Зачем картонка перед радиатором
Перейти к содержимому

Зачем картонка перед радиатором

  • автор:

Как картонка перед радиатором калечит автомобиль

Картонка, установленная перед радиатором автомобиля, эффективное средство, призванное блокировать поступление холодного воздуха в подкапотное пространство. Такая практика позволяет значительно ускорить прогрев. Но является ли такой «колхоз» совершенно безопасным средством?

Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Опыт еще советских автомобилистов, использовавших картонку перед радиатором едва ли не на регулярной основе, уже сам по себе говорит в пользу эффективности этого дедовского метода.

О том же сигнализируют штатные съемные пластиковые заслонки перед радиатором в ряде моделей Peugeot и Citroen, равно как жалюзи с автоматическим приводом, входящие в оснащение некоторых моделей Ford. И тем не менее, разберемся в нюансах и начнем с положительного эффекта заслонок.

Очевидный факт — поскольку заводская или самодельная заслонка-шторка перекрывает поступление холодного воздуха под капот, в сильные морозы устанавливать такие препоны для холодного воздуха имеет прямой смысл.

Так вы уменьшите время прогрева двигателя на 3-5 минут (в зависимости от модели), равно как не дадите горячему воздуху покидать подкапотное пространство дольше, чем при отсутствии картонки. Очень вероятно также, что количество холодных пусков зимой уменьшится, и соответственно вы поспособствуете повышению ресурса двигателя. Это особенно важно для агрегатов, которые из-за конструктивных особенностей прогреваются медленно — речь в основном о турбодизелях и бензиновых турбомоторах с непосредственным впрыском топлива.

Еще один позитивный момент связан с тем, что картонка в морозы создает для двигателя «здоровый» температурный режим. Ведь если машина регулярно эксплуатируется в сильный холод с непрогретым движком, увеличивается риск его масляного голодания.

Также зимой, когда горячий двигатель остывает на морозе, в лубриканте увеличивается содержание воды (из-за процесса испарения). Из-за конденсата трущиеся детали хуже смазываются и коррозируют. Однако в тех двигателях, которые быстро выходит на рабочую температуру (порядка 90 °C) и даже ее верхнюю грань (100°C и выше), масло, образно говоря, прожаривается — скопившаяся в двигателе вода превращается в пар. Таким образом, обычная картонка наращивает ресурс мотора.

Когда же картонка перед радиатором может нанести вашей машине ощутимый вред? Например тогда, когда барахлит термостат — деталь, поддерживающая определенную температуру в системе охлаждения двигателя, автоматически открывая и закрывая для антифриза большой контур охлаждения. Увы, если эксплуатировать автомобиль много и регулярно, ресурс термостата может не превысить и трех лет. Как правило, прибор заклинивает в одном из положений — закрытом либо открытом. Внимательный водитель, конечно же, быстро заметить поломку — по медленному нагреву антифриза даже при несильном морозе. Проще говоря, показания температуры масла будут расти медленно даже под нагрузкой и при продолжительных поездках.

Что может сделать при таких условиях не очень опытный водитель? Правильно — скомпенсировать медленный или неэффективной прогрев той самой картонкой перед решеткой радиатора. Однако таким образом неисправный термостат не починишь, а двигатель все равно не начнет выходить на рабочую температуру. Если же клапан термостата будет постоянно открыт, то при запуске мотор будет мало того что долго нагреваться. Плохое поступление охлаждающей жидкости губительно для цилиндров и поршней — это приводит к их ускоренному износу, равно как холодное моторное масло, неэффективно смазывающее подвижные детали двигателя.

Кроме того, «колхозить» нужно с умом. К примеру, не стоит устанавливать перед решеткой радиатора легковоспламеняемые предметы (такие, как картонки из неплотной бумаги). Они могут загореться, поскольку находятся недалеко от раскаленного выпускного коллектора.

Правда и то, что с картонкой перед радиатором нужно быть максимально внимательным, если автомобиль эксплуатируется под нагрузкой. Активная езда, долгое движение в заторах или пробуксовки в снегу гарантированно направят стрелку температуры выше отметки 100 °C. В теории такой скачок должен скомпенсировать электровентилятор. Однако даже если и так, этот узел будет сам работать с повышенной нагрузкой, что чревато его выходом из строя.

В то же время с картонкой перед радиатором повышается риск перегрева мотора также при неожиданном росте температуры окружающего воздуха. Поэтому считается, что «химичить» с картонкой не следует, если «за бортом» температура +5°C и выше. Соответственно, если уж вам так по душе дедовский метод, не забывайте следить за прогнозом погоды. При пограничных значениях можно перекрывать радиатор заслонкой не полностью, а лишь частично.

И еще один момент — при установке картонки или другой заслонки учитывайте конструктив, чтобы не перекрыть дополнительные радиаторы — кондиционера, автоматической коробки передач и системы охлаждения масла. В противном случае вы рискуете нарушить температурный режим этих агрегатов и даже не узнать об этом, поскольку информация об их работе не выводится на «приборку».

Как картонка перед радиатором калечит машины

В морозы многие водители сталкиваются с типичной проблемой: салонной печки для полноценного обогрева автомобиля не хватает, хотя морозы не слишком велики. Эту проблему автомобилисты решают двумя путями: поиском и устранением технических неисправностей и дедовским методом – установкой картонки перед радиатором. Второй метод может принести не только пользу, но и вред.

Depositphotos

Почему не хватает мощности печки

Ездить на автомобиле, салон которого полноценно не прогревается, как минимум, не очень комфортно, а порой и опасно для здоровья. При этом далеко не все водители понимают, почему их транспортное средство перестаёт нормально отапливаться. Разобраться в принципах работы салонной печки автомобиля не так и сложно. Источником тепла является жидкость системы охлаждения двигателя. Горячий антифриз циркулирует через небольшой радиатор в салоне автомобиля. Воздух прогоняется через его «соты» вентилятором и забирает часть тепла. Регулируя скорость вращения вентилятора и шторки подачи воздуха, можно добиться хорошего прогрева салона автомобиля. Правда, лишь при условии, что ваш автомобиль технически исправен.

За температуру антифриза отвечает система охлаждения двигателя, состоящая из двух контуров – малого и большого. После запуска холодного двигателя помпа прокачивает антифриз лишь по малому кругу – радиатор охлаждения при этом закрыт термостатом. Это позволяет быстрее прогреть мотор (и, разумеется, радиатор салонной печки, который входит в малый круг). Циркуляция жидкости через радиатор охлаждения начинается лишь тогда, когда система выходит на рабочую температуру и термостат открывается. Медленный или откровенно плохой нагрев антифриза при несильном морозе – прямой признак технической поломки. Он может указывать на то, что термостат по какой-то причине не перекрывает циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу (через радиатор). Решается проблема просто – проверкой и заменой этой нехитрой и, как правило, недорогой детали.

Что делают водители

© Depositphotos

При недостаточной эффективности салонной печки, вызванной поломкой термостата, многие автомобилисты не спешат устранять проблему, а борются с её следствием – устраняют тепловые потери путём установки картонки, фанерки, куска пластика или даже тряпки перед радиатором. Такой метод действительно работает, но основную проблему он не решает – термостат от этого вновь работать не начинает.

Инородное тело, установленное перед радиатором охлаждения двигателя, уменьшает поступление холодного воздуха в моторный отсек – температура охлаждающей жидкости растёт быстрее, а печка – греет лучше. Штатные «зимние» заглушки даже входят в «холодный» пакет многих французских автомобилей – они крепятся непосредственно на бампере. Модели премиального сегмента и вовсе снабжаются продвинутой системой электронноуправляемых жалюзи, регулирующих охлаждение радиатора. Всё это – штатные, безопасные решения, продуманные инженерами. Картонки и фуфайки к таковым точно не относятся.

Чем опасны кустарные картонки

Само по себе утепление моторного отсека в холода – абсолютно нормальная процедура. Особенно для регионов с суровыми морозами. Когда температура окружающего воздуха опускается до -20 и более градусов по Цельсию, штатной системы обогрева салона на некоторых моделях может просто не хватать. Но утеплять автомобиль необходимо правильно, с соблюдением норм безопасности, иначе до беды недалеко.

Зачем используют картонку перед решеткой радиатора?

С наступлением морозов на ряде автомобилей можно увидеть самодельные картонки, засунутые в решетку радиатора. Эти приспособления, по мнению автомобилистов, должны защитить транспортное средство от избыточной потери тепла. Однако любое вмешательство в конструкцию моторного отсека может вызвать и негативные последствия. В каких же случаях использование экранов оправданно, а в каких категорически запрещено?

Вредное охлаждение

В период холодной работы двигателя автомобиля износ составляет около 7% от общего износа силового агрегата за время его эксплуатации. При температуре окружающего воздуха -15 градусов только несколько поворотов коленвала при старте мотора с отстоявшимся маслом дают износ поверхностей трения, эквивалентный выработке при 18-26 км пробега. Другими словами, нагрузка на двигатель при понижении температуры до -40 градусов может увеличиться на 25% и более в результате возрастания вязкости масла и энергопотерь в трансмиссии.

Кроме того, даже хорошо прогретый мотор во время поездок в морозы охлаждается и испытывает дефицит тепла. При -30 градусах мотор работает при температуре вдвое ниже предписанной. Порой видно, как пробеги со скоростью 70-90 км/ч опускают стрелку температуры антифриза на четверть шкалы.

При этом для мотора критична потеря даже 10 градусов. При температуре охлаждающей жидкости в 40 градусов темпы изнашивания гильз блока цилиндров возрастают в 4 раза, а при температуре антифриза в 50 градусов растут в 2 раза по сравнению с нормальной работой силового агрегата. При этом рабочей температурой антифриза являются 85-90 градусов.

Если двигатель зимой не прогревается свыше 85 °C, то в моторном масле растет содержание воды. При перепадах температуры, когда мотор остывает, на его внутренних поверхностях образуется конденсат, и в масле появляется эмульсия, из-за которой детали шатунно-поршневой группы хуже смазываются и подвергаются коррозии. Неудивительно, что многие водители борются с дефицитом тепла в моторном отсеке и устанавливают перед решеткой радиатора термоэкран.

Термоэкран

У множества современных автомобилей встречаются решения, очень напоминающие дедовскую картонку. Это штатные пластины, закрывающие прорези в бампере, например, у моделей Peugeot или Citroen. Летом они снимаются, и их можно хранить в гараже. На некоторых автомобилях, таких как Ford Kuga, используются жалюзи с автоматическим приводом, которые закрывают лишние отверстия в бампере при определенной температуре за бортом или на высокой скорости.

Ну а если на машине нет штатных устройств, то остается вставлять в щель между радиатором и решеткой картонку. Экран нужно ставить перед радиатором кондиционера (конденсатором). Тогда в случае необходимости включившийся электровентилятор возьмет воздух из зазора между двумя радиаторами и охладит основной радиатор. Если на автомобиле нет кондиционера, то картонку выбирают уменьшенного размера, чтобы оставить приток воздуха для электровентилятора.

В целом с термоэкраном при прогревании мотор достигает паспортных 82 градусов на 2-3 минуты быстрее, а при движении улучшается стабильность микроклимата под капотом. Эта микросреда не дает антифризу остывать ниже рабочих значений.

Использование экрана оправданно при понижении температуры до -10 градусов. При понижении температуры ниже -15 моторный отсек необходимо утеплять дополнительно. Продаются так называемые автоодеяла из негорючего материала, которые укладываются на моторную крышку сверху и прижимаются капотом. Эти средства позволяют удерживать температуру внутри моторного отсека на уровне 20 градусов тепла даже в 20-градусный мороз.

До каких температур утепляться?

Как поведет себя утепленный мотор в холода, зависит от ряда факторов, а именно от типа конструкции (дизель или бензин), наличия турбонаддува, расположения воздухозаборника в моторном отсеке.

Если слишком усердствовать и закрыть все щели в моторном отсеке, а радиаторную решетку заткнуть старой пуховой подушкой, то в моторном отсеке начнется дефицит воздуха. Циркуляция воздуха нарушится, приток кислорода снизится, и силовой агрегат будет работать на обогащенной смеси, что очень вредно для камер сгорания и каталитического нейтрализатора. Есть риск появления нагара на электродах свечей и закоксовывания ячеек катализатора. Кроме того, растет расход и падает мощность. При перегреве могут страдать высоковольтные провода и катушки зажигания.

Поэтому при температуре воздуха выше -15 утепление моторного отсека не требуется. В лучшем случае можно поставить экран перед решеткой радиатора, но только если он рекомендован производителями техники. При температуре выше -10 не нужен и он.

Зачем ставят картонку перед радиатором зимой?

Зачем ставят картонку перед радиатором зимой?

Комментарии: 3 08.01.2019 Пройдясь по зимним улицам российских городов, можно заметить, что многие автомобилисты устанавливают картонку между фар, закрывающую решетку радиатора. Чаще всего, к такой доработке прибегают водители отечественных автомобилей. Разумеется опытные водители хорошо знают для чего устанавливается такой «тюнинг». Но вот для новичков, информация не всегда может быть известной.

Зачем ставят картонку перед радиатором зимой? 3

Существует несколько причин для установки картона. В большинстве случае его ставят в качестве заградительного барьера, своеобразной компенсацией поломанного термостата. Так же картонка может быть установлена для защиты от летящей грязи.

Важно понимать, что порой картонка может не только не помочь, но и сослужит вам плохую службу, загубив автомобиль. Устанавливая элемент, необходимо регулярно контролировать температуру под капотом, чтобы не произошло выкипание антифриза и расширение бачка, а так же не перегрелся двигатель. По мнению автомобильных производителей, сегодня устанавливать картонку под радиатор как минимум глупо, так как существуют специализированные накладки, которые можно приобрести в автомобильном магазине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *