Советский автобус с рижского завода
Перейти к содержимому

Советский автобус с рижского завода

  • автор:

Главный микроавтобус СССР: как сложилась судьба завода РАФ и как он выглядит сегодня

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

После окончания Второй мировой войны перед руководством и населением Советского Союза стояла сложнейшая, но жизненно важная задача – восстановление народного хозяйства. Осуществить его в полной мере без повсеместной автомобилизации страны в середине XX века не представлялось возможным. А потому, несмотря на тяжелейшие условия, по всей стране Советов начали расти как грибы после дождя новые заводы. Одним из таких предприятий стала Рижская автобусная фабрика.

После войны нужно было восстанавливать буквально все. |Фото: Twitter.

После войны нужно было восстанавливать буквально все. |Фото: Twitter.

Важно подчеркнуть, в Советском Союзе было всего два крупных предприятия, которые занимались выпуском микроавтобусов. Первым таким был Ульяновский автомобильный завод. Вторым стала Рижская автобусная фабрика, основанная в 1949 году. Создавали будущий РАФ на базе уже существовавшего Рижского авторемонтного завода №2, который в свою очередь когда-то был создан на базе мастерских Деицманиса и Потреки. Новое предприятие называли Рижский завод автобусных кузовов. В 1951 году его объединили с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Всего за 4 года была налажена новая производственная линия, после чего окончательно сформировалось новое предприятие РАФ. Окончательная реорганизация произошла в 1954 году.

В 1949 году было заложено новое предприятие. |Фото: ribalych.ru.

В 1949 году было заложено новое предприятие. |Фото: ribalych.ru.

Свои первые автобусы РАФ-651 предприятие выпустило в 1953 году. По сути, это были копии автобусов ГЗА-651 от Горьковского завода. При 16 местах для сидения, модель вмещала 25 пассажиров. Следующей знаковой моделью стал автобус на шасси ГАЗ-51 – РАФ-251. На свет он появился в 1955. Первый микроавтобус предприятия – РАФ-10 был собран в 1957 году. Большое влияние на конструкцию оказал европейский опыт. Инженеры рижского завода изучали в том числе автомобили Volkswagen.

Предприятие неуклонно росло. |Фото: drive2.ru.

Предприятие неуклонно росло. |Фото: drive2.ru.

Наиболее значимыми моделями в истории предприятия стали микроавтобусы РАФ-977 «Латвия» и РАФ-2203 «Латвия». Первый был выпущен в 1959 году и пережил несколько модернизаций. Кроме того, выпуск модели был расширен и на мощности Луганского авторемонтного завода, где микроавтобус выпускали под обозначением ЛАРЗ-977 «Луганск». Вторая модель хорошо известна даже поколению, родившемуся в 1990-е годы. Выпуск знаменитого 2203 начался в 1976 году. Машина в свое время побывала на Килиманджаро, прошла 12 тысяч километров по Африке, использовалась в качестве такси во время Олимпиады-80. РАФ-2203 выпускался в огромном ассортименте моделей, собирали микроавтобус в том числе за рубежом по лицензии, например, в Финляндии.

Один из двух уникальных заводов СССР. |Фото: sputnik.lt.

Один из двух уникальных заводов СССР. |Фото: sputnik.lt.

Славные деньки предприятия закончились в «роковые» 1980-е годы. События вокруг Рижской автобусной фабрики в это время вызывают куда больше вопросов, чем дают ответов. Впрочем, это касается подавляющего большинства советских предприятий той эпохи. В 1986 году на РАФ произошел скандал из-за снижения качества продукции. В 1987 году на заводе были проведены выборы нового руководителя путем голосования трудового коллектива. Однако просидел в своем кресле новый директор недолго, уже в 1990 его сменил новый человек. Едва Латвия стала де-юре независимым государством, как РАФ тут же был превращен в акционерное сообщество. И то, и другое случилось 6 сентября 1991 года.

Золотая эпоха кончилась в 1980-е. |Фото: kolesa.ru.

Золотая эпоха кончилась в 1980-е. |Фото: kolesa.ru.

В первой половине 1990-х завод занимался выпуском малолитражных автомобилей, которые так и не смогли найти для себя крупного рынка сбыта. К 1993 году завод представил несколько интересных моделей, в том числе РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс», однако вот ведь диво-дивное – ни для одного из проектов в новом счастливом капиталистическом мире не удалось найти инвестора. До 1996 года РАФ ориентировался на российский рынок, однако очень скоро стало понятно, что новые «ГАЗели» полностью заменяют «РАФики». Экспорт сошел на нет. В тот же год фабрика попыталась войти в союз с ГАЗ, однако решение блокировало правительство Латвии. В 1997 году завод объявил о банкротстве. В новом мире «свободной конкуренции» для легендарного советского микроавтобуса места не нашлось. И теперь там, где раньше трудились тысячи инженеров и техников, гуляет только ветер и оседает пыль.

Теперь только пустота. |Фото: postila.ru.

Теперь только пустота. |Фото: postila.ru.

В 2012 году латвийский гонщик Андрис Дамбис открыл в одном из старых корпусов Рижской автобусной фабрики небольшой музей, посвященный истории завода. В 2018 году была вновь зарегистрирована торговая марка RAF, после чего было обещано представить новую модель «РАФика» уже в 2020 году. Найти в сети по состоянию на 2021 год какие-либо сведения об успехах «возрожденного» предприятия, ориентированного на выпуск троллейбусов и электрокаров увы, не удалось.

Все распродано и разворовано. ¦Фото: forum.rusbeseda.org.

Все распродано и разворовано. ¦Фото: forum.rusbeseda.org.

Если хочется узнать еще больше интересного о советской промышленности, то стоит обязательно почитать про проигрыватели «Луч» : как в СССР придумали собственный CD-дисковод, и почему он не пошел в серию.

РАФ-251 – первый рижский автобус, разработанный самостоятельно

РАФ-251 – первый рижский автобус, разработанный самостоятельно

Почти каждый российский водитель, чья карьера за рулем началась еще в СССР, помнит микроавтобусы РАФ. Вообще, автомобильная промышленность в те годы не радовала разнообразием, но иметь минивэн хотели многие.

Что могло быть прекраснее, чем загрузить всю семью и родственников в один автомобиль плюс багаж и отправиться на дачу или в деревню. Конечно, неизбалованные советские водители умудрялись даже в «Запорожцы» вместить это все, но хотелось хоть немного комфорта.

На «Рафике» обычным гражданам удавалось прокатиться в основном в двух случаях – пассажиром маршрутного такси или пациентом скорой помощи. Еще везло сотрудникам некоторых институтов – такие микроавтобусы числились у них на балансе.

РАФ-251 – первый рижский автобус, разработанный самостоятельно

Самый знаменитый «Рафик». Фото: Youtube.com

А ведь Рижская фабрика никогда не имела производства полного цикла. Всегда они использовали шасси от Горьковского автомобильного завода, сначала грузовые, а потом легковые.

Как все начиналось

В конце 1940-х годов в Латвии появился Рижский авторемонтный завод. Занимались там восстановлением пассажирского транспорта. Основным автобусом в СССР тогда был ГАЗ-03-030 – это был главный «клиент» данного предприятия.

Параллельно с этим заводом функционировала Рижская экспериментальная автомобильная фабрика, созданная стараниями энтузиаста Всеволода Бахчиванджи. Это предприятие несколько лет пыталось выпустить свои легковые машины. Но ничего, кроме пары прототипов, да и тех негодных, завод так и не сделал.

КАВЗ-651. Таким же был и РАРЗ-651. Фото: Youtube.com

В 1951 году оба рижских предприятия объединили. У одного были энтузиасты и конструкторы, у второго – нужная материально-техническая база.

В 1954 году объединенный завод выпустил свой первый автобус – РАРЗ-651. Ничего примечательного в нем не имелось – стандартная модель ГАЗ на шасси грузовика с индексом 51, выпускаемая на четырех советских предприятиях.

Такая ситуация гордых латышей не устраивала, поэтому они решили создать свою модель.

РАФ-251

Только сделать это оказалось не так-то просто. Рижский автобусный завод был по сути небольшим сборочным предприятием, работающим с готовыми машинокомплектами. Ни о каких собственных шасси разговора идти не могло. Рижская экспериментальная автомобильная фабрика уже пробовала – результат оказался плачевным.

Немного нелепый, но уже полноценный автобус. Фото: Youtube.com

Инженеры решили выделиться дизайном и сконструировали на удлиненном шасси ГАЗ-51 свой автобус на 22 сидячих места, хотя по факту, внутрь могло поместиться гораздо больше.

В отличие от РАРЗ-651, новая модель получилась бескапотной.

Для этого пришлось немало поработать:

✅ Перенести педали
✅ Укоротить и установить почти вертикально рулевую колонку
✅ Переделать водительскую кабину

Это уже был классический автобус, несмотря на используемое шасси ГАЗ-51.

Технически это тот же горьковский грузовик с двигателем на 3,48 литра, развивающим 70 л. с. Силовой агрегат был расположен около водителя. Из-за высокой нагрузки на переднюю подвеску в нее добавили по паре дополнительных рессор с каждой стороны.

Кузов РАФ-251 собирался на деревянном каркасе, обшитом листовой сталью. Кстати, в 1967 году, когда модель уже несколько лет как сняли с производства, выпустили цельнометаллический прототип на 30 сидячих мест, но в серию он не пошел.

Автобус был малогабаритный, поэтому он вписывался в стандартный расход топлива для грузовика ГАЗ-51 – 30 литров в среднем. В городских условиях при полной загрузке эти показатели иногда достигали 40 л.

Часто эту модель использовали на пригородных маршрутах. Фото: Youtube.com

Автобус получился быстрым для своего времени – он разгонялся до 70 км/ч. Впрочем, опытные водители знали, что ездить с такой скоростью не стоит. Достаточно 50, максимум 60 км/ч. Все дело в том, что силовой агрегат ГАЗ-51 не любил работы на высоких оборотах и быстро выходил из строя при таком режиме эксплуатации.

В Советском Союзе РАФ-251 попадался нечасто – эта модель использовалась в основном в Прибалтике. С 1955 по 1960 годы было выпущено около 1,5 тысячи автобусов.

До наших дней сохранилось всего нескольких экземпляров РАФ-251, заботливо отреставрированных коллекционерами.

Самый первый рафик

Каким он был – самый первый «рафик»? Вот он, собственной персоной: восстановленный автобус РАФ-251, он же – РАФ-976.

Новости отрасли

Свежий номер

№1 (январь-февраль 2024)

vk

twitter

twitter

Самое читаемое

Многие ошибочно считают, что первым детищем Рижской автобусной фабрики, то есть первым «рафиком», стал РАФ-10. На самом деле это не так: РАФ-10 «Фестиваль», увидевший свет в 1957 году, по праву имеет почетный титул первого советского микроавтобуса, но самая первая разработанная собственными силами модель заняла свое место в производственной программе этого предприятия несколькими годами ранее.

РАФ-251, РАФ-976, рафик, первый РАФ, Рижский автобусный завод, история автобусов, советский автобус, СТ-КТ, SPbTransportFest

Рижская автобусная фабрика, ставшая известной на весь Советский Союз под аббревиатурой РАФ, ведет свою историю с 1951 года, появившись в результате объединения двух действующих на тот момент в столице Латвии предприятий: Рижского завода автобусных кузовов и Рижской экспериментальной автомобильной фабрики. На первых порах под маркой РАФ освоили производство базирующихся на шасси ГАЗ-51 капотных 25-местных автобусов, по сути представлявших собой копию ГЗА-651. Но такие копии на просторах страны в ту пору делали много где. Настоящим же первенцем Рижского автобусного завода стал разработанный собственными силами РАФ-251, который пошел в серийное производство в 1955 году. С него, собственно, и начинается история этого предприятия.

РАФ-251, РАФ-976, рафик, первый РАФ, Рижский автобусный завод, история автобусов, советский автобус, СТ-КТ, SPbTransportFest

РАФ-251 тоже базировался на шасси ГАЗ-51 (с усиленной передней подвеской) и тоже комплектовался деревянным кузовным каркасом, обшитым стальным листом. Но, как и подобает автобусу второй половины XX века, его компоновку выполнили бескапотной. По первому времени машину выпускали для применения на регулярных маршрутах – такая модификация получила две боковые двухстворчатые двери и вмещала 29 пассажиров, из которых сидя ехали 22. Но потом автобус постепенно обрел статус служебного: под обозначением РАФ-251С его изготавливали уже с одной пассажирской одностворчатой дверью и с увеличенным до 27 количеством сидячих мест. И была еще грузопассажирская версия РАФ-251Т, в передней части которой размещался пассажирский салон, а в задней – грузовое отделение с глухими боковинами и расположенными в корме кузова двухстворчатыми дверьми.

РАФ-251, РАФ-976, рафик, первый РАФ, Рижский автобусный завод, история автобусов, советский автобус, СТ-КТ, SPbTransportFest

До 1958 года Рижская автобусная фабрика изготовила 1460 автобусов РАФ-251 различных модификаций, после чего его производство перенесли на площадку Рижского авторемонтного завода №2, где этот автобус уже под индексом РАФ-976 производили не только на новых, но и на восстановленных в ходе капремонта шасси ГАЗ-51. Причем производили долго – в некоторых источниках утверждается, что чуть ли не до середины 1980-х. Главная же производственная площадка Рижской автобусной фабрики с 1961 года была полностью загружена выпуском микроавтобусов: сначала – РАФ-977, а с 1976-го, когда завод перенесли в Елгаву – РАФ-2203. Те, кому довелось хоть недолго пожить в Советском Союзе, наверняка хорошо помнят и тот, и другой.

РАФ-251, РАФ-976, рафик, первый РАФ, Рижский автобусный завод, история автобусов, советский автобус, СТ-КТ, SPbTransportFest

Но вернемся к знакомству с РАФ-251, он же – РАФ-976. В 2016 году эту машину, ранее работавшую в Латвии, а позже пребывавшую в коллекции латвийского бизнесмена и автогонщика Андриса Дамбиса, приобрел Петербургский музей автобусов, где ее тщательно восстановили до первозданного состояния. Судя по тому, что данный конкретный экземпляр изготовлен в 1964 году, перед нами все же РАФ-976. Я познакомился с ним во время состоявшегося в Санкт-Петербурге ежегодного фестивале SPbTransportFest.

РАФ-251, РАФ-976, рафик, первый РАФ, Рижский автобусный завод, история автобусов, советский автобус, СТ-КТ, SPbTransportFest

Внешне восстановленный РАФ-976 выглядит вполне на уровне автобусов, появившихся в 1950-е. Скругленная передняя часть кузова, скругленные боковые края ветрового стекла, скругленные скаты крыши – здесь отдана дань аэродинамике! Над ветровым стеклом – встроенный в кузов маршрутоуказатель. Головные фары и «поворотники» выполнены на небольших приливах. Одним словом, это вам не появившиеся позже на провинциальных заводах словно вырубленные топором непритязательные поделки на газоновских шасси. Нет, создавая РАФ-251, разработчики претендовали на наделение машины некой внешней стилистикой, и у них это получилось настолько, насколько тогда вообще было возможно.

РАФ-251, РАФ-976, рафик, первый РАФ, Рижский автобусный завод, история автобусов, советский автобус, СТ-КТ, SPbTransportFest

А что внутри? Открываем дверь кабины – именно кабины, поскольку она у данного автобуса отделена от пассажирского отсека сплошной перегородкой. А в кабине – просто спартанские условия. На дверях – жалкое подобие внутренней отделки, передняя панель – голый, точнее – крашенный металл с расположенным посередине скромным щитком приборов. Делящий кабину на две половины кожух моторного отсеке – просто железная коробка с прорезями для рычагов. Он создает впечатление произведения какой-то колхозной мастерской, но никак не автобусного завода. У единственного пассажира этой кабины своя отдельная дверь справа – его макушку остальные едущие в автобусе граждане могли видеть через сделанное во внутренней перегородке окно. Впрочем, в нашем случае – это служебный автобус, а вот как переднее пассажирское место было организовано у рейсовой модификации – сказать не берусь.

РАФ-251, РАФ-976, рафик, первый РАФ, Рижский автобусный завод, история автобусов, советский автобус, СТ-КТ, SPbTransportFest

Поскольку взятое за базу шасси газона рамное, то сделанный из листовой фанеры пол салона расположен сравнительно высоко – пассажиру, чтобы пройти в автобус, нужно подняться по нескольким ступенькам. У перегородки кабины расположены три сиденья, развернутые против хода. Причем двухместное центральное, надо понимать, прикрывает выступающий кожух силового агрегата. А в остальном салон как салон с рассчитанными на двух пассажиров сиденьями, расположенными друг за другом по обе стороны прохода. В торце – обычный для тех лет диван во всю ширину задней стенки. Судя по размерам – пятиместный. Одно странно: нормально усесться на него нельзя. Точнее, можно, но только тому, кто оказался по центру. Потому что он может вытянуть ноги с проход, а вот куда их девать остальным – непонятно: расстояние до спинок впереди стоящих сидений очень маленькое, приемлемое разве что для детей. Зато высота салона позволяет ходить по нему в полный рост, почти не пригибаясь.

РАФ-251, РАФ-976, рафик, первый РАФ, Рижский автобусный завод, история автобусов, советский автобус, СТ-КТ, SPbTransportFest

В общем, как рейсовый РАФ-251/976 довольно быстро себя изжил, а вот то, что он сумел так долго, на протяжении несколько десятилетий продержаться в качестве служебного, нет ничего удивительного: простейшее, самое распространенное в стране шасси и деревометаллический кузов делали этот автобус исключительно ремонтопригодным, что было очень важно для снабжавшихся запчастями по остаточному принципу многочисленных организаций, не имевших непосредственного отношения в сфере автомобильного транспорта. Да, долговечность кузова на деревянной основе была невысокой, но его всегда можно было заменить на новый – было бы работоспособно шасси. А работоспособность шасси ГАЗ-51 ухитрялись поддерживать долгое время – были бы запчасти.

Константин Закурдаев

В Советском Союзе существовал аналог «народного автобуса»*, правда, как раз народ-то его покупать и не мог

Советский автобус РАФ-977 ДМ Латвия

В Советском Союзе существовал аналог шведского «народного автобуса», правда, как раз народ-то его покупать и не мог. Им пользовались государственные организации, его даже экспортировали в Восточную Европу и на Кубу. Но распад СССР стал роковым: фабрика-производитель оказалась в другой стране и вскоре разорилась.

Мортен Карлссон (Mårten Carlsson)

В СССР строго регулировали, какие товары следует производить, в каком количестве и кто именно должен это делать. В стране было два завода микроавтобусов. УАЗ (Ульяновский автозавод) в Ульяновске выпускал полноприводную модель для сложных задач, а РАФ (Рижская автобусная фабрика) — обычные гражданские микроавтобусы.

РАФ начал работу в 1949 году с производства кабин и кузовов для грузовиков. Тогда он носил поэтичное имя «Рижский авторемонтный завод номер два» (так у автора, на самом деле в 1949 году на базе Рижского авторемонтного завода №2 создали Рижский завод автобусных кузовов — прим. перев.). Когда завод получил право производить микроавтобусы, его переименовали в Рижскую автобусную фабрику.

В 1958 году появилась на свет модель 977 — микроавтобус побольше аналога от «Фольксвагена», и с двигателем в передней части. Мотор и многие другие элементы были взяты от «Волги» ГАЗ-21. Двигатель объемом в 2,5 литра обладал мощностью в 75 лошадиных сил, что делало РАФ-977 довольно мощной машиной для своего класса. Хотя на самом-то деле этот микроавтобус был в стране единственным в своем роде, да и для клиентов это не имело большого значения, ведь рядовые граждане купить его не могли.

РАФ-977 использовались только государственными организациями, например, на них ездили сотрудники скорой помощи и пожарные, они применялись в аэропортах и так далее. У одной из модификаций были дополнительные стеклянные окна в крыше, примерно как у «Фольксваген Самба». Такими машинами располагал «Интурист», который возил на них гостей на экскурсии.

Однако были и исключения. Например, если в семье было более четырех детей, она могла подать заявку и получить разрешение на покупку или аренду такого микроавтобуса.

Изначально экспортировать их не предполагалось, но некоторое количество РАФ-977 все-таки попало в страны-спутники СССР: в Болгарию, Венгрию и даже на Кубу.

Так или иначе, спрос на них был настолько высок, что в 1966 году их даже начали производить в Ереване, нынешней столице Армении. Там их выпускали под названием ЕрАз-762 вплоть до 1996 года. В Риге же заслуженную модель 977 в 1976 году заменили новой — 2203-й — которую еще называли «Латвия».

Ее усовершенствовали по многим параметрам, хотя нельзя сказать, что она была особенно современной. Мощность двигателя от «Волги» ГАЗ-24 составляла 95 лошадиных сил. Много что было взято от «Москвича» 408-й и 412-й моделей. Также автомобиль стал несколько больше: длина его немного превышала 5 метров, а ширина составляла 2 метра.

Как и предшественника, этот микроавтобус использовался государственными службами, а также в качестве общественного транспорта. С тех пор модель 2203 не претерпела существенных изменений, зато окружающий ее мир — еще как. Советский Союз распался, и наступили новые бурные времена, когда приходилось приспосабливаться к рыночной экономике, взаимодействию с другими странами и так далее.

РАФ оказалась в независимой Латвии и стала принадлежать новому государству. Она была практически полностью отрезана от родной страны и привычного российского рынка. Прошло много времени, прежде чем отношения с новыми прибалтийскими государствами немного оттаяли.

Но теперь ей и не нужна была Россия, в ее распоряжении оказался весь остальной мир. К фабрике в Риге проявляли интерес в Европе, Японии и Корее. Правда, присмотревшись поближе, иностранные партнеры удалились. Тем не менее фабрике удалось наладить контакт с английской компанией International Automotive Design, чтобы разработать новый дизайн для открытого рынка. Компания могла создать прототип, который выглядел бы современно, но сама РАФ не была в состоянии всерьез усовершенствовать автомобиль.

Вместо этого продолжали производить 2023, и последним автомобилем, который фабрика выпустила в 1997 году, стала специальная модель 3311. По иронии судьбы, ее часто использовали на похоронах. Через год разорилась и сама фабрика.

* в Швеции «народным автобусом» (folkabuss) называли микроавтобус «Фольксваген-T2».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *