Сколько главок на преображенской церкви в кижах
Перейти к содержимому

Сколько главок на преображенской церкви в кижах

  • автор:

Церковь Преображения Господня (Кижи)

Испокон веков плотники на Руси ставили такие срубы, которые были основой изб, амбаров, хозяйственных построек и, конечно, храмов. Срубы ставили из хвойных деревьев, чаще всего из сосен. Выбирали смолистые, выросшие на сухой почве деревья, затем их просушивали и только после этого пускали в дело.

Для храмов выбирали особенно ценные и стройные деревья. Срубы ставили без единого гвоздя, вырубая в брёвнах специальные пазы, в которые затем укрепляли поперечные брёвна. Так собирался сруб. Назывался он так ещё и потому, что плотник работал только топором, не используя пилу (пила разрушает структуру волокон древесины). Для изб, как правило, рубили срубы-четырёхстенки.

В основу церкви Преображения Господня на острове Кижи положен восьмерик. Но с четырёх сторон, строго по сторонам света, к нему пристроены прирубы. Наши предки называли такую церковь «круглой», иначе о ней ещё говорили — «храм о двадцати стенах». Сфера — символ божественной гармонии, завершённости, высшего совершенства, к которому стремились зодчие. На восьмерике-основании стоят ещё два восьмерика поменьше.

И восьмерики, и прирубы покрыты очень необычно, в русской архитектуре это называется «бочка». Прирубы заканчиваются двухступенчатым покрытием, на каждой ступеньке «выросла» бочка с главкой (получаем два ряда главок, расположенных по сторонам света, всего же — восемь), далее, ещё выше — третий ярус храмовых главок, он стоит непосредственно на основном, главном и центральном восьмерике (их также восемь). На втором восьмерике поставлено всего четыре главы. Мы видим, таким образом, 20 глав. Двадцать первая, центральная, венчает самый маленький верхний восьмерик. А над алтарным прирубом стоит ещё одна, двадцать вторая главка. Бочки больше всего напоминают кокошник русской красавицы, а ещё киль корабля. Непосредственно из бочки и вырастает главка храма. Такие бочки с главками-луковками, словно живые, вырастают из «тела» храма, как семейка грибов.

Именно это — естественность, простота (кажущаяся), природность Преображенскго храма делают его столь прекрасным. Создаётся ощущение, что это восьмое чудо света естественного происхождения, а не сотворенное руками русских мастеров. Что же так потрясает при взгляде на это рукотворное чудо? Удивительный скользящий ритм, вызывающий ощущение плавной величественной мелодии, церковного хорала, звучащего посреди суровой северной природы Онеги.

Талант русских мастеров создал удивительный единый организм, в котором всё продумано так, что это огромное количество архитектурных деталей не распадается, здесь всё рождает чувство единения, сплочённости, соборности. Именно это лучше всего передаёт те чувства, которые создавали русскую духовность.

Великолепно крыльцо церкви. Оно всегда считалось своего рода трибуной, обращённой к прихожанам, к погосту, к озеру и величественной природе Онеги. У Преображенского храма крыльцо двухмаршевое, оно смотрится очень нарядно и торжественно, что соответствует его роли. Над нижними площадками крыльца поставлены двускатные кровли, их столбики — красивые, резные, словно в сказочном тереме. Верхнюю площадку в старину называли «рундук». Под неё подведены крепкие брёвна, их семь, которые смотрятся тоже очень живописно.

Крыльцо имеет одну общую двускатную кровлю, которая архитектурно объединяет всё торжественное сооружение и обеспечивает защиту от непогоды, весьма нередкой в этих суровых северных краях. Крыльцо украшено деревянными резными подзорами — словно деревянное кружево, сплетённое мастерами-плотниками.

Плотники создали целую поэму из дерева. О храме часто говорят, как о чудесном творении мастеров без единого гвоздя. На самом деле это не совсем так. Гвозди использовали при креплении лемеха — так называются красивые резные пластины, которыми перекрыты бочки, кровли и главки церкви.

Как же мастера создали такое покрытие, которое защищало от дождя, снега и льда? Ведь их инструменты предельно просты — топор, долото, сверло, которое называли на Руси пёрка, скобель, отвес.

Всё дело в мастерстве, в искусстве так уложить гладкие осиновые пластинки лемеха, чтобы вода не просачивалась внутрь, а стекала с одной пластинки лемеха на другую. Разными могут быть завершения пластинок — круглые, заострённые или ступенчатые. Последние пластинки лемеха смотрятся особенно красиво и затейливо, их ещё называют городчатыми или городковыми. Именно такие пластинки покрывают и Преображенский храм, и Покровский, что стоит рядом с ним. Такими пластинками русские мастера научились покрывать очень сложные криволинейные поверхности, делая их не только красивыми, но и долговечными. Гладко отполированная древесина осины переливается цветами света, отражённого в ней — золотого на закате, серебряного лунного.

В пасмурные северные деньки кровля кажется серебряной, что немало поражало иностранцев, проплывавших мимо Кижского погоста в старину, слухи о богатстве даже скромных русских сельских храмов расползались по миру! Но войдём в сам храм через пятигранный вход-портал. Мы, как это водится на севере, попадём сначала в сени. В этой галерее можно отдохнуть приезжим, дождаться службы, здесь есть широкие и удобные лавки. Здесь царит полумрак, оконца небольшие, косящатые.

Войдём в главное помещение церкви. Оно светлое, взгляд свободно скользит вверх, в купол, или «небо», как его называли на Руси.

Раньше, согласно русским традициям украшения православных деревянных храмов, веером от центрального круга расходилось шестнадцать икон. К сожалению, они утрачены в годы Великой Отечественной войны. Сохранились балки, на которых держались когда-то утраченные иконы. Они покрыты белым грунтом, а поверх расписаны растительным орнаментом, очень красивым и жизнерадостным. Роспись удивительно разнообразна и фантастична.

Иконы Преображенской церкви в Кижах

Иконостас, к счастью, сохранился. Он, правда, сделан уже позднее — во второй половине XVIII века. Иконостас весь резной, колонки и карнизы покрыты виноградными лозами и листьями, гроздьями и ажурными орнаментами. Иконы в иконостасе разные по времени написания. Некоторые кажутся чересчур искусно и виртуозно написанными — с жёсткими чёткими очертаниями фигур святых и обилием позолоты, что не вяжется с простотой и естественностью Преображенского храма. Наиболее ранние иконы находятся в нижнем ряду иконостаса. Это «Зосима и Савватий в житии», «Георгий в житии», «Преображение», икона с изображением Авраама и Сары. Самой древней считается икона «Преображение», её относят к XVII веку. Считается, что она стояла ещё в старой, сгоревшей церкви, чудом уцелела и была перенесена во вновь отстроенный храм.

Икона с изображением Авраама и Сары более поздняя, она очень интересна, немного напоминает лубочную картинку. В ней так много простоты и безыскусственности чисто житейского рассказа, что кажется, будто иконописец изображал знакомых ему крестьян.

«Зосима и Савватий» — икона с рассказом о жизни святых, создавших Соловецкий монастырь. В её житийных клеймах можно увидеть множество интереснейших подробностей и деталей — и корабли среди бурных волн, и рубка леса, и построенные избы.

Прекрасно и «Чудо Георгия». Георгий храбр и элегантен, настоящий рыцарь, а в клеймах столько подробностей его жизни, что их хочется рассматривать долго-долго.

Архитектурные особенности Преображенской церкви

10 лет назад, 6 октября 2013 года, россияне выбрали главные визуальные символы страны в ходе конкурса «Россия 10». Общее количество голосов превысило 224,6 млн. В десятку победителей вошел архитектурный ансамбль Кижского погоста. Он состоит из двух церквей и колокольни, в том числе Преображенской церкви.

Церковь с 22 главками возведена в 1714 году на месте храма, сгоревшего от удара молнии. Строение входит в состав объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и признано организацией вершиной народного деревянного зодчества. Эксперты отмечают, что это самый сложный по конструкции бревенчатый памятник в мире, выполненный практически без использования гвоздей. Последняя крупная реставрация сооружения проводилась в течение 11 лет, с 2009 по 2020 год. Она велась уникальным методом поярусной переборки: церковь разделили на семь поясов и перебрали по бревнышку. Всего было заменено 36% исторического материала.

Подробнее об архитектурных особенностях Преображенской церкви — в инфографике ТАСС.

© Информационное агентство ТАСС

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Преображенская церковь на острове Кижи откроется впервые за 40 лет

Государственная комиссия приняла работы по реставрации церкви Преображения Господня ансамбля Кижского погоста. Единственный в мире 22-главый деревянный храм готовится к открытию — впервые за почти сорок лет.

Пресс-служба музея-заповедника «Кижи»

В списке всемирного наследия ЮНЕСКО по России знаменитая Преображенская церковь находится с 1990 года, причем была включена в него второй (номер один — исторический центр Санкт-Петербурга с комплексом памятников, на третьем месте — Московский Кремль). Поэтому к сохранению этого шедевра деревянного зодчества внимание особенное.

За 300-летнюю историю реставрационные работы требовались церкви неоднократно. Всего ее ремонтировали шесть раз.

Но принципиальное значение для судьбы храма имели два проекта. В 1950-х годах были сняты тесовая обшивка сруба и железная обивка глав церкви. Преображенская церковь тогда обрела свой первоначальный облик. А в 1980-х было решено прибегнуть к инженерному усилению. В храме установили металлический каркас, демонтировали полы, потолки, сняли иконостас. В связи с аварийным состоянием церковь закрыли для посетителей. Десятилетиями любоваться ею можно было только снаружи.

В 1999-2001 годах петербургскими учеными был разработан проект комплексной реставрации Преображенской церкви. Работы по возрождению храма начались в 2009 году.

В основе уникального проекта лежит метод лифтинга, предусматривающий восстановление или полную замену изношенных бревен без разборки памятника. Кстати, сначала его отработали на большой часовне в деревне Чуйнаволок на Сямозере.

Преображенскую церковь буквально перебрали по бревнышку. Вначале ее разделили на семь ярусов и укрепили домкратами. Потом из каждого яруса вытаскивали бревна и реставрировали. Были времена, когда храм словно висел в воздухе с пустотами в средних ярусах. За десять лет специалисты отреставрировали 742 бревна из 2550 элементов, составляющих храм.

По словам реставраторов, шестой пояс церкви оказался самым сложным — наиболее ослабленным и деформированным. Когда собирали венец за венцом, позволяя бревнам ложиться по памяти, так, как им «хочется», обнаружили, что стены за триста лет несколько разъехались. Поэтому пришлось приводить сруб в первоначальное состояние. Сделали здесь и фундамент, которого никогда не было.

Важным этапом реставрации стала работа над шестнадцатью деревянными главками, на которых заменили 34 тысячи лемешин — традиционной русской черепицы из осины.

Особый интерес представляет золоченый резной иконостас конца XVII — начала XVIII века, самый крупный в мире и невероятно красивый. Все 105 икон сохранены и установлены на прежнем месте.

Конкретная дата открытия церкви Преображения Господня пока не называется.

Кстати

За все эти годы на Кижах сформировалась собственная школа реставрации. На ее основе и при поддержке Министерства культуры России создали Всероссийский центр сохранения деревянного зодчества имени Владимира Рахманова — главного архитектора реставрации Преображенской церкви, ушедшего из жизни в 2019 году.

Прямая речь

Алла Манилова, заместитель министра культуры России:

— Реставрация — сложнейшая. Это действительно восьмое чудо света! Мы были уверены, что все будет сделано на высочайшем уровне и с полной ответственностью. Роль Кижей в работе с ЮНЕСКО очень высока для всей России. Это плацдарм для укрепления нашего авторитета на международном уровне. Кижи — один из мировых центров сохранения и реставрации деревянного зодчества. Авторитет здешних специалистов очень высок. Когда это станет возможным, обязательно проведем презентацию реставрации Преображенской церкви в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
каталог памятников деревянного зодчества острова Кижи и Кижского ожерелья

Экспозиционный сектор: Русские Заонежья Дата постройки: 1714 г. Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район Габаритные размеры: 37.0×20.0×29.0 Материалы: cосна, ель, осина. Охранный статус: Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия федерального значения.

Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг.

Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный прируб церкви подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.

Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы по лагам. Потолки в прирубах храмовой части из плах и тесин были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией «неба» с круглым медальоном посередине. Hад «небом» устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине — на два потока (водостока), выходящих наружу. Под основными водостоками располагались дополнительные — страховочные. В верхнем восьмерике для осевого столба центральной главы врублена четырехугольная клеть из бруса. Крыши бочек и полиц слеговой конструкции. Главки Преображенской церкви выполнены по кружалам и журавцам. Крыша трапезной — стропильная. Из трапезной в церковь ведут центральный и два малых боковых дверных проема (в северном и южном прирубах). В южном прирубе трапезной сохранилась входная дверь с галереи колокольни, ныне не существующей.

Иконостас — резной, позолоченный, четырехъярусный из 102 икон. Общепринятая датировка рамы иконостаса – 2-я половина XVIII века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются последней третью XVII века. Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса относится ко 2-й половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса датируются первой четвертью XVIII века.

Смотрите также:
  • Реставрация церкви Преображения Господня
  • Веб-камера, направленная на Кижский ансамбль
  • Иконостас Преображенской церкви в разделе «Музейные коллекции»
  • История церкви Преображения Господня, экстерьер и интерьер
  • Пресса о реставрации церкви Преображения Господня
  • Дела давно минувших дней. Из истории иконостаса Преображенской церкви кижского погоста (газета «Кижи»)
  • Объект всемирного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост»
  • Cписок работ по сохранению памятника (опубликовано — 30)

© Музей-заповедник «Кижи»
Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Мы используем cookies. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования cookies. Это файл в браузере, которые помогают нас сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее. Мы используем Яндекс.Метрику, Google.Analytics, PRO.Культура. Если вы остаетесь на сайте, значит, вы не против этого.
Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.
Во исполнение положений статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» информирует о том, что любая обработка персональных данных, размещенных музеем на настоящем сайте, без получения согласия субъекта на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не допускается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *