Сколько цилиндров в 16 клапанном двигателе
Перейти к содержимому

Сколько цилиндров в 16 клапанном двигателе

  • автор:

Двигатель ВАЗ-2112

Купленный у нас двигатель вы можете установить на нашем СТО.

Краткие характеристики

Рабочий объём 1,488 л

Диаметр цилиндра 82 мм

Ход поршня 71 мм

Число клапанов 16

Система питания инжектор

Цена 164 000 руб

Двигатель ВАЗ 2112 предназначен для установки на переднеприводные автомобили ВАЗ-2108-21099, 2110-2112, 2113-2115. Работы по его проектировке проводились совместно с фирмой Porsche . Для этого был заключен контракт в 1987 году. Целью проекта было переход двигателя ВАЗ-2111 с 8 на 16 клапанный механизм газораспределения.

В основе двигателя блок цилиндров 21083, он подвёргся некоторым доработкам под установку 16-ти клапанной ГБЦ. Отверстия под болты крепления ГБЦ имеют резьбу М10х1,25 мм, в то время как на блоке 21083 М12х1,25 мм. В 2,3,4,5 коренные шейки врезаны масляные форсунки, которые служат для охлаждения поршня маслом.

Основное отличие состоит в применении 16 клапанной головки блока цилиндров 2112. Теперь двигатель получил по 4 клапана на цилиндр. Впускные и выпускные расположены по разные стороны ГБЦ. В головке установлено 2 распределительных вала модели 2112 , один на впускную группу клапанов, другой на выпускную. Они невзаимозаменяемые. Диаметр клапанов по сравнению с 8-ми клапанной моделью меньше. Впервые в серийном двигателе ВАЗ применены гидротолкатели (гидрокомпенсаторы) клапанов. В связи с уменьшением размеров и массы клапанов на каждый клапан устанавливается не 2, а одна пружина. Также переход на новую головку потребовал других свечей зажигания. Они установлены в свечных колодцах и свечи под ключ «21» не входят в них.

Поршни оригинальные модели 2112 имеют плоское днище с выемками под клапана. Диаметр поршней остался без изменения 82,0 мм. Так же как и для двигателя 21083 предусмотрены ремонтные размеры 82,4 мм и 82,8 мм.

Коленчатый вал модели 2112 по своим посадочным размерам не отличается от коленчатого вала 2110, но имеет другую форму противовесов.

Сколько клапанов в двигателе лучше: 8 или 16

Сегодня на дорогах встречаются разнообразные типы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в автомобилях, начиная с небольших трехцилиндровых агрегатов и заканчивая мощными V8 или V12. Интересно отметить, что подавляющее большинство автомобилей оснащены традиционными четырехцилиндровыми моторами.

Ранее четырехцилиндровые двигатели чаще всего устанавливались на модели начального и среднего ценового сегмента, но сегодня такие агрегаты можно встретить даже в премиальных автомобилях. Это связано с разработкой технологий, таких как увеличение мощности, увеличение количества клапанов на каждом цилиндре, внедрение систем изменения фазы газораспределения, установка турбонаддува и другие усовершенствования, которые позволили достичь необходимой производительности и эффективности даже у таких небольших моторов.

Одним из наиболее эффективных способов повышения КПД является увеличение числа клапанов на каждом цилиндре. Например, в самых базовых вариантах двигателей может быть только два клапана — один для впуска и один для выпуска. В более продвинутых моделях газораспределительный механизм может включать в себя 4 или 5 клапанов.

В данной статье мы рассмотрим различия между восмью и шестнадцатью клапанными двигателями, а также попытаемся определить, какой из них является более предпочтительным. Кроме того, мы проанализируем преимущества и недостатки разного числа клапанов в моторе, с учетом вопросов ремонта и обслуживания таких ДВС.

Более современный 16 клапанный двигатель и 8 клапанный: разница

Сколько клапанов в двигателе лучше: 8 или 16

Давайте начнем с того, что четырехцилиндровые двигатели с 8 клапанами (по два клапана на каждый цилиндр) представляют собой старую, надежную и хорошо зарекомендовавшую себя конструкцию. На сегодняшний день некоторые производители автомобилей активно устанавливают их в своих бюджетных моделях.

Тем не менее, на той же модели автомобиля можно также встретить современные 16-клапанные двигатели. Другими словами, покупателю предоставляется возможность выбора наиболее подходящего типа ДВС. Для более глубокого понимания ситуации давайте разберемся в преимуществах и недостатках обеих конструкций.

Преимущества восьмиклапанных моторов

Итак, модель с 8 клапанами изначально предлагается по более низкой цене и обычно устанавливается на автомобили в базовой комплектации, чтобы сделать их более доступными. Такой двигатель имеет по одному клапану для впуска топливно-воздушной смеси и по одному клапану для выпуска отработавших газов из цилиндра на каждый цилиндр.

Конструктивно, 8-клапанный двигатель обычно имеет один распределительный вал. Газораспределительный механизм может быть выполнен с использованием ремня ГРМ или цепи. Основными преимуществами такой конструкции являются ее простота, доступность для ремонта, устойчивость к качеству топлива и моторного масла.

Следовательно, ремонт и обслуживание 8-клапанных двигателей дешевле, что является существенным преимуществом для владельцев экономичных автомобилей. При необходимости серьезного ремонта двигателя с 8 клапанами обычно заменяется меньше деталей по сравнению с более современными аналогами.

Эти двигатели также хорошо подходят для тяжелых условий эксплуатации, таких как высокая нагрузка, низкое качество топлива и масла, а также загрязненный воздух. Их обслуживание и ремонт удобнее и проще.

Что касается вероятности поломки клапанов при обрыве ремня или цепи ГРМ, большинство 8-клапанных двигателей имеют более низкий риск повреждения по сравнению с 16-клапанными версиями.

Кроме того, двигатели с 2 клапанами на цилиндр компактнее, что делает их более подходящими для автомобилей с ограниченным местом под капотом. Доступ к внешнему оборудованию во время ремонта также менее затруднен. Следовательно, обслуживание и ремонт 8-клапанных ДВС не только более экономичны, но и более удобны.

Следует также отметить, что такие двигатели хорошо подходят для установки газобаллонного оборудования (ГБО), благодаря простоте газораспределительного механизма и долгому сроку службы.

Недостатки 8-и клапанных двигателей

Однако, несмотря на свою простоту, двигатели с 8 клапанами также имеют свои недостатки. Прежде всего, производители стремятся к экономии средств при производстве таких моторов, что может отразиться на качестве отдельных компонентов и отсутствии некоторых решений, способствующих упрощению обслуживания.

Например, многие 8-клапанные двигатели требуют регулярной настройки зазоров клапанов, поскольку они не оборудованы гидрокомпенсаторами. Это, с одной стороны, снижает требования к качеству масла, но, с другой стороны, требует периодической ручной настройки зазоров.

Что касается мощности, у таких двигателей общий диаметр отверстий для двух клапанов остается меньше по сравнению с четырьмя клапанами. Это означает, что воздушно-топливная смесь поступает в камеру сгорания медленнее, что ухудшает ее заполнение. После сгорания топлива отработавшие газы выводятся из цилиндров медленнее и менее эффективно, что влияет на вентиляцию. В результате двигатель с 8 клапанами реагирует медленнее на акселератор.

Такие двигатели не подходят для быстрого разгона «с низов,» хотя они обычно обладают хорошей мощностью на низких оборотах. Приемлемая динамика достигается в среднем диапазоне оборотов, что означает, что двигатель должен быть более высокооборотистым. В результате такие моторы могут потреблять больше топлива. Также они могут вызывать дополнительные замечания по шуму и вибрации, что влияет на комфортность вождения.

Плюсы 16-и клапанных двигателей

Основным преимуществом такого мотора является его способность обеспечивать более высокую мощность и лучшую производительность при одинаковом объеме рабочих цилиндров. При этом такие двигатели также обладают повышенной топливной эффективностью. Это обусловлено более эффективной работой системы впуска и выпуска.

Как уже упоминалось, четыре клапана на цилиндр имеют больший общий диаметр по сравнению с двумя клапанами. Это позволяет подавать в камеру сгорания больше рабочей топливно-воздушной смеси за единицу времени и более эффективно выводить отработавшие газы. Это, в свою очередь, способствует более равномерному заполнению цилиндров и более полному сгоранию топлива. Вентиляция также оптимизирована, что приводит к увеличению мощности двигателя.

В результате этих усовершенствований 16-клапанный двигатель обычно обеспечивает более высокую мощность по сравнению с 8-клапанным мотором на уровне от 15% до 25%. При этом он остается более экономичным.

Кроме того, 16-клапанные моторы обычно оснащены гидрокомпенсаторами, что позволяет автоматически поддерживать заданный тепловой зазор клапанов.

Благодаря оптимизированному процессу сгорания в цилиндрах такие двигатели считаются более отзывчивыми и универсальными, хорошо реагирующими на малые обороты и обеспечивающими более равномерный набор крутящего момента.

Минусы моторов с 16 клапанами

Важно отметить, что у 16-клапанных двигателей более сложная система газораспределительного механизма (ГРМ). Это делает их более чувствительными к качеству моторного масла и топлива. Загрязнение системы смазки или топливной системы может привести к быстрому износу гидрокомпенсаторов.

Что касается ремонта и обслуживания, 16-клапанные двигатели более сложны и дороги в обслуживании. Они имеют два распределительных вала — один для впускных клапанов и другой для выпускных, а также больше клапанов, что увеличивает сложность. Любые работы, связанные с ремонтом ГРМ (замена сальников клапанов, клапанов, притирка клапанов, замена гидрокомпенсаторов, ремонт распределительного вала и т. д.), требуют более значительных затрат на запчасти и труд.

Замена привода механизма газораспределения также может быть более сложной, поскольку требуется более точная настройка фаз ГРМ, и высокие требования предъявляются к точности выставления по меткам.

Когда речь идет о установке газобаллонного оборудования (ГБО), моторы с 16 клапанами более требовательны к качественной настройке ГБО, так как сбои или нарушения в работе системы смесеобразования могут привести к быстрому износу клапанов при работе на газу.

Какой силовой агрегат лучше выбрать

Подведя итоги всех рассмотренных особенностей, можно сделать следующие выводы:

Мотор с 8 клапанами имеет преимущества в плане более простого обслуживания, низкой стоимости ремонта, способности работать на топливе и масле низкого качества, а также хорошей совместимости с установкой ГБО. Однако он обычно потребляет больше топлива, выдает меньшую мощность, более подвержен вибрациям и шумам.

Силовой агрегат с 16 клапанами позволяет достичь лучшей динамики, обладает большей мощностью, экономичнее расходует топливо и менее вибрирует. Однако для его надежной работы требуется более высокое качество топлива и масла, а также увеличенные затраты на обслуживание и ремонт.

При выборе между этими двумя типами двигателей следует учитывать индивидуальные предпочтения и особенности будущей эксплуатации автомобиля. Если важны динамика и экономичность, и автомобиль будет обслуживаться на профессиональной сервисной станции, то предпочтительнее выбрать более современный двигатель с 16 клапанами.

С другой стороны, если динамические характеристики, мощность и экономия топлива не столь важны, а владелец планирует обслуживать машину самостоятельно с целью экономии или из-за ограниченных возможностей посещения СТО, то двигатель с 8 клапанами может быть более подходящим вариантом.

Также стоит отметить, что в настоящее время многие двигатели с 8 клапанами также оснащены гидрокомпенсаторами, что повышает их требовательность к качеству масла и подчеркивает необходимость его своевременной замены. Кроме того, в большинстве случаев при обрыве ремня или цепи ГРМ на 8-клапанных двигателях также может произойти гнет клапанов. Таким образом, их главными преимуществами остаются доступная начальная стоимость автомобиля, меньшая чувствительность к качеству топлива и составу топливно-воздушной смеси, а также простота ремонта, особенно при самостоятельном обслуживании.

Подведем итоги

Очевидно, что двигатели с 16 клапанами постепенно вытесняют более простые версии с 2 клапанами на цилиндр. При покупке нового автомобиля с 8-клапанным двигателем сегодня цена часто остается единственным весомым аргументом. Машина с таким мотором будет стоить на 15-20% дешевле, чем аналогичная модель с 16 клапанами. Это снижение стоимости обусловлено не только различиями в моторах, но и максимальной упрощенной комплектацией.

Такой подход к конструированию автомобилей играет важную роль в нижнем ценовом сегменте, где это предложение может быть выгодным для покупателей с ограниченными финансовыми ресурсами или для коммерческого использования, такого как такси.

Однако, если автомобиль приобретается для личного пользования и планируется обслуживание на профессиональной станции, лучше заплатить немного больше и выбрать более современный 16-клапанный двигатель с большей мощностью.

Сравнив 8-клапанные и 16-клапанные версии на вторичном рынке, в некоторых случаях более простая конструкция может оказаться оптимальной. 8-клапанный двигатель, благодаря своей проще конструкции и устойчивости к качеству топлива, может представлять собой хороший выбор. Даже если он потребует ремонта в будущем, затраты на восстановление будут значительно ниже благодаря его простоте и доступности запчастей.

Однако стоит помнить, что замена 8-клапанного двигателя на 16-клапанный и последующий тюнинг являются распространенными методами улучшения характеристик автомобиля, особенно для достижения более высокой мощности.

Сколько цилиндров в 16 клапанном двигателе

ОСАГО в два раза дешевле. Как?

Не знаешь что такое КБМ?

Восстановить КБМ, то есть снизить, можно только на сайте кбм24.рф

Двигатели ВАЗ.

Выберите модель двигателя ВАЗ

Двигатель ВАЗ 21126-100026080. Характеристика двигателя ВАЗ 21126.

Двигатель четырехтактный, с распределенным впрыском топлива, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Количество цилиндров: 4
Рабочий объем цилиндров, л: 1,597
Степень сжатия: 11
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин,: 72 кВт.-(98 л.с.)
Диаметр цилиндра, мм: 82
Ход поршня, мм: 75,6
Число клапанов: 16
Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин: 800-850
Максимальный крутящий момент при 4000 об/мин., Н*м: 145
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Октановое число бензина: 95 (неэтилирован.)
Система подачи топлива: Распределенный впрыск с электронным управлением
Свечи зажигания: АУ17ДВРМ, BCPR6ES(NGK)
Вес, кг: 115
Особенности двигателя, обзор

Двигатель ВАЗ 21126 может применяться для установки на автомобиль ВАЗ 2170 «Lada Priora» и ее модификации.

Он разрабатывался одновременно с ДВС ВАЗ 11194. Не смотря на разный рабочий объем этих моделей, большинство узлов и систем двигателя совпадают. Одной из основных задач при создании этих двигателей, было добиться значительного повышения ресурса работы основных узлов. За основу был взят ДВС ВАЗ 21124. Использование новых технологий и конструкторских решений позволило производителю повысить ресурс двигателя.(смотреть «Блок цилиндров»)

Диаметр цилиндров двигателя ВАЗ 21126 – 82 мм. Высота блока составляет 197,1 мм (расстояние от оси вращения коленчатого вала до верхней плоскости блока цилиндров). Конструктивно он не отличается от блока 11193-1002011, используемого на двигателе ВАЗ 21124. Основное отличие блока ВАЗ 21126 заключается в качестве обработки стенок цилиндров и увеличинная высота блока. Хонингование цилиндров осуществляется по технологии фирмы Federal Mogul, что обеспечивает получение более качественных рабочих поверхностей. Блок получил новый индекс — 21126-1002011. Чтобы не перепутать, на блоке присутствует соответствующая маркировка и окрашен он в серый цвет. Для диаметров цилиндра блока 21126 определены три класса размеров через 0,01 мм (А, В, С). Маркировка класса цилиндра выполнена на нижней плоскости блока.

На двигателе используется коленчатый вал модели 11183-1005016. По посадочным размерам вал соответствует валу ВАЗ 2112. Но коленчатый вал 11183 имеет увеличенный радиус кривошипа — 37,8мм., а ход поршня – 75,6мм. Для отличия, на щеке противовеса, выполнена маркировка — указана модель «11183». Шкив зубчатый коленчатого вала является оригинальным и имеет индекс 21126. Профиль зубьев шкива рассчитан под ремень ГРМ с полукруглым зубом. Для предотвращения соскальзывания ремня шкив с одной стороны имеет реборду (поясок) а с другой стороны устанавливается специальная шайба. На вал установлен демпфер модели 2112, для привода генератора и навесных агрегатов. Демпфер (шкив) коленчатого вала совмещен с задающим зубчатым диском. Зубчатый диск позволяют датчику отслеживать положение коленчатого вала.

Для привода генератора (и насоса гидроусилителя) применяется поликлиновый ремень 2110-1041020 – 6РК1115(1115мм). На двигателях без установленного насоса ГУР применяется ремень 2110-3701720 -– 6РК742(742мм.). Если на автомобиль установлен кондиционер, то для привода этих агрегатов применяется ремень 2110-8114096 — 6РК1125(1125мм).

Разработкой шатунно-поршневой группы занималась фирма Federal Mogul. Была разработана новая облегченная конструкция. Масса комплекта «поршень-шатун-палец» снизилась более чем на 30% по сравнению с комплектом модели 2110.

Номинальный диаметр поршня -82мм. Высота поршня уменьшилась. Предусмотрено применение более тонких поршневых колец производства фирмы Federal Mogul. На днище поршня имеются четыре лунки малой глубины. Отверстие под шатунный палец имеет смещение от оси поршня на 0,5мм. Диаметр отверстия под поршневой палец – 18мм. Палец фиксируется в поршне стопорными кольцами. Верхняя головка шатуна устанавливается в поршень с минимальным зазором. Этот зазор гарантирует минимальное осевое смещение шатуна с поршнем вдоль шатунной шейки коленчатого вала.

Шатун сделан более тонким и боковые стороны нижней головки шатуна не имеют контакта с коленчатым валом. Такая конструкция позволила существенно снизить потери на трение. При установке классы точности поршней должны соответствовать классам цилиндров блока. Маркировка класса осуществляется на днище поршня.

Шатун 11194 имеет облегченную удлиненную конструкцию и изготавливается с использованием новой технологии. Длина шатуна составляет 133,32мм. Крышка шатуна изготавливается путем излома части заготовки шатуна. Совмещение поверхностей, полученных таким способом, позволяет при совместной обработке двух частей шатуна добиться высокой точности для отверстия под шатунную шейку вала. Для крепления крышки шатуна применяются болты новой конструкции. Не допускается повторное использование болтов после разборки шатуна. Для нового шатуна применяются новые шатунные вкладыши шириной – 17,2мм.

Поршневые кольца на 82мм. Кольца, устанавливаемые на новых поршнях, являются более «тонкими» в сравнении с традиционными вазовскими. Высота колец:1,2мм – верхнее компрессионное, 1,5мм — нижнее компрессионное, 2мм – маслосъемное.

Наружный диаметр поршневого пальца 21126 – 18 мм., длина — 53 мм.

Головка цилиндров 21126-1003011 шестнадцатиклапанная и отличается от головки мод. 2112 увеличенной площадкой на передней поверхности головки для размещения нового механизма натяжения ремня ГРМ. Увеличена площадка фланцев выпускного трубопровода. Стаканы свечных колодцев отлиты заодно с головкой.

Распределительные валы, клапана, пружины и гидротолкатели осталась от двигателя 2112.

Гидротолкатели клапанов автоматически компенсируют зазоры в приводе клапанов, что позволяет в процессе эксплуатации не регулировать зазоры в клапанном механизме.

На двигателе применяется новый автоматический механизм натяжения зубчатого ремня ГРМ с роликами новой конструкции. В результате перехода на зубчатый ремень фирмы Gates с новым профилем на двигателе используются новые шкивы распределительных валов, шкив водяного насоса и шкив коленвала. Профиль шкивов соответствует ремню ГРМ с полукруглым зубом.

Ремень ГРМ фирмы Gates 76137 х 22 мм (137 зубьев полукруглой формы). Ширина 22 мм. Для зубчатого ремня производителем определен ресурс в 200 тыс. км.

Для привода распределительных валов используются оригинальные зубчатые шкивы. Шкивы подвергаются маркировке меткой в виде кружка. На впускные шкивы наносится один кружок слева от установочной метки возле зубьев. Выпускной шкив помечается двумя кружками слева и справа от установочной метки, возле зубьев.

Применяется специальная двухслойная металлическая прокладка головки цилиндров толщиной 0,45мм.(21126-1003020) и с отверстиями под цилиндры диаметром 82мм.

На двигатель устанавливается новой конструкции катколлектор (11194-1203008). По сравнению с двигателем 21124 увеличен диаметр нейтрализатора. Для модификации рассчитанной на выполнение норм токсичности Евро 3, требуется установка катколлектора модели11194-1203008-10(11). Модель катколлектора 11194-1203008-00(01) обеспечивает соблюдение норм Евро-4.

Насос водяной новой конструкции (211261307010). Изменен зубчатый шкив, С целью увеличения ресурса на насосе применен новый подшипник и сальник.

Элементы системы зажигания двигателя ВАЗ 21126 соответствуют зажиганию применяемому на двигателях ВАЗ 21124 и ВАЗ 11194, На всех этих вариантах установлены, индивидуальные катушки зажигания, для каждой свечи.

Двигатели ВАЗ 21126 и ВАЗ 11194 имеют идентичные топливные системы. Топливная рампа 1119-1144010, изготовлена из нержавеющей стали. На эту рампу возможна установка форсунок «BOSCH» 0280 158 022 или «SIEMENS» VAZ20734 (тонкие, голубые). Подача топлива в цилиндры осуществляется фазировано.

Для электронной системы управления двигателя устанавливается контроллер М 7.9.7 или ЯНВАРЬ 7.2.

Где первый цилиндр двигателя 21126 ?

Нумерация цилиндров осуществляется со стороны установки шкива коленчатого вала.

21126 какие форсунки ?

Форсунки «BOSCH» 0280 158 022 или «SIEMENS» VAZ20734.

Чем отличается 8 клапанный двигатель от 16 клапанного

Наиболее распространенным вариантом бензинового двигателя, встречающимся на подавляющем большинстве легковых автомобилей начального и среднего классов, является 4-цилиндровый мотор. Такие агрегаты сочетают в себе относительно высокую мощность, экономичность и доступную цену. Однако между «четверками», даже устанавливающимися на одну и ту же модель, могут иметься существенные различия в производительности и технических характеристиках. Одной из основных причин такой разницы является разное количество впускных и выпускных клапанов на цилиндр. И здесь споры не утихают до сих пор – кто-то рьяно отстаивает 8-клапанные 4-цилиндровые моторы, кто-то убежден, что 16-клапанный двигатель по всем параметрам лучше. Постараемся разобраться, в чем именно заключается разница между ними и какой все-таки двигатель лучше – с 8 или 16 клапанами?

Устройство 8 клапанного двигателя

Такие двигатели используются преимущественно на моделях начального ценового сегмента. Здесь на каждый цилиндр приходится по 2 клапана: 1 на впуск и 1 на выпуск.

Другой немаловажной особенностью таких силовых установок является то, что здесь нужен только 1 распредвал, который управляет системой впрыска бензина и выпуска отработанных газов. Для приведения его в действие достаточно простейшего ременного либо цепного механизма. Такая система гораздо проще в обслуживании и ремонте по сравнению со сложными ГРМ более дорогих машин. А такая элементарная конструкция существенно сказывается на итоговой стоимости автомобиля.

Для примера приведем схему устройства 8 клапанного двигателя ВАЗ-2114.

8 клапанный двигатель

1) шкив привода генератора;
2) масляный насос;
3) ремень привода механизма газораспределения;
4) зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;
5) передняя крышка привода механизма газораспределения;
6) натяжной ролик;
7) зубчатый шкив распределительного вала;
8) задняя крышка привода распределительного вала;
9) сальник распределительного вала;
10) крышка головки блока цилиндров;
11) распределительный вал;
12) передняя крышка подшипников распределительного вала;

13) толкатель;
14) направляющая втулка клапана;
15) сетка маслоотделителя системы вентиляции картера;
16) выпускной клапан;
17) впускной клапан;
18) задняя крышка подшипников распределительного вала;
19) топливный насос;
20) корпус вспомогательных агрегатов;
21) датчик-распределитель зажигания;
22) отводящий патрубок рубашки охлаждения;
23) головка блока цилиндров;
24) свеча зажигания;
25) шланг вентиляции картера;

26) маховик;
26) маховик;
27) держатель заднего сальника коленчатого вала;
28) задний сальник коленчатого вала;
29) блок цилиндров;
30) поддон картера;
31) указатель уровня масла (масляный щуп);
32) коленчатый вал;
33) поршень;
34) крышка шатуна;
35) шатун;
36) крышка коренного подшипника коленчатого вала;
37) передний сальник коленчатого вала;
38) зубчатый шкив коленчатого вала.

Плюсы и минусы 8 клапанного двигателя

У такой схемы двигателя, несмотря на ее почтенный возраст, есть немало достоинств:

  • простота конструкции – в 8-клапанном двигателе значительно меньше изнашивающихся деталей, соответственно, и ремонт его будет проще и дешевле;
  • отсутствие гидрокомпенсаторов – моторам данного типа они попросту не нужны, поэтому конструкция дополнительно упрощается и удешевляется;
  • меньшая требовательность к характеристикам масла – 8-клапанные движки позволяют использовать смазку более низкого качества, которая заметно дешевле;
  • меньшая чувствительность к качеству бензина – большинство используемых сегодня 8-клапанников были разработаны в те времена, когда топлива лучше 92-го не было;
  • небольшие размеры – один распредвал занимает гораздо меньше места, поэтому такие моторы компактнее своих 16-клапанных собратьев, а это облегчает доступ к навесному оборудованию.

Однако есть здесь и немало существенных минусов:

  • меньшая мощность – впуск-выпуск через 2 клапана существенно лимитирует количество подаваемого в цилиндры топлива и общую мощность двигателя;
  • несколько больший расход топлива – уменьшенная пропускная способность 1 пары клапанов заставляет двигатель прикладывать больше усилий для выталкивания отработанных газов в коллектор, соответственно на это тратится больше энергии;
  • шум на больших скоростях – толкатели в процессе работы двигателя изнашиваются, образуются зазоры, из-за чего двигатель начинает ощутимо шуметь;
  • необходимость более частой регулировки клапанов – если это игнорировать, то производительность двигателя упадет, а расход топлива, наоборот, вырастет.

Устройство 16 клапанного двигателя

В таких 4-цилиндровых двигателях на каждый цилиндр приходится уже по 2 пары впускных и выпускных клапанов. Для работы такой системы требуется 2 распредвала. А для их слаженной работы используется гораздо более сложный газораспределительный механизм. В то же время 2 впускных клапана позволяют подавать в цилиндры за 1 такт больше топлива – а отсюда существенное увеличение мощности и КПД. В то же время сокращается и расход топлива благодаря наличию 2 выпускных клапанов.

Для прижимания клапанов к валу в таких двигателях часто используются гидрокомпенсаторы. В отличие от 8-клапанников с механическим толкателями такая система работает более плавно и тихо. Также это обеспечивает дополнительную прибавку мощности и дополнительную экономию топлива.

Еще одна специфическая черта 16-клапанников, которая становится особенно актуальной на фоне постоянно ужесточающихся экологических требований, такие моторы благодаря более точной работе газораспределительного механизма более безопасны для окружающей среды.

Для примера приведем схему устройства 16 клапанного двигателя ВАЗ 2112.

16 клапанный двигатель

1) поддон картера двигателя;
2) передний сальник коленвала;
3) коленчатый вал;
4) шкив коленчатого вала;
5) масляный насос;
6) шкив привода генератора;
7) зубчатый ремень ГРМ;
8) передняя крышка привода механизма газораспределения;
9) шкив насоса охлаждающей жидкости (помпа);
10) натяжной ролик;
11) зубчатый шкив распредвала;
12) задняя крышка привода механизма газораспределения;
13) сальник распределительного вала;

14) выпускной распределительный вал;
15) гидротолкатель;
16) пружина клапана;
17) направляющая втулка клапана;
18) выпускной клапан;
19) ресивер;
20) крышка подшипников распределительного вала;
21) направляющая труба;
22) крышка головки блока цилиндров;
23) пластиковая крышка;
24) свеча зажигания;
25) впускной распределительный вал;
26) впускной клапан;
27) головка блока цилиндров;
28) соединительная муфта;

29) топливная рампа;
30) шланг вентиляции картера;
31) форсунка;
32) впускной коллектор;
33) маховик;
34) держатель заднего сальника коленчатого вала;
35) задний сальник коленчатого вала;
36) блок цилиндров;
37) масляный щуп;
38) поршень;
39) шатун;
40) крышка шатуна;
41) крышка коренного подшипника коленчатого вала.

Читайте также: Чем отличается инжекторный двигатель от карбюраторного и что лучше.

Плюсы и минусы 16 клапанного двигателя

Итак, вот основные преимущества 4-цилиндровых моторов с 16 клапанами:

  • существенная прибавка мощности, увеличенная максимальная скорость и динамика;
  • меньший расход топлива и экологичность;
  • гораздо меньший уровень шума;

Как видно, плюсы у таких двигателей существенные. Но есть у них и весомые недостатки:

  • гидрокомпенсаторы очень чувствительны к качеству масла, рекомендуется использовать только синтетическое масло;
  • для эффективной работы «четверки» с 16 клапанами нужен качественный бензин, в идеале не ниже АИ-95;
  • конструктивно такие двигатели значительно сложнее, в частности, замена ГРМ здесь, как правило, стоит несколько десятков тысяч рублей;
  • сам мотор крупнее, из-за чего доступ к навесному оборудованию усложняется.

Основные отличия 16 и 8 клапанного двигателей

С особенностями этих видов двигателей мы разобрались, теперь конкретизируем отличия между ними.

8-клапанные моторы конструктивно значительно проще, что положительно сказывается на цене всего автомобиля, его обслуживания и ремонта. Однако они значительно уступают в мощности 16-клапанным аналогам с тем же рабочим объемом – в среднем разница в мощности здесь составляет 15-25 л.с. Из-за этого страдает приемистость двигателя, динамика разгона, максимальная скорость.

В то же время 4-цилиндровые моторы с 8 клапанами гораздо проще и доступнее в ремонте. Здесь существенно меньше элементов, которые могут сломаться, а если что-то все-таки выходит из строя, то устранить поломку можно меньшими силами. Да и запчасти для таких моторов, как правило, дешевле.

С экономичностью все не так однозначно. Да, 8-клапанники расходуют больше топлива – но в то же время в них можно лить менее качественный недорогой бензин. Масло тоже может быть не самым дорогим. Еще один спорный момент – использование гидрокомпенсаторов. Они устанавливаются на 16-клапанные двигатели и избавляют от необходимости систематически регулировать клапана. В то же время они иногда выходят из строя, а их замена влетит в копеечку.

Нужно также отметить еще один важный момент: в 16-клапанных двигателях может взаимно заклинить поршень и клапаны – а это неизбежно приводит к затратному ремонту, а иногда и к полной замене двигателя. У 8-клапанников же такой болезни в принципе нет. Однако такие заклинивания встречаются, как правило, на российских и китайских машинах, которые по умолчанию уступают западному и японскому автопрому.

Читайте также: Что такое распредвал в автомобиле и для чего он нужен.

Что лучше 16 клапанов или 8

Итак, попробуем определить, какой вариант и в какой ситуации все-таки будет предпочтительнее. Новые машины с 4-цилиндровыми двигателями, предлагаемые в салонах, практически всегда оснащаются исключительно 16-клапанниками, такие двигатели уже вытеснили с рынка устаревшую 8-клапанную конструкцию. Однако у некоторых производителей, как правило, из нижнего ценового сегмента такие упрощенные варианты еще встречаются. Их главным преимуществом является как раз более доступная цена.

Но, если есть возможность доплатить, авто выбирается для личного, а не коммерческого использования, и обслуживать его самостоятельно вы не собираетесь, то резоннее будет купить машину с 16-клапанным двигателем. Она порадует вас более высокой мощностью и динамикой, а также экономичностью и уменьшенной шумностью.

В ситуации, когда автомобиль берется с рук, 8-клапанные варианты могут оказаться предпочтительнее. Дело в том, что они конструктивно проще и более неприхотливы в выборе топлива и масла, соответственно, здесь шанс взять авто с «живым» и бодрым двигателем будет выше, чем в случае с более чувствительными 16-клапанниками.

Однозначно же сказать, какой вариант лучше, здесь нельзя. Нужно, прежде всего, учитывать собственные цели и задачи, финансовые возможности, условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Если для вас первостепенными требованиями являются надежность и неприхотливость, то имеет смысл присмотреться к 8-клапанным модификациям. Если же вам важна скорость, мощность, то выбор лучше делать в пользу 16-клапанных двигателей.

Читайте также: Что такое гидрокомпенсаторы в двигателе и почему они стучат.

Видео на тему

Кто быстрей? Granta 16v VS Granta 8v. Вечный спор!! Часть 1.

  • Кто быстрей? Granta 16v VS Granta 8v. Вечный спор!! Часть 1.

    Двигатели ВАЗ 8 кл и 16 кл сравнение

  • Двигатели ВАЗ 8 кл и 16 кл сравнение

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *