Проверка лямбда зонда elm327
Перейти к содержимому

Проверка лямбда зонда elm327

  • автор:

Как проверить катализатор ELM327

Проверка состояния катализатора может быть сложной задачей, поскольку снять его для визуальной оценки может быть затруднительно, особенно на автомобилях с большим пробегом, где болты могут застояться. Даже попытка доступа через лямбда-зонд может встретить препятствия, и её придётся откручивать, что также может оказаться проблематичным.

Однако существует метод проверки состояния катализатора, который позволяет избежать разборки и сложных действий.

ELM327 Что это?

Да, именно через ELM327. Этот сканер должен быть доступен у каждого автовладельца, особенно если речь идет о современных автомобилях, где используются разнообразные датчики и электроника.

Для тех, кто предпочитает краткость, вкратце объясним: ELM327 — это специальный сканер, который способен считывать информацию с различных датчиков и выдавать информацию об ошибках, включая CHECK ENGINE. Эти устройства бывают проводными и беспроводными (с подключением через Bluetooth или Wi-Fi). Для их работы, необходимо установить сканер в специальный разъем на автомобиле, который обычно называется OBD2, и затем подключить его к вашему смартфону или планшету.

Однако, чтобы прочесть ошибки и получить данные с датчиков, вам необходимо установить на свой смартфон или планшет специальное программное обеспечение. В настоящее время одной из самых популярных программ является TORQUE.

Диагностика катализатора

После успешного установления связи с вашим автомобилем, в выбранной программе вам необходимо добавить специальные виджеты. Настоятельно рекомендуется добавить раздел «Графики». Для этого выполните следующие шаги:

  1. В программе, зажмите и удерживайте пустое место на экране.
  2. Затем выберите опцию “Добавить прибор.”
  3. В списке доступных параметров найдите «НАПРЯЖЕНИЕ 1-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1» и добавьте его на экран.
  4. Повторите те же действия, чтобы добавить «НАПРЯЖЕНИЕ 2-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1».

Другие полезные параметры для мониторинга включают в себя «CAT B1S1» и «CAT B1S2», которые отображают температуру до и после катализатора.

Теперь запустите двигатель и дождитесь, пока машина прогреется до рабочей температуры. В летние месяцы этот процесс может занять всего 5-7 минут.

Итак, начнем считывать показания с первых датчиков по напряжению, убедившись, что обороты двигателя находятся в режиме холостого хода (газ не нужно нажимать):

  • «НАПРЯЖЕНИЕ 1-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1» — этот параметр относится к первому лямбда-зонду. Вы увидите, что график колеблется вверх и вниз; это абсолютно нормально. Это свидетельствует о том, что электронный блок управления двигателем (ЭБУ) регулирует подачу воздушно-топливной смеси, иногда обогащая ее, а иногда обедняя.
  • «НАПРЯЖЕНИЕ 2-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1» — это наиболее важный параметр для нас. Нормальное значение должно колебаться в пределах 0,7-0,9 Вольта. Желательно, чтобы график был как можно более стабильным, без резких колебаний. Если показания этого датчика находятся на уровне 0,5-0,6 Вольта или даже 0,1-0,2 Вольта, это плохой сигнал. Это может означать, что катализатор не очищает отработанные газы должным образом, и его поверхность износилась. В таком случае, скорее всего потребуется замена катализатора.
  • «НАБОР CAT B1S1» и «CAT B1S2» — первый показывает температуру до катализатора, а второй — после. В нормально работающем катализаторе температура до катализатора (CAT B1S1) должна быть выше, чем после (CAT B1S2), примерно на 10%. Это происходит потому, что газы, выходящие из двигателя, максимально разогреваются в катализаторе, но немного остывают, когда выходят из него (на 7-10%).

Если показания температуры до и после катализатора одинаковы, это может свидетельствовать о том, что катализатор не функционирует должным образом, и газы проходят через него без нейтрализации. В этом случае, катализатор, скорее всего, пришел в негодность и требует замены.

Как вы видите, все довольно просто и не требует разборки или демонтажа частей автомобиля.

Минусы данного метода

Разумеется, существуют и некоторые недостатки, о которых следует учитывать. Давайте рассмотрим их:

  • Неполные данные: Программы сканирования не всегда отображают показания первого лямбда-зонда на всех типах автомобилей. Это не критично, поскольку важнее иметь доступ к данным второго лямбда-зонда, которые, как правило, всегда доступны. Однако полная картина могла бы быть более информативной.
  • Оценка степени износа: Этот метод тестирования помогает выявить забитость и полное разрушение катализатора, но он может не выявить начальные признаки износа (когда только передняя часть катализатора сыпется). Для более подробной оценки состояния катализатора в таких случаях потребуются дополнительные методы, такие как использование эндоскопа или полное его снятие.
  • В целом, несмотря на некоторые ограничения, данный метод является полезным инструментом для оценки состояния катализатора и может помочь в определении, нуждается ли он в замене.

Как проверить лямбда-зонд своими руками

Современный автомобильный двигатель – это сложное высокотехнологичное устройство. Стабильное функционирование всех его систем обеспечивают десятки электронных устройств и контрольных датчиков. Выход из строя любого управляющего прибора может привести к серьезным нарушениям режимов работы силового агрегата.

Одним из контрольных устройств является лямбда-зонд (датчик содержания кислорода или кислородный регулятор). Лямбда-зонд оценивает содержание кислорода в выхлопных газах и генерирует сигнал в блок управления для регулировки количества топлива, подаваемого карбюратором или инжектором в камеры сгорания.

Устройство лямбда-зонда

Датчик кислорода состоит из металлического корпуса, внутри которого в керамическом изоляторе находится электрический нагревательный элемент и контактная группа. Рабочий конец датчика оснащен керамическим наконечником и защитным экраном с отверстием для отработавших газов. Из ответной части прибора выходит проводка, которая подключается к соответствующему разъему электросистемы автомобиля. На корпус нанесена резьба для герметичной установки на выпускном коллекторе.

Лямбда-зонд эффективно выполняет измерения при минимальной температуре в 300 градусов, поэтому в конструкцию современных датчиков входит спираль накаливания для быстрого прогрева контрольного устройства после пуска двигателя.

Лямбда-зонд устанавливается на выпускном коллекторе в непосредственной близости от блока двигателя. Некоторые производители устанавливают два анализатора уровня кислорода: один на выпускном тракте до нейтрализатора, а второй за нейтрализатором.

Типы лямбда-датчиков

В современном автомобилестроении применяют электрохимические лямбда-зонды с изолятором из диоксида циркония, который создает разность электрических потенциалов при изменении концентрации кислорода:

  • Датчики содержания кислорода различают по количеству проводов в разъеме.
  • Однопроводной датчик оснащен только сигнальным проводом, контакт на массу идет через корпус регулятора.
  • Двухпроводной датчик имеет сигнальный и заземляющий провода.
  • Трехпроводной и четырехпроводной датчики дополнительно оснащены нагревательным элементом для сокращения времени срабатывания прибора. Соответственно в колодке подключения появились управляющий и заземляющий провода обогревателя.

Признаки неисправности

Для оптимальной работы современных двигателей в камеры сгорания должна подаваться смесь, с массовым отношением топлива к воздуху как 1 к 14,7.

При использовании некачественного бензина, повреждении корпуса датчика или его перегреве лямбда-зонд функционирует некорректно, что сказывается на работе автомобиля следующим образом:

  • возникают пропуски зажигания;
  • появляются рывки во время движения;
  • двигатель нестабильно работает на холостом ходу;
  • ухудшается разгонная динамика машины;
  • возрастает расход топлива;
  • нагревается катализатор;
  • бортовой компьютер сигнализирует о слишком обогащенной топливной смеси, хотя это не соответствует фактическому режиму работы мотора.

Все эти признаки указывают на возможную неисправность лямбда-зонда. Чтобы убедиться в необходимости замены устройства, необходимо провести проверку его работоспособности с применением специальных измерительных приборов.

Проверка исправности лямба-зонда

Для проверки работоспособности датчика кислорода следует визуально оценить его состояние, а также замерить напряжение, генерируемое регулятором при различных оборотах двигателя.

Визуальный осмотр

При проверке лямбда-зонда следует оценить целостность корпуса прибора и соединительных проводов, а также состояние разъемов для подключения.

Наличие на датчике следов сажи свидетельствует о выходе из строя нагревателя лямбда-зонда и избыточном обогащении топливной смеси . Это приводит к искажению показаний контрольного прибора.

Блестящий налет на рабочей части кислородного регулятора означает сверхдопустимое содержание свинца в используемом топливе. Следует задуматься о смене заправочной станции, иначе в ближайшем времени понадобится замена катализатора.

Серые или грязно-белые отложения на корпусе лямбда-зонда появляются при использовании моторного масла неподходящего типа, а также после неправильного применения различных топливных присадок.

Проверка датчика мультиметром

Для проверки лямба-зонда мультиметр требуется переключить в режим измерения напряжения . Минусовой щуп крепится к корпусу двигателя, а положительный щуп подключается к сигнальному проводу кислородного регулятора. Проверка выполняется на заведенном и прогретом до рабочей температуры моторе.

При работе двигателя в режиме от 3500 до 3000 оборотов в минуту (по тахометру) исправный датчик кислорода должен срабатывать каждую секунду и генерировать напряжение 0,2–1 вольт. При имитации изменения насыщенности топливно-воздушной смеси показания мультиметра должны резко возрастать. При закрытии дроссельной заслонки напряжение на датчике должно стремиться к нулю.

Примечание! Изменение состава смеси при проверке можно имитировать впрыском во впускной коллектор небольшого количества бензина или снятием шланга с регулятора давления топлива.

Если при всех манипуляциях напряжение на датчике устойчиво составляет 0,45 вольта , лямбда-зонд неисправен.

Порядок проверки регулятора кислорода с помощью мультиметра представлен в следующем видеоролике:

Проверка лямбда-зонда осциллографом

Осциллограф позволяет не только проверить исправность регулятора, но и оценить по амплитудным характеристикам изношенность рабочего регулятора, которая приводит к ухудшению работы мотора, но не выявляется электронным блоком управления автомобиля.

Проверка выполняется при прогретом двигателе на холостых оборотах. Нормально работающий лямбда-зонд в таких условиях показывает синусоидальную диаграмму напряжения с постоянным шагом в пределах 0,1–0,8 вольта.

Для датчика кислорода, находящегося на грани неисправности, при проверке характеры падения амплитуды сигнала до нуля. Такой режим работы регулятора в большинстве случаев определяется бортовой электроникой автомобиля, и на приборной панели загорается контрольная пиктограмма CHECK ENGINE.

Однако осциллограф помогает диагностировать неисправности лямбда-зонда, которые не видны для систем самодиагностики автомобиля. К таким случаям относится «застывание» контрольного сигнала без выхода значений напряжения за границы рабочего диапазона. По факту датчик функционирует некорректно, однако ЭБУ продолжает учитывать его показания при управлении системой впрыска.

Проверка датчика с помощью ELM327 адаптера

Проверку работоспособности лямбда-регулятора своими руками можно провести с помощью универсального диагностического сканера ELM327 USB OBD II. Данный адаптер совместим с большинством современных европейских, американских и азиатских автомобилей.

Примечание! ELM327 подходит для диагностики автомобилей ВАЗ с прошивками ЭБУ BOSCH 7.9.7 и ME73, а также для проверки инжекторных автомобилей ГАЗ.

Прибор считывает показания через диагностический разъем автомобиля и выводит результат на экран ноутбука или планшета с предварительно установленным программным обеспечением (например, утилитой Torque Pro).

Наглядность графической информации аналогична осциллографу, а удобный пользовательский интерфейс не требует специальных навыков по работе с диагностическим оборудованием.

Принцип работы с ELM327 адаптером представлен на следующем видео:

Диагностика лямбда зонда (Большой расход по городу)

BedDen вне форума

По умолчанию

———- Сообщение добавлено 28.11.2013 в 22:56 ———-

Незнаю, как у вас, у меня 420-460 км на 38-40 литрах примерно. Т.е. в 10 литров по городу всегда укладываюсь. Скорость около 100-120 всегда. По трассе 5-6 литров. ELM327 + телефон на андроиде + OBD Автодоктор и смотрю первую лямбду. Она широкополосная, т.е. которая соотношение воздух/топливо измеряет, а не циркониево оксидный датчик.

28.11.2013, 20:20 #152

Ligalize вне форума

Автор темы Регистрация 23.03.2013 Адрес Барнаул Сообщений 328

По умолчанию

ЦитатаСообщение от BedDen Посмотреть сообщение

———- Сообщение добавлено 28.11.2013 в 22:56 ———-

Незнаю, как у вас, у меня 420-460 км на 38-40 литрах примерно. Т.е. в 10 литров по городу всегда укладываюсь. Скорость около 100-120 всегда. По трассе 5-6 литров. ELM327 + телефон на андроиде + OBD Автодоктор и смотрю первую лямбду. Она широкополосная, т.е. которая соотношение воздух/топливо измеряет, а не циркониево оксидный датчик.

У меня в городе 38-40 литров на 250 км. пробега хватает.
ЕЛМ и мой показывает лямбды обе и верхнюю и нижнюю — видео графики выкладывал выше. Но от информации этой нет никакого толку, ибо сравнивать не с чем и отображает он не совсем корректно (скорость обновления мала). А то что она широкополосная это и так понятно из её названия ) Датчик контроля состава смеси топливо/воздух (A/F Sensor).

28.11.2013, 20:50 #153

МихМих вне форума

Участник Регистрация 24.06.2013 Адрес Москва САО Сообщений 204

По умолчанию

Всем привет. У меня 2010г. Турок.Посмотрел в ютубе,как мультиметром проверить лямдбу.Моя кажет 0.330в-0.335в. Это хана ей. Должно меняться от 0.1в до 0.9в.При разных оборотах. Просто сегодня по городу комп 17.7 показал. потом до 15.1 опустилось.Пипец короче.У меня Марк2 2.5-200л.с. так не ел.
По VIN 36531-RNA-J01. 5884р. на экзисте,а 36531-RNA-A01 4290р. В чём прикол,не пойму.

28.11.2013, 21:23 #154

BedDen вне форума

Участник Регистрация 06.03.2012 Адрес Новокузнецк Сообщений 107

По умолчанию

ЦитатаСообщение от Ligalize Посмотреть сообщение

У меня в городе 38-40 литров на 250 км. пробега хватает.
ЕЛМ и мой показывает лямбды обе и верхнюю и нижнюю — видео графики выкладывал выше. Но от информации этой нет никакого толку, ибо сравнивать не с чем и отображает он не совсем корректно (скорость обновления мала). А то что она широкополосная это и так понятно из её названия ) Датчик контроля состава смеси топливо/воздух (A/F Sensor).

Если у тебя телефон с android, ставь Автодоктор. а я скрин экрана с рабочей лямбдой первой сделаю. Хотя чет я так и не понял, как его сюда выложить. Видео попробую снять и на ютюб. И смотреть удобнее, как работает лямбда в той программе. Там очень наглядный график. А у тебя прямая линия идет, даже ее колебаний не видно. А сбоку быстро меняющаяся сила тока.

———- Сообщение добавлено 29.11.2013 в 02:54 ———-

Себе я заказывал от эту лямбду 36531RNA003. На форуме тут парнишка есть с ником Des. У него покупал.

Проверка лямбда зонда elm327

Господа форумчане, я полистал форум, так и не нашёл ничего путного по диагностике лямбды. Так же поискал за пределами форума, тоже ничего внятного не пишут.
У меня имеется прибор ELM327 и прога T-ECU. Показания с лямбды она видит. Но как мне опредеить что они правильные? Как по графику смотреть?

Проблема в том, что поставив новые свечи NGK, как в оригинале, ободок тут же покрывается черной копотью какойто (буквально через 300 км проверил), но следов масла нет. Судя по картинкам в инете так же подходит та, которая говорит о переобогащённой смеси.
А буквально через 2 тыщи км после замены свечей машину начинает дёргать при разгоне, если сильно дать газу. Помогает замена свечей, но опять таки не на долго.

по ДМРВ вроде всё в порядке. 1.04 показывает ELM.
как правильно смотреть показания лямбды? гдето я тут видел пределы.. в пределы вроде она укладывается, но свечи 1 фиг чёрные помогите, плиз

Настоящее имя: Роман
Регистрация: 25.01.2012
Адрес: Великие Луки
Автомобиль: Nissan Almera N16
Сообщений: 39
Клаббер-завсегдатай
Откуда: 23, 93, 123 RUS; Авто: X-Trail-31.2л. LE. CVT. 2010 г. Пробег 73 000
#2 14.11.2012, 18:14

isky, Заходим в Яндекс, грубо кидаем вопрос «Nissan Almera. Лямбда-зонд. Диагностика. Замена». Получаем тысячи ответов. Изучаем. Выбираем что нравиться.
Чем ниже вольты, тем беднее смесь — это основной принцип лямбды.

__________________
В автосервисе наша машина никому не нужна. Там нужны наши деньги! Что можем — делаем своими руками! Флаг нам в руки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *