выше. Если используется дешевая минералка, она не даст завести мотор и при -15°С. Обеспечить двигатель бесперебойной работой можно, если применять качественный синтетический продукт.

Из этого можно сделать вывод, что в случае с подделкой, рассчитывать на реализацию заявленных свойств эксплуатации смазки на морозе не стоит. Самостоятельно отогревать силовой агрегат и заводить двигатель не рекомендуется. В спешке водитель может прибегнуть к применению газовой горелки, паяльной лампы, но это не только небезопасно с точки зрения вероятности возгорания, но и может привести в лучшем случае к выходу из строя мотора, проворачиванию вкладышей и прочим поломкам. Рациональнее окажется обратиться к специалистам, которые помогут безопасно отогреть авто в Красноярске, произвести замену масла и промыть агрегат, подобрать смазку под конкретные климатические условия ее применения, чтобы исключить аналогичные проблемы в будущем.

Дополнительно рекомендуется оставлять при сильных похолоданиях автомобиль в отапливаемых паркингах, утеплить капот и пространство под ним, установить предпусковой нагреватель. Это дает возможность замедлить скорость остывания мотора и не допустить снижение температуры до критических показателей.

Масло 5w-40: расшифровка и характеристики

Многие автовладельцы выбирают моторные масла «по привычке» — берут то, что рекомендуют производители авто. Оправдан ли такой подход? Да, вполне. Но что делать, если по какой то причине привычку пришлось поменять?

#

— Если нужного масла не оказалось в продаже? — Если вы решили попробовать продукт другого производителя? — Если вы купили подержанный автомобиль и не знаете, какое масло заливали в него ранее? В каждом случае вам потребуется оперативно найти подходящий аналог. Для того чтобы снизить вероятность ошибки, лучше научиться самому разбираться в моторных маслах. Для этого достаточно знать хотя бы основные детали, а именно классификацию продуктов по различным стандартам. В рамках этой статьи мы займемся расшифровкой одного из наиболее популярных сегодня видов масел 5w40. Мы разберем это сокращение, значение его элементов и поговорим о том, когда его стоит заливать и с чем его можно смешивать. Для начала скажем, что они означают классификацию масел по стандарту SAE. Данный стандарт был введен Американским сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), которое впоследствии превратилось в крупный мировой концерн SAE. Так как с развитием нефтяной промышленности стандарты и способы производства моторных масел менялись, возникла необходимость их классификации по определенным параметрам. В спецификации SAE за основу была взята вязкость, а точнее ее значения при низких и высоких температурах. Как известно, на холоде масло густеет, а на жаре, наоборот, становиться более жидким и текучим. Производители обязаны контролировать соответствие показателя вязкости требованиям, необходимым для правильной работы мотора. Необходимо, чтобы смазочный материал одновременно соответствовал двум условиям:

  1. Легко прокачивался по каналами системы смазки при низкой температуре.
  2. Обеспечивал достаточную несущую способность защитной пленке при рабочей температуре двигателя.

Если продукт не отвечал этим требованиям, он не мог быть сертифицирован SAE.

Пользуясь своим влиянием, сообщество (в число его основателей входили Генри Форд и Эндрю Райкер) обязало всех производителей соответствовать новым стандартам и маркировать свои продукты. Такое решение оказалось приемлемым для производителей из других стран, и вскоре SAE стал международным. Разумеется, развитие индустрии не остановилось, и стандарт адаптировался под новые реалии.

Сегодня вы сможете выбрать масло по SAE вне зависимости от того, в какой стране мира находитесь. Оно будет соответствовать тем же стандартам.

#

Как обозначаются масла по SAE?

Из всех стандартов, применяемых сегодня, его можно считать одним из наиболее понятных, так как в наименовании уже содержится вся необходимая информация.

Само обозначение состоит из двух частей и выглядит следующим образом xW-y, где на месте x и y стоят числа. Они показывают параметры динамической и кинематической вязкостей при нормативных температурах.

Если вы не занимаетесь изучением моторного масла с точки зрения физики и химии, то это определение, скорее всего, не будет вам понятно. Поэтому отметим главное:

Цифры в обозначении по SAE позволяют понять, при каких температурах масло, залитое в двигатель, будет сохранять необходимые показатели для выполнения своих функций.

Теперь скажем несколько слов о значении каждого показателя. В нашей схеме xW-y:

  • х обозначает низшую планку температуры, поэтому пишется вместе с буквой W, обозначающей Winter («Зима»). Этот показатель присутствует у зимних и всесезонных масел;
  • y обозначает верхнюю планку температурного режима. Этот показатель присутствует у летних и всесезонных масел.

Для того чтобы вам было удобнее воспринимать информацию, предлагаем вам ее в формате таблицы:

#

Расшифровка масла 5W-40

Перед тем как начать, снова обратим внимание на таблицу из предыдущего пункта.

Масло 5W-40 находится примерно на тех же позициях, что и 5W-30, но прибавляет одно деление справа, в сторону высокой температуры.

Это делает его одним из наиболее универсальных продуктов из всех представленных.

Почему же мы не говорим этого, например, о SAE 0W-50, ведь его температурный диапазон на порядок шире? Такое масло требуется для работы двигателя в экстремальных условиях, с которыми не сталкивается большинство автолюбителей.

Возвращаясь к 5W-40, обратим внимание на его температурный диапазон, который находится в промежутке от -35 ℃ до +40 ℃. Если вы живете в средней полосе России, скорее всего температура держится в этом промежутке весь год.

Масло с такими показателями относится к категории всесезонных и сохраняет оптимальные показатели вязкости как в зимний, так и в летний период.

Вот другие его технические характеристики:

Характеристика Показатель Информация
Прокачиваемость -35 ℃ При более низкой температуре масло не будет прокачиваться по каналам.
Проворачиваемость -30 ℃ Это минимальная температура, при которой можно безопасно запускать двигатель.
Кинематическая вязкость при t=100℃ 12,6—16,3 мм2/с В этом пределе должна находиться вязкость в условиях разогретого двигателя.
Кинематическая вязкость при t=40℃ 89—97 мм2/с Вязкость масла при высоких показателях температуры окружающей среды.
Динамическая вязкость CCS при t=-30℃ 224℃ При этой температуре происходит возгорание.
Температура замерзания ~-45℃ При этой температуре масло замерзает.

Если на упаковке масла (мы имеем в виду фирменные продукты, а не подделки) есть маркировка 5W-40, то вы можете не сомневаться в том, что оно соответствует всем этим значениям.

Это значит, что полностью исправный мотор (с рабочими стартерами, функционирующей системой охлаждения и заряженным аккумулятором), сможет запускаться без проблем при температуре от -35℃ до +40℃.

#

Какая основа может быть у масел 5W-40?

Спецификация SAE касается только вязкости масла и не накладывает ограничений по его составу. Смазочные материалы на чистой минеральной основе сегодня встречаются все реже и уже доказали свою несостоятельность в конкуренции с синтетикой и полусинтетикой, поэтому затрагивать их в данной статье мы не будем и поговорим о преимуществах современных продуктов.

Масла 5W-40 на полусинтетической основе

Будет точнее сказать, что содержание минеральных компонентов в них составляет примерно 60—70 %, а синтетических — 30—40 %, в зависимости от производителя.

Эти компоненты являются базой для продукта. Чем качественнее база, тем качественнее товарный продукт.

В отличие от полностью минеральных масел, полусинтетика отличается бОльшими показателями стабильности. Это значит, что смазочный материал сохраняет свои защитные и чистящие свойства в более широком температурном диапазоне, что как раз соответствует требованиям SAE. Присадки способствуют образованию пленки на элементах двигателя как в жару, так и в холод, а дополнительные присадки увеличивают интервал между заменами масла.

Масла 5W-40 на синтетической основе

Они считаются наиболее эффективными среди аналогов, хотя их стоимость значительно выше. Такие масла производятся искусственно, и все их показатели контролируются. Такие жидкости не нуждаются в частой замене, надежно защищают элементы двигателя от износа, удаляют существующие отложения и препятствуют образованию новых.

Выбор оптимальной основы зависит, в первую очередь, от возможностей вашего автомобиля и ваших предпочтений. Чтобы правильно выбрать масло для авто, воспользуйтесь нашим сервисом и почитайте другие наши статьи.

#

Несколько слов о смешивании масел 5W-40

Если вам необходимо долить одну смазочную жидкость в другую, вы можете это сделать, но только при условии, что они будут совместимы. Поэтому, при смешивании масел 5W-40 стоит придерживаться следующих правил:

  1. Не снижать качество масла. Это значит, смешивать стоит либо масла с одной основой (минеральные с минеральными, синтетические с синтетическими), либо с более качественной основой (полуминерльное с синтетическим).
  2. По возможности не смешивать масла с одинаковой вязкостью, но от разных производителей. Такая комбинация представляет определенный риск, даже если используются продукты с одинаковой базой. В маслах от разных производителей используются разные комплекты присадок, которые при смешивании могут начать реакцию и выпасть в осадок.
  3. Проявлять осторожность при смешивании масел с разной вязкостью. Даже если это будут продукты от одного производителя, вам стоит учесть, что температурный режим может измениться. Например, если вы доливаете 5W-30 в 5W-40, то вязкость смеси будет не на уровне одного из продуктов, а между ними. Чтобы обезопасить себя, ориентируйтесь на меньшие значения.
  4. Будьте внимательны при смешивании масел с одинаковой вязкостью от одного производителя. У продуктов некоторых производителей состав присадок идентичен, а значит с осадком вы, вероятнее всего, не столкнетесь. В этом случае смешивать их можно без риска.

В то же время, у одного бренда может быть много линеек с одинаковой вязкостью, но с принципиально различным составом присадок. В этом случае смешивать масла запрещено, так как велика вероятность начала реакций.

Какой вывод можно из этого сделать? Если вы можете определить вероятность начала реакций по составу масла, то применяйте собственные знания (и отправьте свое резюме одному из производителей ГСМ). Если же вы не обладаете такими знаниями, не рискуйте, ведь в противном случае вы рискуете серьезно навредить своему автомобилю.

Какие масла 5W-40 мы предлагаем?

Продукты с таким допуском по SAE представлены во всех основных линейках «Шелл». В нашем каталоге вы найдете полусинтетические и синтетические жидкости, в том числе произведенные из газа по технологии GTL. Найти все масла 5W-40 вы сможете на этой странице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *